Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика анализа. Порядок ее применения.

Рентабельность совокупного капитала
Рентабельность продаж
Связь между рентабельностью капитала, прибыльностью продукции и оборачиваемостью капитала и факторов, формиру­ющих их уровень, показана на рис. 2.

             
   
 

 


Оборотный капитал
Основной капитал
Структура продукции
                                                                                               

     
 


Рис.2. Взаимосвязь факторов, формирующих рентабельность совокупного капитала

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение I уровня рентабельности капитала можно произвести методом абсолютных разниц:

∆ ROAKo 6 = ∆Коб х Rpn 0; ∆ ROARpn = Кобх х ∆ Rpn. Данные, приведенные в табл. 13.1, показывают, что доход­ность капитала за отчетный год выросла на 2,5 %(40-37,5). В связи с ускорением оборачиваемости капитала она возросла на 3,3 %, а за счет некоторого снижения уровня рентабельности продаж уменьшилась на 0,8 %.

Таблица 1

Показатели эффективности использования совокупного капитала

 

Показатель Прошлый год Отчетный год
Балансовая прибыль предприятия, млн руб. Чистая выручка от всех видов продаж, млн руб. Средняя сумма капитала, млн руб. Ре^абельность капитала, % Рентабельность продаж, % Коэффициент оборачиваемости капитала 15 000 75 000 40 000 37,50 20,00 1,875 20 000 102 000 50 000 40,00 19,60 2,04

Изменение рентабельности капитала за счет:

коэффициента оборачиваемости                  (2,04-1,875) х 20,0 = +3,3%

рентабельности продукции                          (1-9,6-20,0) х 2,04= -0,8%

                                 Всего +2,5%

Далее необходимо проанализировать эффективность ис­ пользования функционирующего капитала, обслуживаю­щего процесс основной деятельности предприятия. В данном случае прибыль от реализации продукции делят на среднегодо­вую сумму активов, из которой вычитают долгосрочные и крат­косрочные финансовые вложения, а также остатки незавер­шенного капитального строительства и неустановленного обо­рудования (табл. 2).

Как видно из таблицы, доходность функционирующего капи­тала повысилась за счет ускорения его оборачиваемости и зна­чительно снизилась за счет рентабельности продаж.

Таблица 2

Показатели эффективности использования функционирующего капитала

Показатель Прошлый год Отчетный год
Прибыль от реализации продукции, млн руб. 14 500 19 296
Чистая выручка от всех видов продаж, млн руб. 69 000 99 935
Средняя сумма функционирующего капитала, млн руб. 34 500 42 500
Рентабельность капитала, % 42,00 45,40
Рентабельность продаж, % 21,00 19,30
Коэффициент оборачиваемости капитала 2,00 2,35
Изменение рентабельности функционирующе­го капитала за счет: коэффициента оборачиваемости рентабельности продукции

(2,35-2,0) х 21,0 = +7,4% (19,3-21,0) х 2,35=-4,0%

 

Всего +3,4%

При внутреннем анализе более подробно изучаются причины изменения рентабельности продаж.

Ее уровень можно увеличить за счет сокращения затрат или повышения цен. Однако при росте цен возможно сниже­ние спроса на продукцию и как следствие замедление оборачи­ваемости активов. В итоге прирост рентабельности капитала за счет роста цен может компенсироваться за счет снижения ко­эффициента его оборачиваемости и общая доходность капитала не улучшится.

Например, руководство предприятия рассматривает вопрос о повышении цен на 10 %. При этом ожидается, что спрос на продукцию и объем продаж снизится на 15-20 %. Требуется оценить эффективность такого предложения по его влиянию на рентабельность капитала, рентабельность продукции и коэффи­циент оборачиваемости капитала.

Поскольку фактическая сумма постоянных расходов предпри­ятия составляет 26 490 млн. руб., а переменных - 54 149, то при спаде производства на 20 % сократится соответственно только сумма последних и составит 43 320 (54149 х 80%/100), а общая |сумма затрат будет равна 69 810 млн. руб.

Выручка в связи с повышением цен на 10 % и снижением объе­ма продаж на 20 % составит 87 943 млн. руб. (99 935 х 0,80 х 1,1), прибыль 18 133 млн. руб. (87 943 - 69 810), а все остальные [показатели изменятся следующим образом:

Уровень показателя
до после
80 639 69 810
99 935 87 943
19 296 18 133
42 500 40 750
45,40 44,5
19,30 20,60
2,35 2,15
     

 

 

Себестоимость реализованной продукции, млн руб.

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

Прибыль от реализации продукции млн. руб.

Среднегодовая стоимость капитала, млн. руб.

Рентабельность капитала %    

Рентабельность продаж %

Коэффициент оборачиваемости капитала

 

Доходность капитала падает с 45,40 до 44,5 % из-за значи­тельного замедления его оборачиваемости. Следовательно, дан­ное предложение невыгодно для предприятия.

Предприятие

А Б
10 000 50 000
1000 1000
20 000 20 000
10 2
0,5 2,5
5 5

Факторный анализ рентабельности капитала может выя- | вить слабые и сильные стороны предприятия. Допустим, что два предприятия одной и той же отрасли имеют следующие показатели:

 

Себестоимость реализованной продукции, млн руб.

Прибыль от реализации продукции, млн руб.

Среднегодовая сумма капитала, млн руб.

Рентабельность продукции, %

Коэффициент оборачиваемости капитала

Рентабельность капитала, %

 

Рентабельность капитала на двух предприятиях одинаковая. Однако на первом она достигнута в основном за счет более вы­сокого уровня рентабельности продукции при низком коэффи­циенте оборачиваемости средств, а на. втором - за счет более высокого коэффициента оборачиваемости при низком уровне рентабельности реализуемой продукции.

Очевидно, что предприятие А может добиться более быстрого и значительного успеха за счет мер, направленных на уско­рение оборачиваемости капитала (увеличения объема продаж, сокращения неиспользуемых активов и т.д.).

На предприятии Б обратная ситуация. Здесь нужно выявить причины низкого уровня рентабельности продукции и найти ре­зервы его повышения с целью увеличения показателей ROF и ROA. Причин низкой рентабельности производства продукции может быть очень много: неэффективная работа оборудования, низкий уровень производительности труда, низкий уровень ор­ганизации производства, неприбыльный ассортимент продук­ции, неполное использование, производственных мощностей с сопутствующими высокими постоянными издержками про­изводства, избыточные коммерческие и административные рас­ходы и т.д.

Достоинство ROA ив том, что его можно использовать для прогнозирования суммы прибыли. Для этого применяется сле­дующая модель:

П = KL x ROA,

где KL - среднегодовая сумма капитала; П - сумма прибыли. Отсюда изменение суммы прибыли за счет:

величины капитала:

∆П = KL 1 х ROA 0.

уровня рентабельности капитала:  

                                              ∆П = KL 1 х ROA.

Получение достаточно высокой прибыли на средства, вло­женные в предприятие, зависит главным образом от изобрета­тельности, мастерства и мотивации руководства. Следовательно,

показатель ROA является хорошим средством для оценки качества управления. Связанный с эффективностью управления этот показатель намного надежнее других показателей оценки финансовой устойчивости предприятия, основанных на cотношении отдельных статей баланса. Поэтому он представ­ляет большой интерес для всех субъектов хозяйствования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...