Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая справка. Сообщения учащихся.

 

Ученик 1. Первые масштабы на чертежи начали указывать с XVII века. С введением масштаба резко увеличилась точность графических построений. Поэтому в конце XVII века решением Петра 1 в России были введены масштабные изображения, которые окончательно утвердились к концу XVIII столетия. В это время чертежи еще не содержали числовых размеров и, их определяли путем обмера чертежа с помощью циркуля-измерителя и линейного или поперечного масштаба, которые изображались внизу чертежа.

Рисунок 4.

 

Учитель. В настоящее время линейные и поперечные масштабы помещаются на топографических планах и картах в архитектурных проектах

Ученик 2. В 90-х годах появляется численный масштаб на машиностроительных чертежах и обозначался так: “Уменьшен в 1/10 долю”, “ Масштаб в 1/10 долю”, “ Масштаб 1:10 от н.в.”, где н.в. – натуральная величина и т.д.

Ученик 3. В 1806 году военному ведомству было предписано ввести в чертежи числовые размеры. Теперь “…, не нужно мерить циркулем по масштабу, а только смотреть на цифры”. С введением числовых размеров с конца 70-х годов линейные и поперечные масштабы исчезли с машиностроительных чертежей.

 

Обобщение знаний учащихся по теме “Масштаб” (в диалоговой форме).

 

Учитель. С этим словом вы познакомились на уроках географии и математики, когда изображали местность на листе бумаги, для этого выбирали масштаб. С географической точки зрения, что показывает масштаб?

Ученик. Масштаб показывает во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.

Учитель. Если масштаб на карте записан 1:1000; 1:200; 1:50, что это означает?

Ученик. Запись в таком виде означает, что это численный масштаб.

Учитель. Рядом с численным масштабом пишут пояснения: в 1 см – 10 м. Как называется этот масштаб?

Ученик. Этот масштаб называют именованным.

Учитель. Что означает выражение “Величина масштаба”?

Ученик. Это расстояние в 1 см на плане.

Учитель. Для более точного определения расстояния на плане помещают этот масштаб.

Как его называют?

Ученик. Такой масштаб называют линейным.

4. Изучение нового материала

Учитель. Очень часто при выполнении практических работ приходится вычерчивать очень крупные детали самолетов, кораблей, автомашин, зданий или очень мелкие детали часового механизма, точных приборов и т.д.

Учитель демонстрирует две прокладки разной величины, изготовленные из картона.

Учитель. Какие трудности могут возникнуть при выполнении чертежей этих деталей?

Варианты ответов учащихся:

- большая прокладка не поместится на чертежном листе.

- вторая прокладка очень мала, и на чертеже трудно нанести размеры.

Учитель. Как вы поступите?

Ученик. Большого размера прокладку мы уменьшим, а меньшую – увеличим.

Учитель. Правильно, воспользуемся масштабом. Масштаб - это отношение размеров изображения к действительным размерам изображаемого предмета.

ГОСТ 2.302-68 устанавливает следующие масштабы:

 

Действительный масштаб 1:1
Масштаб увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1….100:1
Масштаб уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:5; …1:100

Применение изученного материала при выполнении практической работы. На доске плакаты с чертежом в М 1:1.

Рисунок 5

Учитель. Наша задача построить данный чертеж в М 2:1 и нанести размеры. Воспользуемся тем, что деталь имеет только прямые углы, поэтому работать будем по следующему алгоритму.

Алгоритм.

1. Построить прямой угол в точке К.

Рисунок 6.

2. Измерить отрезок АЕ и отложить его вниз от точки К два раза, поставить точку П.

Рисунок 7.

 

 

3. Измерить отрезок АБ и отложить его от точки К по горизонтальной линии два раза, поставить точку Л.

Рисунок 8.

 

4. В точке П построить прямой угол Е

Рисунок 9.

 

 

5. Измерить отрезок ЕД и отложить его по стороне угла два раза, поставить точку О.


Рисунок 10.

 

 

6. Из точки О восстановить вверх перпендикуляр.

Рисунок 11.

 

 

7. Измерить расстояние ДГ и отложить его от точки О вверх два раза, поставить точку Н.

Рисунок 12.

 

8. Из точек Л и Н восстановить перпендикуляры до пересечения, место пересечения обозначить М.

Рисунок 13.

 

 

9. Нанести размеры, соблюдая правила.

Рисунок 14.

 

Памятка:

При любом масштабе на чертеже наносят только действительные размеры

При построении чертежа пункты алгоритма 5, 6, 7, 8 и 9 учащиеся выполняют самостоятельно.

6. Задание на дом.

Построить чертеж в М1:2, пользуясь чертежом из тетради М1:1.

Учить Стр. 30-31 [5]

7. Итог урока:

Обобщается:

7. 1. Что узнали нового?

