Возрастные особенности обучающихся.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Обоснование необходимости разработки. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Общество, находящееся в условиях информационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою познавательную и творческую активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Особое значение дополнительное образование детей имеет
Направленность программы художественно-эстетическая - программа направлена на приобщение подрастающего поколения к основам дизайна и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Программа «Дизайн – студия» разработана на основе: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844. 3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16. 4. Санитанно – эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4. 1251-03. 5. Устав МКОУ ДОД «Центр детского творчества» Дмитриевского района. 6. План учреждения. 7. Вершинникова Е. Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113. 8. Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». -В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113. 9. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32. 10. Одежда для кукол. -В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 77-83. Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучать различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применять их, используя комплексно, при проектировании на предметах одежды, интерьера, и всего, что так или иначе, окружает нашу жизнь. А также программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Актуальность данной образовательной программы. Программа «Дизайн-студия» ориентирована на углубленное изучение основ дизайна, так как занятия дизайном являются не только актуальным направлением на сегодняшний день, но и могут служить Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому обучающемуся) – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого обучающегося в этом процессе очень значима, и обучающийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою
часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого воспитанника. Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн - проекта (например, коллекции одежды для кукол, или изготовление самой куклы). Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у воспитанников чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллекция моделей одежды для кукол), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства (лоскутное шитьё, плетение из бисера, вышивка, авторская кукла, роспись по стеклу, роспись по ткани, декупаж, гобелен, коллаж и др.) при выполнении индивидуальных заданий.
Практическая значимость. Обучающиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выполнения домашнего труда; - соблюдения правил личной гигиены; - создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; - самостоятельной творческой деятельности; - обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; - оценки произведений искусства, при посещении выставок, музеев,
Цель и задачи программы. Цель: - развитие личностных качеств обучающихся посредством занятий дизайн-проектированием (предметный дизайн, дизайн одежды).
Задачи: Образовательные: - изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества; - освоить технологические знания проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта; - овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий; - обучить основам дизайна; - познакомить с основными законами композиции; - научить пользоваться законами цветоведения; - формировать художественно-образное мышление; - формировать практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества. Воспитательные: - формировать общую культуру обучающихся; - содействовать организации содержательного досуга; - воспитывать аккуратность, трудолюбие; - воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, - воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий; - воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
Развивающие: - развивать общий кругозор; - развивать художественно-эстетический вкус при составлении композиций объектов предметного дизайна; - обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности; - содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе; - развивать творческую деятельность обучающегося.
Особенности программы. Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Отличительные особенности данной программы от других программ заключаются в том, что она предполагает обязательное использование моделирования и дизайна одежды для кукол, а также изучение различных способов изготовления самих кукол, изготовление и дизайн игрушки, поделок, сувениров, аксессуаров. Особенно ценно, при реализации данной программы, самостоятельное изготовление коллекции одежды для кукол, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства. Особенностью программы «Дизайн-студия» является также и интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса. Обучение основывается на следующих педагогических принципах: - личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого воспитанника); - природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности); - культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации; - сотрудничества и ответственности; - сознательного усвоения обучающимися учебного материала; - систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Срок реализации образовательной программы: Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения – обучающиеся 10-13 лет. Второй год обучения – обучающиеся 14-16 лет.
Этапы реализации программы:
1 год обучения - освоение основ материаловедения, цветоведения, основ дизайна, изобразительное искусство, изучение основных техник декоративно-прикладного искусства (вышивка, плетение из бисера, роспись по стеклу, роспись по ткани, коллаж, декупаж, ремейк, плетение из бисера, ласкутная аппликация, печворк, гобелен, вологодское кружево, плетение из газет.). Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого – к сложному». От вырезания простых и симметричных форм - к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости - к обработке объемных форм. 2 год обучения – изготовление и дизайн игрушки, поделок, аксессуаров, сувениров, формирование коллекции одежды для кукол, изготовление обучающимися творческих проектов. Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема подается в течение длительного периода времени с возрастанием степени сложности. Режим занятий. Первый год обучения рассчитан на 144 учебных часа. Каждая группа занимается два раза в неделю по два учебных часа. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Набор детей в возрасте 10 - 13 лет (девочки и мальчики) в группе осуществляется независимо от способности и умений. Наполняемость группы 12-15 человек. Второй год обучения рассчитан на 216 часов. Каждая группа занимается три раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв 10 минут. Набор детей в возрасте 14-16 лет (девочки и мальчики) осуществляется на основе их интереса и добровольного желания. Наполняемость группы 10-12 человек.
