Политика поддержания доходов.
Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная спо-собность основной массы населения - есть одна из основных причин стагнации экономики России. Очевидно, что для оживления экономики необ-ходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России. Более трети россиян в настоящее время имеют доходы ниже прожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концы с концами. Первая волна этого падения пришлась на 1992-1995 годы и была связана с либерализацией цен правительством Е.Гайдара, а также с высокой инфляцией, обесценившей накопления граждан. Второй удар по уровню жизни нанес финансовый кризис 1998 года, после которого даже экономическое оживление, начавшееся в 1999 году, не дало возможнос-ти восстановить предкризисный уровень реальных доходов населения. К началу 2001 года реальные располагаемые денежные доходы остались на уровне 77% от 1997 года. При этом необходимо учитывать, что к началу проведения экономичес-ких реформ в России сложился относительно низкий уровень жизни населения не только в сравнении с высокоразвитыми странами Запада, но и с отдельными восточноевропейскими странами. Уравнительный подход к распределению и обеспечению социальных гарантий, не создававший должных стимулов к высокопроизводительному труду и эффективному накоплению, исчерпал себя к 1980-м годам. Необходимость ликвидировать «уравниловку» была одной из важнейших причин начала перестройки в СССР. Однако в ходе проведения рыночных реформ в СССР и России роль государства в формировании доходов населения и регулировании оплаты труда существенно снизилась, произошло, как отмечено выше, значительное падение уровня жизни основной массы населения страны. В 90-е годы чрезвычайно низкие показатели доходов населения, невыплаты заработной платы, пенсий, пособий, превратились в системный узел проблем социально-экономического развития России. В условиях оживления экономической деятельности в стране в целом за 2000 год реальные располагаемые денежные доходы населения составили 110%, а реальная заработная плата – 120% к уровню 1999 года. Однако, как отмечалось выше, это увеличение не позволило достигнуть уровня жизни предкризисного 1997г.
По явно заниженным официальным данным на 2003г., соотношение доходов 10% наиболее богатой части населения и 10% наиболее бедной составляло 14:1; позднее дифференциация возросла. В наших расчетах учитывается и распределение скрываемых доходов, что дает еще более дифференцированное соотношение доходов 38:1, которое говорит о более высокой усиливающейся дифференциации. Такое растущее неравенство не позволяет решить проблему бедности. В старшем дециле вариация в доходах высока (хотя очень богатые слои остаются «вне» госстатистики). 1% бога-тейшей части населения России получает 35% всего национального дохода. Таблица 9. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ
В России образовалось два социальных мира – два класса, совершенно различных по уровню и качеству жизни. В этих условиях экономический рост сам по себе не обеспечит бедности, и социальное неравенство будет только возрастать. Это следствие существующей системы распределения. Численность населения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума по состоянию на конец 2004г. снизилась на 10,4% по сравнению с данными по состоянию на конец 2003г., составив 20,8 млн человек, или 14,6% от общей численности населения России. На 5 марта 2007 года численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по РФ (малоимущего населения), составила 31,2 млн. человек (21,9% от общей численности населения).
Таблица 10. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
1)1970-1990 гг. - совокупный доход (с учетом стоимости чистой продукции личных подсобных хозяйств населения).
Таким образом, можно сделать вывод, что для России в настоящее время характерно значительное неравенство в распределение доходов. Одним из основных элементов доходов населения, регулируемых с помощью бюджетных ресурсов, является пенсионное обеспечение. Размер среднемесячной трудовой пенсии возрастет с 2770 рублей в 2006 году до 5158,8 рублей в 2010 году, то есть, намечено обеспечить рост в 1,8 раза. Кроме того, принято решение о доведении социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера в 2010 году, что составит 3881 рубль. Для достижения этой цели предусматривается индексация базовой части трудовой пенсии с 1 апреля 2008 году на 7% и повышение ее размера с 1 августа 2008 года – на 14,6%, в 2009 году, соответственно, с 1 апреля – на 6,8% и с 1 октября – на 18,2%, в 2010 году – индексация с 1 апреля – на 6,5%. В результате прогнозируемого повышения размера пенсий, размер социальной пенсии с 1 октября 2009 года должен превысить прожиточный минимум пенсионера на 3,5%, в 2010 году – на 1,3%. Данная мера призвана содействовать реализации определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года № 17-О, согласно которому минималь-ный размер выплаты пенсионеру должен обеспечивать прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации. В настоящее время пенсии ниже прожиточного минимума получают более 15 млн. россиян, что составляет 40% всех пенсионеров. Следует отметить, что в ряде регионов страны у 50-70% пенсионеров размер получаемой пенсии составляет 60-90% прожиточного минимума пенсионера. Приложение 2 содержит основные показатели пенсионного обеспечения. Следует отметить устойчивую тенденцию роста объема трансфертов государственным внебюджетным фондам, доля которых вырастет с 19,4% в 2007 году до 22,8% в 2010 году. Особо высокая доля трансфертов предусмот-рена Пенсионному фонду Российской Федерации: в 2007 году - 56%, в 2008 году - 60,8%, в 2009 году - 63,0%. Это свидетельствует о неблагополучном положении дел с доходами государственных внебюджетных фондов (прежде всего Пенсионного фонда Российской Федерации. Трансферты, передаваемые Фонду социального страхования