7. 2. Какие практические навыки закрепили.

7. 3. Какие новые практические навыки вы приобрели.

7. 4. Что удалось на уроке?

7. 5. Над чем еще надо поработать

7.6. Оценить труд учащихся.

Список литературы

 

1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.

2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004 г., с. 23-38.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37.

4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г., с. 44.

5. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г., с. 11-13.

6. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышепольский И.С. Черчение. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004г., с. 56-60.

7. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения, 2003 г.

8. Виноградов В.Н.. Внеклассная работа по черчению в школе. Издание второе, дополненное. М.: Просвещение, 2005г., с. 47.

9. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64.

10. Есипов Б.Г. Основы дидактики. М, 2003г., с. 12-15.

11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М, 2002г., с. 38.

12. Зимняя А.И. Педагогическая психология.-2-ое издание. - М.: Логос, 2005г., с. 48.

13. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г., с. 18-22.

14. Казанский Н.Г. Дидактика. М, 2004г., с.33.

15. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г., с. 122.

16. Коменский Я.А. Великая дидактика. М, 2004г., с. 24- 36.

17. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.

18. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М., 2004г., с. 66.

19. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М., 2002г., с. 37-40.

20. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002г., с. 58-60.

21. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с. 98-104.

22. Преображенская Г.П., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Черчение. Рабочая тетрадь №1. основные правила оформления чертежей. Построение чертежа “плоской” детали. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2004г., с. 12.

23. Родионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. дис. докт. пед. наук.- Спб, 2005г.

24. Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе. М, 2005г., с. 133-135.

24. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- Логос, 2004г., с. 56-59.

25. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,

с. 22-27.

26. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М., 2003г., с. 17-24.

27. Степакова В.В., Анисимова Л.Н.Черчение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.В.Степаковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М.: Просвещение, 2005г., с. 44-47.

28. Чепель Т.Л. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования//Педагогика.-2005.-№ 1-2.

29. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. С-Пб, 2005г., с. 70-74.

30. Шашкин Д.Ю. Методы проектов на уроках технологии в школе. М, 2005г., с. 56-64.


Приложения

Приложение 1.

 

Базовая часть

Тематический план

 

№ п./п. Тема Количество учебных часов Примечание

VIII класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

1   2   3     4   5   6 7   8 9   Введение.   Метод проекций. Ак­сонометрия и перс­пектива. Технический рисунок.     Техника черчения и правила выполнения чертежей. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Выполнение чертежей и эскизов.   Чтение чертежа.     Элементы графическо­го дизайна.   Обобщающее занятие. 2   5   6     4   4   4   4     4   1 Основная задача – пробудить интерес к графике (или раз вить его). Перспектива – на уровне начального знакомства. Приемы шраффировки и работа с красками – на уровне начального знакомства. Самое трудное – преодолеть отсутствие аккуратности терпения у некоторых учащихся. Тема – базовая для всего курса графики. Надо дать акцент на понимание формы. Максимальное внимание уделить развитию и контролю пространственного воображения у каждого учащегося. Главная задача – приобщить каждого учащегося к красоте графики и заинтересовать ее технологией (начальное знакомство). Желательна выставка работ и их обсуждение

 


ПРОГРАММА

VIII- класс

1. Введение (2,. ч)

Что такое графика? Основные виды графических изображений: чертеж, эскиз, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график, символы. Краткая история развития графики.

Роль графики в жизни и профессиональной деятельности человека. Графика как средство развития интеллекта человека, его творческих способностей и эстетического восприятия мира.

Графика как важнейшая часть дизайна и технологии. Использование различных видов графических изображений на соответствующих этапах процесса проектирования

Графика как средство обучения.

Графика как предмет и ее место среди учебных дисциплин. Цели и задачи изучения графики в школе.

Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях графикой. Приемы работы с инструментом. Рабочее место ученика.

Азбука черчения. Типы линий в соответствии с государственной системой конструкторской документации (ЕСКД). Форматы, рамка и основная надпись на чертежах.

2. Метод проекций. Аксонометрия и перспектива (5 ч)

Идея метода проецирования. Центральные проекции и перспектива. Основные понятия перспективы: картина, центр проекций (точка зрения), проецирующий луч перспективная проекция, плоскость и линия горизонта, точка схода перспектив параллельных прямых.

Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Основные понятия и определения: картина (плоскость проекций), направление проецирования, натуральные и аксонометрические оси, натуральный и аксонометрический масштаб, показатели искажения.

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрические проекции.

Аксонометрические проекции плоских фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Аксонометрические проекции объемных геометрических фигур.

3. Технический рисунок (6 ч)

Простейшее рисование параллельных и перпендикулярных (горизонтальных, вертикальных и наклонных) прямых, деление отрезков (на глаз) на равные части.

