Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.1. Многозначность понятия личности в современной психологии




Индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида. Индивидные свойства.

Учение И. П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента. Методы исследования темперамента и их использование при профотборе и профобучении.

Строение тела и особенности психики. Соотношение типов конституции и темперамента в классификациях Э. Кречмера и У. Шелдона.

Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности (Л. С. Выготский, Б. Н. Ананьев, Л. И. Божович). Общая характеристика понятий «социальная роль» и «социальный статус».

Тема 3.2. Структура личности

Представления о структуре личности в психоанализе 3. Фрейда. Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я». Развитие этих представлений в психологии К.Г.Юнга: Эго, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. Защитные механизмы личности. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З.Фрейда. Модификация идей классического психоанализа в теориях А. Адлера, Э. Фромма, Г. Салливена, К. Хорни.

Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности. Самооценка и самоотношение. Современные подходы к описанию структуры самосознания.

Тема 3.3. Периодизация развития личности

Гетерохронность развития человека. Противоречия в развитии человека как организма, индивида и личности. Биологическая, психологическая и социальная зрелость. Понятие жизненного пути (Б.Г. Ананьев). Противоречия в структуре личности как движущая сила ее развития.

Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности. Развитие личности как субъекта нравственного действия (Ж. Пиаже, Л. Колберг).

Психодинамическая ориентация. Представление об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда. Эпигенетическая периодизация развития личности (Э. Эриксон).

Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Социально-психологический подход к периодизации развития личности.

Тема 3.4. Эмоции

Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций.

Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Основные функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

Тема 3.5. Воля

Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.

Волевые качества человека и их развитие. Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка.

Тема 3.6. Темперамент

Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б. М. Теплову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.

Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И. П. Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу.

Тема 3.7. Характер

Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю.

Взаимосвязь характера и темперамента.

Формирование характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.

 

Тема 3.8. Способности

Понятие о способностях. Определение способностей по Б. М. Теплову. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей.

Раздел 4. Введение в психологию развития

Тема 4.1. Детерминанты психического развития ребенка.

Соотношение обучения и развития

Психическое развитие. Формы проявления развития: филогенез; онтогенез.

Предпосылки психического развития. Генотипические особенности, прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Созревание и развитие.

Факторы психического развития: наследственность, среда, активность.

Передача информации через генный аппарат. Генотип. Фенотип. Соотношение задатков и способностей в развитии.

Социальное наследование. Социокультурный фон развития. Теория культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского. Развитие как результат усвоения общественно-исторического опыта. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

Принцип активности. Активность как системообразующий фактор, который связывает наследственность и среду. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Понятие ведущей деятельности (А Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В.Запорожец). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец).

Проблема движущих сил психического развития ребенка. Противоречие, гармония и конфликт как формы проявления противоположных начал в про­цессе психического развития.

Тема 4.2. Проблема возраста и возрастной периодизации

Психического развития

Проблема возраста в психологии. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Основные структурные компоненты психологического возраста.

Различные точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная. Стадиальность процесса развития. Выделение эпох, периодов и фаз в развитии. Периодизация возрастного развития. Критерии периодизации. Кризисы и стабильные периоды. Уровни психического развития.

Развитие отечественной возрастной психологии. Проблема возраста и возрастной периодизации в работах Л. С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л. С. Выготского. Концепция Д. Б. Эльконина. Учение о ведущем виде деятельности. Учение Л. И. Божович о социальной ситуации развития. Проблема периодизации психического развития Д. Б. Эльконина. Периодизация А. В. Петровского: теория персонализации.

Современные исследования в области возрастной психологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...