Таблица 11. РАЗМЕРЫ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СООТНОШЕНИИ С ВЕЛИЧИНОЙ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА в 2000-2007 гг. 1) (на 1 января; в процентах)
1) В расчетах использована величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная Правительством Российской Федерации за I квартал соответствующего года. Однако, по данным Фонда социального страхования Российской Федерации и Минздравсоцразвития России, в ассигнованиях на указанные цели на 2008-2010 годы не учитывается задолженность по неисполненным заявкам инвалидов на обеспечение их техническими средствами реабилитации за 2005-2006 годы на общую сумму более 4 млрд. рублей. Таким образом, необходимо увеличить ассигнования федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2008 году, предусмотрев отдельную целевую статью расходов на погашение указанной задолженности.
Таблица 12. РАСХОДЫ НА ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ И СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
Приложение 3 содержит подробную структуру государственных расходов на выплату пособий и социальную помощь в период 1995 – 2007 гг.. Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в проекте бюджета на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику составили в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010 году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году - 14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%. Заключение.
Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства. Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития. Государство в современном мире является мощным субъектом перераспределения валового внутреннего продукта. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении. В России беспомощно не государство, а общество. В то же время Россия является сильным государством бюрократии, удовлетворяющим сверх меры ее алчные интересы. Поэтому на нынешнем этапе эволюции российского общества доминантой социальной политики должны стать не общие призывы к «социальным стандартам» не требующим реальной ответственности государства, а урезание явно расширенных и самопровозглашенных полномочий бюрократии. Поэтому основная проблема состоит не столько в усилении государственных начал, сколько в формировании структур гражданского общества и правового государства, приоритете труда над капиталом. Россия является страной, в которой рыночная экономика полностью не сформировалась. В российской экономике, как мне кажется, роль государства приобрела искаженный характер, что является тормозящим фактором развития экономического хозяйства в целом. Именно вследствие этого данная проблема становится наиболее актуальной и требует более глубокое изучение данной проблемы. России должно составить стратегический план, который будет ориентирован на поднятие рыночной экономики до совершенного уровня. Сформировавшаяся рыночная экономика развитого государства позволит увеличить национальный капитал и улучшить уровень жизни российского общества. На предстоящий период основными целями государственной экономической политики должны быть: § обеспечение стабильной и предсказуемой федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти); § предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественным монополиям, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти; § сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов; § обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории Российской Федерации; § создание равных условий для экономического развития субъектов Российской Федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны. При определении нормативов доли государственных расходов на науку, образование и культуру необходимо иметь в виду и те дополнительные ресурсы, которые потребуются для введения минимальных нормативов оплаты труда работников этих отраслей и создания современной материальной базы социального сектора экономики. Необходимо сократить существующее отставание России от развитых стран мира по уровню государственного финансирования указанных отраслей. Приближение к мировому уровню создаст предпосылки и для лечения российской болезни «утечки мозгов и талантов». И если нынешние ресурсы России не позволяют «дотянуться» до США, то промежуточный институт финансирования российской науки следует выбирать, ориентируясь на страны, обладающие комплексной наукой. Таким промежуточным институтом в 2008-2011 гг. может служить государственное финансирование науки в ЕС в целом, а в последующие годы – во Франции (табл. 13). В отношении сферы образования образцом могут служить сначала Чехия, а затем ЕС в целом. Те же соображения применимы и к культуре (табл. 13). Таблица 13.