Зарисовка плоских и объемных геометрических фигур на основе аксонометрических и перспективных проекций. Угловая и фронтальная перспектива. Высота горизонта; перспектива с нормальным, высоким и низким горизонтом.

Зарисовка окружности и плоских кривых линий.

Передача объема посредством света и тени; приемы линейной штриховки, шраффировки. точечного оттенения.

Изображение объемных тел использованием акварельных красок и туши. Техника отмывки. Распыление краски аэрографом.

Передача фактуры материала объемного тела (простейшие приемы).

4. Техника черчения и правила выполнения чертежей (4 ч)

Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, деление окружности на равные части (3, 6, 5).

Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей Понятие о стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Шрифт чертежный. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Основные сведения о нанесении размеров: размерные и выносные линии, нанесение размеров дуги, хорды и угла; нанесение размеров диаметров, радиусов; знаки, указывающие толщину, длину детали; нанесение размеров повторяющихся элементов, расположение размерных чисел.

Применение, обозначение масштаба.

Простейшие приемы работы с тушью.

5. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи (4ч)

Ортогональное (прямоугольное) проецирование. Чертеж предмета на одной плоскости проекций.

Чертеж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций (фронтальной и горизонтальной, фронтальной и профильной) – комплексный чертеж.

Комплексный чертеж предмета в системе трех основных плоскостей проекций.

Основные виды – спереди, сверху и слева.

Определение необходимого и достаточного количества видов (на простейших примерах). Выбор главного вида.

Построение третьего вида по двум заданным.

6. Выполнение чертежей и эскизов (4 ч)

Образование поверхностей простейших геометрических тел. Чертежи геометрических тел (многогранники, цилиндр, конус, шар); нахождение проекций точек, линий, вершин, ребер и образующих поверхностей, ограничивающих заданное на чертеже геометрическое тело.

Понятие формы. Анализ геометрической формы предмета (с натуры и по чертежу). Нанесение размеров на чертеже с учетом геометрической формы предметов.

Последовательность выполнения чертежа предмета.

Выполнение чертежа предмета при изменении его формы и пространственного положения.

Выполнение эскизных чертежей – эскизов. Назначение и ис­пользование эскизных чертежей. Правила выполнения эскизов.

Построение разверток поверхностей простейших геометрических тел (с натуры и по чертежу).

7. Чтение чертежа (4 ч)

Что значит прочитать чертеж (эскиз)?

Словесное описание и анализ формы предмета по чертежу (эскизу).

Выполнение наглядного изображения предмета по его чертежу.

Выполнение модели предмета по его чертежу (эскизу).

Выполнение чертежа предмета по развертке его поверхности.

8. Элементы графического дизайна (4 ч) *

Инструмент и материалы для художественно-оформительских работ по графике. Кисть, перо, губка; тушь, акварель, гуашь. Бумага, холст.

Общие понятия из области цветоведения и композиции.

Понятие о художественных шрифтах. Шрифтовые композиции. Шрифтовые трафареты и приемы работы с ними. Плакат. Основные принципы и правила его выполнения.

9. Обобщающее занятие (по темам 1—8(7)) (1 ч)


Приложение 2.

 

Презентация проектов “Дом моей мечты”.

Первый урок.

Цели:

дать понятия:

- о видах и стилях архитектуры;

- об архитектуре объемных сооружений;

- о ландшафтной архитектуре;

- о градостроительстве;

- об экологии жилища.

- познакомить с историей “жилища”;

воспитать:

- чувство любви к архитектуре;

- чувство любви к отчему дому;

- чувство бережного отношения к экологии жилища.

Наглядные пособия и ТСО:

- плакат:

“Мы все спешим за чудесами,

Но нет чудесней ничего,

Чем та земля под небесами,

Где крыша дома твоего”;

- запись песни на аудиокассете “Отчий дом” в исполнении Ю.Антонова;

- телевизор, видеомагнитофон;

- видеокассеты с записью фрагментов по теме “Ландшафтная архитектура”;

- плакат с планом защиты проекта “Дом моей мечты”.

ХОД УРОКА

Перед началом урока звучит песня “Отчий дом” в исполнении Ю.Антонова.

1. Слово учителя.

Сегодня у нас урок необычный для урока черчения, когда мы изучали правила построения чертежа, чертили чертежи деталей. А так ли уж нужен чертеж? Сегодня мы увидим один из примеров применения чертежа в жизни человека. Мы познакомимся с одной из профессий, в которой человек по роду своей деятельности постоянно чертит.

Творения, которые создаются по этим чертежам, называют “каменной симфонией”, “музыкой в камне”, “застывшей музыкой”, “летописью мира”, “поэзией”.

