Тема 4.3. Психологические особенности раннего возраста.
Границы раннего возраста. Специфика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем возрасте. Новообразования раннего возраста: речь как основное новообразование; развитие наглядно-действенного мышления; особенности восприятия; непроизвольность запоминания и появление воспоминания; начальные формы развития личности ребенка раннего возраста; представления о себе как о субъекте деятельности. Симптоматика кризиса трех лет. Предпосылки возникновения игровой деятельности. Тема 4.4. Развитие в дошкольном возрасте Границы дошкольного возраста. Специфика социальной ситуации развития. Игровая деятельность как ведущая деятельность в дошкольном возрасте: генезис, структура, социальная природа. Наглядно-образное мышление как новообразование в дошкольном возрасте. Память как центральная психическая функция в дошкольном возрасте. Развитие личности дошкольника: обобщение переживаний и интеллектуализация аффективной сферы. Развитие социальных эмоций. Возникновение соподчинения мотивов, произвольного поведения, личного сознания. Нравственное развитие дошкольника. Кризис 7-лет. Проблема готовности к школьному обучению. Тема 4.5. Младший школьный возраст Границы возраста. Специфика социальной ситуации развития. Ведущий тип деятельности. Строение и закономерности формирования учебной деятельности. Развитие мотивов учения. Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов; теоретическое мышление; рефлексия, планирование; особенности эмоционально-волевой регуляции. Обобщенность эмоциональных переживаний. Развитие форм общения со сверстниками.
Тема.4.6. Психологические особенности подростка Границы возраста. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Чувство взрослости как центральное психологическое новообразование. Социально-моральное и интеллектуальное взросление. Нравственное развитие. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте. Становление системы ценностных ориентаций. Тема 4.7. Психология юношеского возраста Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Проблема акселерации. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Мотивы и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Развитие творческой активности как выражение потребности самовыражения.
Раздел 6. Социальная психология Тема 6.1. Социальная группа Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Закономерности и этапы группообразования. Руководство и лидерство. Характеристика лидерских качеств личности в групповом взаимодействии. Тема 6.2. Психология общения Понятие общения. Виды общения. Коммуникативное общение. Коммуникативные барьеры. Вербальные и невербальные средства общения. Интерактивное общение. Конфликт, варианты выхода. Способы разрешения конфликта. Особенности педагогического конфликта. Перцептивное общение. Особенности социальной перцепции. Механизмы, искажающие восприятие.
ЧАСТЬ 2. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Раздел 1. Теория обучения и воспитания Тема 1.1 Педагогика в системе современного человекознания Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, педагогический процесс, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность. Основные тенденции развития педагогической науки в современном мире. Методология и методы педагогического исследования. Тема 1.2. Диалектика развития и воспитания личности В современном обществе Факторы развития личности. Возрастные особенности развития личности, ее природный потенциал. Движущие силы и основные закономерности развития личности с позиций современной педагогической науки. Взаимосвязь воспитания (обучения) и развития личности. Ведущие современные концепции развития личности. Тема 1.3. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Воспитание как социокультурный феномен. Воспитание как целенаправленный процесс формирования системы отношений учащихся к себе и окружающему миру. Диалектика воспитания, взаимо- и самовоспитания школьников. Особенности и противоречия воспитания в современных условиях. Современные концепции воспитания личности. Учет закономерностей и реализация принципов воспитания в целостном педагогическом процессе. Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: готовность к труду и осознанному выбору профессии, нравственная целостность личности, гражданская, интеллектуальная, эстетическая, умственная, физическая культура. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание веротерпимости, толерантности. Проблемы воспитания в зарубежной педагогике. Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания: их многообразие и взаимосвязь. Диалогические, групповые (коллективные) и массовые формы организации воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения форм воспитательного процесса. Воспитание в условиях урочной и внеклассной работы.
Коллектив как средство воспитания. Концепции воспитания в зарубежной педагогике. Тема 1.4. Сущность обучения и его место в структуре целостного Педагогического процесса Образовательный процесс. Цели обучения в системе целей воспитания развивающейся личности. Закономерности и принципы обучения и его основные функции. Сущность, движущие силы и логика процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Взаимосвязь обучения и реальных возможностей учащихся. Единство образования и самообразования личности. Взаимообучение. Общее понятие о формах организации обучения. Классно-урочная система обучения. Типы и структура уроков. Другие формы организации обучения: практикумы, семинары, факультативы, учебные экскурсии. Дополнительные занятия с учащимися. Домашняя работа учащихся. Самообразование (экстернат). Очно-заочная форма обучения. Организация обучения в инновационных школах. Анализ современных дидактических концепций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|