Учитывая устойчивость государственных расходов на гуманитарный сектор экономики зарубежных стран, можно допустить, что введение в России минимальных бюджетных нормативов приведет к увеличению в 2010-2011гг. государственных расходов на гражданскую науку и научное обслуживание минимум в 2,1 раза; на образование – в 1,3 раза; на культуру – в 1,4 раза. А в следующие четыре года с 2012-2015 гг. бюджетные расходы должны вырасти по отношению к 2007г. на науку минимум в 2,9 раза; на образование – в 1,46 раза; на культуру – в 4,4 раза. Стратегия социального направления должна быть встроена в общую Программу социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Необходимо перейти к государственной экономической политике, нацеленной на обеспечение высоких темпов технологического прогресса в экономике в целом. Нужно радикально снизить налоговую нагрузку на несырьевые секторы экономики при сохранении высоких экспортных пошлин на вывоз сырья. Снижение социального налога – давно назревшая проблема. Ее можно решить путем финансирования сфер образования и здравоохранения за счет рентных доходов. Пособия по безработице следует заменить социальными кредитами, что не только снизит ставку социального налога, но и уменьшит роль «инфляции издержек». Следует также радикально увеличить финансирование и стимулирование инноваций в экономике, в первую очередь – фундаментальной науки и инновационно активных предприятий. Для стимулирования развития наукоемких отраслей необходимо осуществить разработку и закупки новейших вооружений и спецсредств для российских вооруженных сил и правоохранительных органов. Государство должно не только увеличить вложения бюджетных средств в развитие «человеческого капитала», но и радикально повысить эффективность их использования с помощью информационных технологий и институционального преобразований. Чтобы расходы на образование не превращались в финансирование подготовки квалифицированных кадров для развитых стран, следует создать систему предоставления образовательных кредитов для получения высшего и специального образования, а также повышения квалификации безработными. В России сложился редкий в современную эпоху перекос в распределении сбережений между государством, бизнесом и населением. В отличие от развитых стран более половины сбережений страны находятся у государства. Необходимо использовать Золотовалютные Резервы, величина которых в четыре раза превышает суммарный объем резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Рациональное использование избыточных Золотовалютных резервов России позволит нашей стране войти в число развитых стран. Правительство тем лучше справляется со своими задачами, чем лучше оно понимает, как их решать применительно к сложившимся обстоятельствам. Пора, наконец, реформировать всю институциональную систему производства услуг государственного сектора с целью повышения его эффективности. Важно создать условия для работы среднего и малого бизнеса в секторе производства, переработки и продажи продовольственных товаров. В отсутствии здоровой конкуренции сложно рассчитывать на соблюдение рыночных правил игры. Необходимо ужесточить борьбу с монополизмом на продовольственном рынке. Антимонопольная политика государства должна стать не только более жёсткой, но и открытой для общественности. Конкретные факты, фамилии, калькуляции цен в магазинах должны быть достоянием СМИ. В современном мире государство является мощным субъектом перераспределения валового внутреннего продукта. При помощи экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. Документальные цифровые источники:
1. Российский статистический ежегодник 2008. Стат.сб./Госкомстат России- М.; 2008 2. Ахулкова Е.Н. Бюджет инвестиций в человека, образование и здравоохранение //БиНО: бюджетные учреждения. – 2007. - № 3. с.61 – 62. 3. О проекте федерального бюджета на 2007 год // Финансы. – 2006. - №11. с.3 – 6.
Научные труды: 4. Фетисов Г. Динамика цен // Вопросы экономики – 2008 - № 3 – С.21 – 24. 5. Рубинштейн А. Стратегия «социального императива» // Впросы экономики – 2008 - № 3 – С.75 – 78. 6. Кудрин А. Инфляция: российский и мировые тенденции // Вопросы экономики – 2007 - № 10 – С.15 – 20. 7. Белкин В., Стороженко В. Золотовалютные резервы России и направления их рационального использования // Вопросы экономики–2007-№ 10–С.45–51. 8. Фетисов Г. «Голландская болезнь» в России: макроэкономические и структурные аспекты. // Вопросы экономики – 2006 - № 12 – С.51 – 55. 9. Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис – 2008: вхождение в мировую рецессию. // Вопросы экономики – 2009 - № 3 – С.37 – 42. 10. Родыгин А., Энтов Р. В поисках институциональных характеристик экономического роста. // Вопросы экономики – 2009 - № 6 – С.21 – 25.
Учебно-методическая литература: 10. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник Издание 2-е, перераб. и доп. /под ред. В.И. Кушлин – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2006. – 832 с. 11. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с. 12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Высшее образование, 2008. – 400 с. Приложение 1.
ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА в 2000-2007 гг. 1) (в среднем на душу населения; рублей в месяц)
1) За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”; за год – оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. Приложение 2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1) До 2002 г. – состоящих на учете в органах социальной защиты населения, 2007 г. – на 1 января 2008 г. 2) 1995, 2000, 2001 гг. – с учетом компенсации. 3) За 1995 г. приводятся данные, рассчитанные на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г., Приложение 3. РАСХОДЫ НА ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ И СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|