Производство общественных благ.
Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Известно, что расходы на национальную оборону являются одной из самых больших статей бюджета.
Также значительную расходную статью составляют и средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. В России настоящей проблемой стало колоссальное увеличение бюрократического аппарата. На данной диаграмме представлены расходы на содержание государственного аппарата в период 1995 – 2007 годы (в текущих ценах; миллионов рублей; 1995г. – миллиардов рублей):
По официальным данным, в 2005г. при сокращении общего числа занятых в стране количество работников аппарата управления возросло в два раза по сравнению с 1990г. К началу 2000г. в России насчитывалось уже 1,7 млн. чиновников. Если в последние годы существования СССР один чиновник приходился на 220 жителей, включая младенцев, то к началу 2009г. – уже на каждые 100 россиян, не считая занятых в общественных и партийных организациях. К началу 2009г. средняя зарплата региональных чиновников достигла 30 тыс.руб., что почти а 75 % выше средней по стране. Как утверждает О.Дмитриева, член комитета по бюджету Государственной думы РФ: «В России зарплата чиновников выстраивается по особой схеме, не так, как у остальных госслужащих – врачей, учителей и т.д. В итоге зарплаты отечественной федеральной и региональной власти достигают 5-6 тыс.долларов и сопоставимы с окладами их коллег в Америке и Европе. Чего, увы, нельзя сказать о зарплатах российских бюджетников». Усложнение органов управления порождает коррупцию, администри-рование, потерю эффективных обратных связей с экономическими и социальными процессами. Принятие и выполнение решений становятся замедленными и растянутыми. Тотальная бюрократизация властных структур снижает их зависимость от населения. Государство начинает функционировать как самостоятельная политическая сила в интересах тех, кто привел к власти «свою» политическую группу.
Также важным общественным благом является транспортная инфра-структура. Экономические потери от неудовлетворительного состояния дорожной сети оцениваются в 3 % ВВП. России не хватает 2 млн. км дорог. Даже в центральной части страны плотность автодорог в три раза ниже, чем во Франции, и в 2,5 раза ниже, чем в США. Во многом по причине плохих дорог в автоавариях в нашей стране погибает в среднем 35 тыс. человек в год. Низкое качество имеют автомобильные дороги общего пользования: 16,5% автодорог приходится на грунтовые, почти треть дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие. В настоящее время 28,8% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования. Серьёзные продвижения бюджета на 2009 и 2010-2011 годы в решении назревших актуальных для экономики проблем в первую очередь касаются развития транспортной инфраструктуры. Президентским Посланием Феде-ральному собранию РФ на развитие улично-дорожной сети предусмотрено выделить дополнительно 100 млрд.руб. Впервые, начиная с 2008года, в разделе «Национальная экономика» отдельно выделяется подраздел «Дорожное хозяйство». Бюджетные ассигнования растут по нему очень высокими темпами, особенно в 2009 году (реальный темп роста 161,6%).%). Это можно сказать и о финансировании подраздела «Транспорт», бюджетные ассигнования по которому растут в реальном выражении с темпом 119,1%-148,9%. В структуре расходов по разделу «Национальная экономика» расходы в целом на транспорт и дорожное хозяйство составят в 2011 году 57,7%. При этом доля расходов в ВВП на весь раздел «Национальная экономика» остаётся стабильной по трёхлетке и составляет 2%. Таким образом, очевидно, что важнейшая задача восстановления и развития дорожно-транспортной сети решается не за счет резервов, а за счёт перераспределения средств из остальных статей бюджета, входящих в раздел «Национальная экономика». Ущемлёнными в этом смысле оказываются подразделы «Сельское хозяйство и рыболовство», «Лесное хозяйство», «Водные ресурсы», финансируемые по остаточному принципу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|