Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грамматические таблицы, орфографические, пунктуационные правила и задания.




Задание 1. Подчеркните грамматическеие основы предложений.

1.Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эллинских мраморах.

2.Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые об­разы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память.

3.Снег падал реже, чуть посветлело.

4.Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только са­мые мелкие грибки.

5.Жду, когда наш старый пруд затянет илом.

6.И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только то­гда Иван Иваныч приступил к рассказу.

7.Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья.

8.Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии.

9.А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже темно.

10.Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с по­добными штуками.

11.Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега.

12.Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надле­жало ей делать.

13.Идёшь по лесу с пустыми руками, а душа чиста.

14.Стою один среди равнины голой, а журавлей уносит ветер в даль.

15.Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зве­рей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

16.В мире, где энтропия уничтожила все запасы энергии, нет ни движе­ния, ни развития, ни пространства, ни времени.

 

 

17.Поэтому прежде чем обвинять в безделье других, а порой и самого себя, стоит разобраться: какая бывает лень и что скрывается изна­чально за каждой из её ипостасей?

18.Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей?

19. Знаешь ли, какая мысль приходит теперь мне часто в голову?

20.Подумай-ка, сколько миллиардов людей с сотворения мира приходи­ли на Землю и уходили с неё.

21.Хочу напомнить тебе о том, что была эпоха, когда человечество вдруг содрогнулось от сознания того болота грязи, мерзости и пако­сти, которые засосали любовь, и сделало попытку вновь очистить и возвеличить любовь, хотя бы в лице женщины.

22.Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению.

23.В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из то­го, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного.

24.От века истина ходила с зажжённым фонарём и раздражающим коло­кольчиком по негостеприимным домам, стучалась в двери и вместо приветствия звучно и как бы некстати говорила на пороге: «Власть имущий и сытый, помни о смерти».

25.Отдавая должное науке, можно сказать, что есть особый инструмент эмоционального познания ценности мира и ценности человека в нём.

26.Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы велико­лепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил».

27.Надо знать, какой бывает война, какое это благо — мир.

28.Скажи, кто твой национальный гений, и я скажу, кто ты.

29.Там хорошо, где нас нет.

30.Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники?

Ответ: 1.Его уносило в древний мир, и онрассуждал об эллинских мраморах.

2. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые об­разы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память.

3. Снегпадал реже, чуть посветлело.

4.Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только са­мые мелкие грибки.

5. Жду, когда наш старый пруд затянет илом.

6.И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только то­гда Иван Иванычприступил к рассказу.

7.Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья.

8.Лицом к лицу лица не увидать: большоевидится на расстоянии.

9.А между тем наступаетночь; за двадцать шагов уже темно.

10.Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с по­добными штуками.

11.Уже смеркалось, когда войскапришли на место ночлега.

12. Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надле­жало ей делать.

13. Идёшь по лесу с пустыми руками, а душачиста.

14. Стою один среди равнины голой, а журавлей уноситветер в даль.

15.Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зве­рей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

16.В мире, где энтропияуничтожила все запасы энергии, нет ни движе­ния, ни развития, ни пространства, ни времени.

17.Поэтому прежде чем обвинять в безделье других, а порой и самого себя, стоит разобраться: какая бываетлень и чтоскрывается изна­чально за каждой из её ипостасей?

18. Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей?

19. Знаешь ли, какая мысльприходит теперь мне часто в голову?

20.Подумай-ка, сколько миллиардов людей с сотворения мира приходи­ли на Землю и уходили с неё.

21. Хочу напомнить тебе о том, что былаэпоха, когда человечество вдруг содрогнулось от сознания того болота грязи, мерзости и пако­сти, которыезасосали любовь, и сделало попытку вновь очистить и возвеличить любовь, хотя бы в лице женщины.

22.Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению.

23.В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из то­го, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного.

24.От века истинаходила с зажжённым фонарём и раздражающим коло­кольчиком по негостеприимным домам, стучалась в двери и вместо приветствия звучно и как бы некстати говорила на пороге: «Власть имущий и сытый, помни о смерти».

25.Отдавая должное науке, можно сказать, что есть особый инструмент эмоционального познания ценности мира и ценности человека в нём.

26.Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы велико­лепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил».

27. Надо знать, какой бываетвойна.

28. Скажи, кто твой национальный гений, и яскажу, ктоты.

29.Там хорошо, где нас нет.

30. Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники?

Задание 2. Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — безличное предложение:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: 1, 3, 5, 8, 9, 11, 12, 16-18, 23, 25-27, 29, 31-33.

Задание. Прочитайте и проанализируйте примеры, иллюстрирующие правила постановки обязательных тире и двоеточия в простом и сложном предложении.

1.Мы посадили в саду почти все плодовые деревья: груши, яблони, вишни.

о: о, о, о

2.Тревожные мыслине позволяли ему начать работу: онбоялся сделать опрометчивый шаг.

________________________________________________

1. Москва(это) столица России.

Моя задачаучиться.

Учиться(это) моя задача.

Жить(значит) родине служить.

Любить – (это, значит) доверять.

Достоевскийодин из великих писателей мира.

Дважды двачетыре.

Иск: Дети есть дети. Киев не столица России. Наш сад как парк.

 

2.Груши, яблони, вишни все деревья растут в нашем саду.

о, о, о – о

Все плодовые деревья: груши, яблони, вишни растут в нашем саду.

о: о, о, о – …

3. Не сули журавля в небе – (а) дай синицу в руки.

Посмотрит – (как) рублем подарит.

Сыр выпал – (и в итоге) с ним была плутовка такова.

Комментарии к примерам

После обобщающего слова, которое как бы расшифровывают однородные члены предложения,ставится двоеточие.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, когда вторая часть раскрывает содержание, дополняет, объясняет (расшифровывает) первую часть.

_________________________________________________________________

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если в грамматической основе представлены существительное, глагол и числительное в начальной форме и в различных комбинациях.

Исключение представляют собой конструкции, где между подлежащим и сказуемым стоят союзы, частицы, вводные слова или глагол-связка есть, который в этой форме настоящего времени обычно опускается.

 

Перед обобщающим словом после однородных членовставится тире.

После однородных членов, которым предшествовало обобщающее слово,ставится тире.

Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть содержит а) противопоставление, б) сравнение и в) итог, результат, вывод.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...