Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема
Можно выделить следующие этапы выполнения проекта[21]: - выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.; - оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта; - сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных; - разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений; - планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; - оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта. Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до одного года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения. Обзор этапов педагогического проектирования, выделяемых различными авторами показал, что в подходе к данному вопросу принципиальных различий у авторов нет. Каждый этап, представляющий часть проектировочной деятельности, характеризуется собственными задачами, механизмом и результатом. Основные этапы педагогического проектирования могут быть представлены следующим образом: анализ ситуации, прогнозирование, моделирование, проектирование, конструирование, программирование, реализация, оформление и представление, мониторинг, рефлексия. При этом каждый этап можно считать частью образовательного процесса, где наряду с получением продукта педагогической деятельности формируется целый комплекс умений, в том числе и гностические, проектировочные, коммуникативные, организаторские, осознаются ценности, установки, инициируются творческие способности.
В процессе педагогической деятельности (на этапах прогнозирования, проектирования, реализации, представления) формируются гностические умения, связанные с переработкой информации[11]: - пользоваться учебной, научной литературой при разработке проекта; - формулировать цели индивидуальной и групповой работы по интегрированным вопросам учебных дисциплин и определять способы их достижения; - выделять в информации главное, логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные); - сравнивать, делать выводы, высказывать собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям; - составлять тезисы своего сообщения, доклада и др. Проектировочные умения[2] (включая некоторые собственно конструктивные действия) формируются на этапах прогнозирования, моделирования, проектирования, алгоритмизации и реализации проекта. Они включают в себя совокупность следующих действий как умений: - выявление проблемы, прогноз изменения ситуации; - определение источников, способов сбора информации; - определение содержания, объема, частей проекта; - проектирование этапов работы над проектом, выявление особенности деятельности на каждом из них, выработка плана действий; - овладение элементами исследования в процесс е работы над проектом (наблюдение, выдвижение гипотезы, ее проверка и др.); - формулирование личностных и коллективных целей проекта - определение конечного результата (продукта) проекта, формы его представления;
- установление критериев оценки процесса и результатов педагогической деятельности др. Формирование коммуникативных умений в проектном обучении происходит в процессе общения, которое предполагает установление и поддержание контактов, коммуникацию членов проектной группы, общение с преподавателем, консультантами на всех этапах работы над проектом. В основе данных умений лежит система внутренних средств, необходимых для построения эффективного взаимодействия. В составе коммуникативных умений выделяют три составляющие: - умение передавать информацию в процессе общения; - умение устанавливать позитивные контакты, воздействовать на партнера; - умение понимать других или социоперцептивные умения. Последняя составляющая является определяющей и может рассматриваться как ориентировочная основа коммуникативного действия. В процессе обсуждений в ходе работы над проектом, связанным с профориентационными интересами учащихся, формируются умения профессионального общения, которые в свою очередь образуют коммуникативную компетентность человека. Последняя предполагает общность, сходство, взаимное устремление соизмерять, понимать и принимать иное мнение, не только реагировать, но и эмоционально сопереживать[25]. С проектировочными и коммуникативными умениями тесно связаны организаторские умения. Они проявляются на всех этапах педагогической деятельности в организации получения информации, собственной деятельности каждого участника проекта, а также деятельности и общения членов группы в процессе работы над проектом. Другими словами, они представляют собой умения и навыки управления и самоуправления и включают в себя следующие умения: - рационально организовывать индивидуальную, парную, групповую деятельность; - распределять функции и роли в соответствии с требованиями совместной деятельности, объем материала, время выполнения индивидуальных частей проекта и деятельности в целом; - утверждать в коллективе отношения оптимизма и перспективы; - осуществлять контроль и самоконтроль, как процесса, так и результата деятельности;
- корректировать свои собственные действия и действия членов проектной группы, добиваясь цели проектной деятельности и др.; - организовывать помощь и взаимопомощь в процессе работы над проектом. Учитывая диалектическую взаимосвязь между знаниями и умениями, можно сказать, что знание, приобретенное учеником в процессе проектной деятельности, отличается большей гибкостью, широтой, актуализацией на применение в новых условиях. Тем самым оно становится основой формирования умений, которые в свою очередь являются источником приобретения новых знаний[30]. Выделенные группы умений представляют собой совокупность профессиональных и личностных умений. Индивидуальный подход, выступая средством их формирования, способствует решению задач, стоящих перед школой: вооружение учеников специальными и общеобразовательными знаниями и профессионально-ориентированными умениями, формирование личности школьников. Индивидуальный подход представляет широкие возможности для творческого применения сформированных умений, придавая им тем самым творческий характер. Творчество в проектной деятельности выступает, на наш взгляд, связующим звеном, объединяющим рассматриваемые умения в интегральную совокупность. Как высшая форма гуманной, созидательной, активной, самостоятельной, мыслительной и практической деятельности человека, оно становится ценностью и позволяет формировать творческие умения школьников. Мотивационный компонент творческой деятельности связан с готовностью учащихся участвовать в процессе педагогической деятельности: определять темы, проблемы, задачи, источники информации проекта. Результатом выступает не только реальный продукт, но и самораскрытие личности[22]. В основе креативного комnонеита творческой деятельности лежит понятие креативности, которая рассматривается как особое свойство человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность. В связи с тем, что в проектном обучении нет заранее предписанного пути решения, а проблема определяется, в ходе работы над проектом, в данном случае идет речь о развитии так называемого "дивергентного мышления". Оно предполагает наличие таких интеллектуальных способностей, присущих креативности, как гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность выдвигать гипотезы, идеи в нерегламентированной условиями деятельности), любознательность и др.
Структуру операционного компонента творческой деятельности составляют: - личностно-мотивированное выполнение проекта, его интерпретация, вычленение важных в профессиональном плане проблем, активный поиск информации; - профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей в процессе творческой разработки проекта; - принятие решения об использовании его результатов в педагогической практике; - формулирование целей проекта и средств их достижения, прогнозирование трудностей в процессе проектной работы, выявление возможности использования продукта. Опыт применения индивидуального подхода позволяет отметить рост креативности школьников, усиление и появление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам[17]. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося[4]. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система. Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, в разумных пределах использовать музыкальное сопровождение, чтобы создавать у учащихся положительный эмоциональный фон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|