Структура социальных расходов проекта федерального бюджета в 2009-2010 годах
2007 | Проект бюджета | ||||||||
2008 | 2009 | 2010 | |||||||
Расходы, всего | |||||||||
Млрд. рублей | 5463,5 | 6570,3 | 7451,2 | 8089,9 | |||||
% к расходам, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |||||
% к 2007 году (бюджет) | 100,0 | 120.3 | 136,4 | 148,1 | |||||
Расходы всего, без условно утвержденных | |||||||||
Млрд. рублей | 5463.5 | 6570.3 | 7264,9 | 7685,4 | |||||
% к расходам | 100,0 | 100,0 | 97.5 | 95,0 | |||||
Образование | |||||||||
Млрд. рублей | 277,9 | 309,0 | 315,5 | 341,1 | |||||
% к расходам, всего | 5,1 | 4,7 | 4,3 | 4,4 | |||||
% к 2007 году | 100,0 | 111,2 | 113,5 | 122,7 | |||||
Культура, кинематография и средства массовой информации | |||||||||
Млрд. рублей | 67,8 | 82,7 | 70,2 | 67,5 | |||||
% к расходам, всего | 1,2 | 1,3 | 1,0 | 0,9 | |||||
% к 2007 году | 100,0 | 122,0 | 103,5 | 99,6 | |||||
Здравоохранение, физическая культура и спорт | |||||||||
Млрд. рублей | 206,4 | 218,3 | 234,2 | 274,6 | |||||
% к расходам, всего | 3,8 | 3,3 | 3,2 | 3,6 | |||||
% к 2007 году | 100,0 | 105,8 | 113,5 | 133,1 | |||||
Социальная политика | |||||||||
Млрд. рублей | 215,6 | 273,0 | 362,4 | 427,5 | |||||
% к расходам, всего | 3,9 | 4,1 | 5,0 | 5,6 | |||||
% к 2007 году | 100,0 | 126,6 | 168,1 | 198,3 |
Таблица 4.
Совокупные расходы «расширенных правительств» России
и ряда зарубежных стран (в % к ВВП)
Страна |
Год |
Общего-сударственная деятель-ность |
Жилищ-но-комму-нальное обслужи-вание |
Социаль-ные затраты, всего |
В том числе | |||
здраво-охране-ние | отдых, культу-ра, религия | образо-вание | социаль-ная защита | |||||
Россия | 2002 | 13,6 | 2,0 | 16,8 | 2,8 | 0,7 | 3,8 | 10,1 |
Австралия | 2002 | 4,5 | 1,0 | 22,4 | 6,1 | 0,9 | 5,2 | 10,2 |
Австрия | 2002 | 7,7 | 0,8 | 34,7 | 6,6 | 1,0 | 5,6 | 21,5 |
Германия | 2002 | 6,2 | 1,1 | 33,7 | 6,4 | 0,7 | 4,2 | 22,4 |
Нидерланды | 2002 | 8,0 | 1,4 | 28,4 | 4,4 | 1,1 | 5,0 | 17,9 |
Дания | 2002 | 8,7 | 1,0 | 41,2 | 5,8 | 1,9 | 8,8 | 24,7 |
Швеция | 2001 | 8,5 | 1,1 | 40,4 | 7,7 | 7,7 | 23,9 | |
Италия | 2000 | 9,6 | 0,8 | 29,4 | 5,9 | 0,9 | 4,9 | 17,7 |
Бельгия | 2001 | 2,3 | 0,5 | 38,1 | 6,6 | 1,0 | 8,1 | 22,4 |
Болгария | 2002 | 5,1 | 1,6 | 23,0 | 4,6 | 0,7 | 4,2 | 13,5 |
Чехия | 2002 | 5,4 | 2,1 | 25,7 | 6,5 | 1,0 | 4,4 | 13,8 |
Венгрия | 2002 | 8,8 | 1,3 | 27,8 | 4,8 | 1,5 | 6,1 | 15,4 |
Казахстан | 2002 | 2,7 | 0,7 | 13,4 | 2,0 | 0,6 | 3,3 | 5,5 |
Латвия | 2002 | 5,1 | 1,8 | 24,0 | 3,5 | 1,4 | 6,7 | 12,4 |
|
|
Таким образом, Россия тратит на социальные цели на 5-8 процентных пунктов ВВП меньше, чем развитые страны. Это во многом объясняет хроническую ситуацию недофинансирования социальной сферы. При этом реальные ресурсы имеются. Объем резервного фонда составляет примерно 10% ВВП. Возникает правомерный вопрос: какой смысл дальнейшего пополнения резервного фонда в условиях столь критического недофинансирования социальной сферы? В данной связи приведу высказывание директора Института экономики РАН Р.Гринберга: «Копить на черный день бессмысленно, поскольку он уже наступил! Социальные и экономические проблемы России надо решать сейчас, а не передавать их в наследство будущим поколениям».
Таблица 5: Объем средств стабилизационного фонда (на начало года)
Годы | Млрд. руб. | В процентах к ВВП |
2004 | 106,0 | 0,8 |
2005 | 522,3 | 3,1 |
2006 | 1237,0 | 5,7 |
2007 | 2346,9 | 8,7 |
2008 | 3849,1 | 11,7 |
В трехлетнем бюджете на 2008 – 2010 гг. и в апрельском (2007г.) Послании Президента В.Путина Федеральному собранию РФ была подтверждена ненормальность накопления избыточных денежных средств в Стабилизационном фонде, реорганизованном ныне в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Треть этих фондов – 1 трлн.руб. – предусматривается направить на нужды народного хозяйства и населения страны. Однако о необходимости и возможности подобного использования Золотовалютных Резервов, величина которых в четыре раза превышает суммарный объем резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не сказано ни слова. Между тем Золотовалютные резервы стремительно растут: лишь за январь-август 2007г. они возросли на 112 млрд.долл. В мире проблема использования излишков Золотовалютных резервов решается по разному. В странах Ближнего Востока значительная часть направляется в социальную сферу, обеспечивая повышение доходов населения, высокий уровень бытовых услуг, образования, здравоохранения. В большинстве индустриально развитых стран Европы и в США также не наблюдается наращивания финансовых резервов.
|
|
Предложения об использовании избыточных Золотовалютных резервов России для развития экономики и социальной сферы наталкиваются на жесткое сопротивление денежно-финансовых властей. Их аргумент – угроза инфляции. Но ведь именно накопленные финансовые ресурсы при рациональном их использовании позволят не только сдержать инфляцию, но и существенно ее снизить. А ежегодное дополнительное поступление 100 млрд.долл. на нужды экономики и населения России в корне изменит условия развития страны в обозримой перспективе и приведет к существенному повышению уровня жизни населения. Основные направления использования избыточных Золотовалютных резервов России определяются национальными проектами. С учетом этого предлагается примерная структура и ориентировочные объемы среднегодового финансирования из ЗВР в размере 2,6 трлн.руб. или 100 млрд.долл (см. табл. 6).
Таблица 6.
Рациональное использование избыточных Золотовалютных резервов России позволит нашей стране войти в число развитых стран.
Международный финансовый кризис 2008 года затронул много стран, но пути выхода из него у каждой страны – свои. Таблицы 7 и 8 показывают разницу в приоритетных направлениях антикризисной политики России и Китая, а правильность их выбора покажут ближайшие годы.
Таблица 7.
Таблица 8.
|
|