Возрастные особенности обучающихся. Программа предназначена для детей 10 – 16 лет. На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка. Младшие школьники: Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены
форм деятельности. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 9-10 лет является сенситивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. От самооценки зависит уверенность обучающегося в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение. Средние школьники: Это возраст перемен, противоречий и контрастов. Они уже не маленькие, но им ещё очень далеко до того, чтобы стать взрослыми. Для таких детей характерен повышенный интерес к себе и к изменениям, происходящим в организме, в сознании. На первый план выступает общение со сверстниками, их оценки и ценности. В этом возрасте пробуждается интерес к собственной личности. Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои поступки. Если их самооценка не совпадает с оценкой окружающих, они переживают серьёзные потрясения. Со взрослыми предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В то же время внутренне они часто застенчивы, легкоранимы. В отношениях с подростками необходимо прежде всего проявить максимум терпения и понимания. Важно не только предъявлять требования, а показывать способы реализации их требований, проявлять максимум внимания к внутреннему миру подростков. Отрицательные явления в поведении подростка легко устранить, если стремление детей этого возраста проявить свою «взрослость» находит удовлетворения в деятельности, которая носит ярко выраженный общественный смысл. Всё, что возможно, пусть делают сами. Необходимо чаще их ставить в ситуации ответственности за дело, товарищей, младших ребят, чаще прислушиваться к их мнению, постараться вызвать у них доверие. Предлагаемые подросткам занятия должны быть достаточно серьёзными и общественно-значимыми. С ними надо много говорить обо всём, что их интересует, в чём они пытаются разобраться. Эти дети любят откровенные задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми, о мировых проблемах. Всё это предусмотрено в программе «Дизайн - студия».
1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки. По окончании 1 года обучения обучающийся должен знать: - разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности, и уметь пользоваться доступными (тушь, мелки, пластилин, гуашь, акварель, цветная бумага, ножницы, клей, пастель и т.д.); - правила безопасности труда при работе с инструментами; - виды рисунков тканей; - терминологию и технологию выполнения ручных работ; - законы композиции; - законы цветоведения; - основы кроя;
- способы уменьшения и увеличения выкроек; - правила подготовки ткани и выкройки к раскрою; - виды ручных стежков; - виды ручной вышивки и аппликации; - основы техник ДПИ: декупаж, роспись по стеклу, ручная вышивка, ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), плетение из бисера, проволоки.
По окончании 1 года обучения обучающийся должен уметь: - владеть навыками смешивания красок, свободно работать кистью, мелками, без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин и пользоваться стеками, обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации, получать из бумаги объемные формы; - выполнять простые ручные швы; - переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стежки вышивки; - определять лицевую, изнаночную стороны, нить основы и утка; - правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны; - работать индивидуально с методическими картами; - строить симметричный узор, орнамент; - подбирать размер и место узора в изделии; - подбирать нитки; - вовремя находить и исправлять ошибки; - проявлять интерес к творческим успехам товарищей; - проявлять творческий интерес к обсуждению выставок собственных работ; - приобрести навыки разносторонних качеств личности. - изготовить поделку, сувенир с использованием техник ДПИ.
По окончании 2 года обучения обучающийся должен знать: - технику безопасности при работе с инструментами; - историю и виды народной игрушки и кукол; - приемы, основные этапы изготовления и оформления мягкой игрушки и куклы; - технологию изготовления плоской игрушки на картонной основе; - технологию изготовления игрушек с проволочным каркасом; - технологию кроя и шитья игрушек из искусственного меха; - способы достижения характерной выразительности игрушки; - содержание профессии дизайнера; - современные направления моды; - требования к качеству готового изделия; - этапы творческого проекта, По окончании 2 года обучения обучающийся должен уметь: - изготовить поделку, сувенир с использованием техник ДПИ: плетение из бисера, ласкутная аппликация, печворк, гобелен, вологодское кружево, плетение из газет, - выполнять простые эскизы изделий и отделки; - работать по замыслу; - разработать эскиз игрушки;
- самостоятельно изготовить выкройку к задуманной (несложной) игрушке; - изготовить плоскую (на картонной основе), полуплоскую, объемную игрушку по выкройке; - работать с искусственным мехом; - изготовить куклу; - конструировать игрушку; - оформить игрушку или куклу; - оформлять дизайн-папку; - осуществлять поиск необходимой информации в области дизайна и моделирования, работать с журналами мод и предметному дизайну; - выполнять раскрой изделия (поделка, игрушка, кукла); - определять качество готового изделия; - в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|