Вы догадались, как называется человек этой профессии? (Архитектор)

А на Руси как назывался мастер этой профессии? (Зодчий. Палатный мастер)

Архитектура. Архитектор. Привычные слова. Каждый день мы слышим их. Говорим сами. А где родились они? Откуда пришли к нам? (Значение этого слова должен был найти в справочнике ученик…).

В древнегреческом языке существовали два слова: “архи” – старший и “тект” – строить. Из этих слов родилось третье – архитектон – начальник строительных работ. Древние римляне переделали его в “архитектор”, а разные здания, возведенные, по планам архитектора и под его наблюдением, стали называть архитектурой.

В России эти слова появились только при Петре I. Меньше, чем 300 лет назад, а до этого говорили “палатный мастер, каменный или плотничий староста”.

Какими способностями должен обладать человек этой профессии?

Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями.

Как вы понимаете, что такое “архитектура”? (Это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади, улицы, сады и парки)

Различают три основных вида архитектуры:

Архитектура объемных сооружений.

Она включает жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы…), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции) и др.

Ландшафтная архитектура.

Она, главным образом, связана с организацией садово-паркового пространства. Это городские скверы, бульвары и парки с “малой” архитектурой (беседками, мостиками, фонтанами и лестницами).

Градостроительство.

Оно охватывает создание новых городов и поселков и реконструкцию старых городских районов.

По видам архитектуры учащиеся подготовили сообщения.

2. Градостроительство.

План сообщения темы:

Формулировка вида архитектуры “Градостроительство”.

Виды застройки городов.

Композиционный центр городов.

Примеры различных форм застройки городов.

Вопросы на закрепление темы "Градостроительство":

Назовите вид застройки г. Нерюнгри и п. Серебряный Бор? (с показом карт города и поселка), (радиально-кольцевая, веерная, регулярная планировка, свободная планировка).

Что повлияло на возникновение радиально-кольцевой застройки городов? (Крепости, кремли).

Что должен содержать идеальный город? (задачи обороны; ремесла, торговли; повседневные удобства горожан).

Назовите новые приемы градостроительства? (Органично сочетаются городские застройки и элементы природы, различный уровень комфорта).

В связи с ростом городов, с их распластанностью какие существуют теории строительства новых городов? “Экистика” – обоснование неограниченного роста городов в виде непрерывных линейных городских полос, протянувшихся вдоль транспортных путей по всей территории земного шара.

“Трехмерное” развитие городов путем создания искусственных ярусов над старыми городами, строительства постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над морскими заливами, плавающих в океане и т.д.

С примером решения проблемы городов-гигантов выступит ученик…, его сообщение называется “Город – сад”.

3. Ландшафтная архитектура.

Садово-парковое искусство – искусство создания садов, парков в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой и т. д.

Садово-парковое искусство выработало многообразные композиционные приемы, которые условно можно свести к двум основным принципам: регулярному и пейзажному.

Для первого характерна геометрическая композиция, для второго – живописное размещение композиционных элементов, имитирующее естественный ландшафт.

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати.

О ландшафтной архитектуре рассказывает ученик.

Для закрепления темы о садово-парковом искусстве просмотр видеокассеты.

Пример регулярного парка: Версальский парк – чистые горизонтальные линии, ровные ковры газонов, гладкие водные зеркала озер, прямые аллеи. Бесчисленные статуи, фонтаны, вазоны, гермы.

Пример пейзажного парка: английский парк – имитируется естественная природа, запутанные тропинки, заросли кустов и деревьев, укромные лужайки. Гуляя по такому парку, вы неожиданно набредаете на ручей с перекинутым через него мостиком, на уютную беседку или вдруг замечаете статую, смутно белеющую сквозь густую зелень.

Такой натуральный парк вы найдете в Павловске под Санкт-Петербургом, в Алупке вокруг Воронцовского дворца.

Французский парк – это парк регулярный, где природа подчинена строгой архитектонике зодчего. Дорожки выровнены, аллеи прямы как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные и шарообразные формы.

В Санкт-Петербурге есть дворцовый ансамбль – Петергоф. По видео фрагменту определить, какой здесь принят вид парка? (В первом примере – Французский регулярный парк, а во втором случае – английский).

4. Во многих странах, право на приличное жилище – надежное, теплое, сухое – считается одним из основных прав человека.

Правительства и борцы за права человека провозгласили, что все люди, молодые и старые, богатые и бедные, должны иметь удобные и доступные по цене жилища. А с чего же начиналась история развития дома? Ученице показалось интересным проследить историю развития жилища человека.

5. “Мой дом – моя крепость”, – гласит популярная пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать. Известно, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Сообщение об экологии жилища.

6. Будущее нас всегда удивляет, – оно никогда не оказывается точно таким, как мы предполагали. Так что никто на самом деле не знает, какими будут наши жилища в будущем. Все, что нам остается, – это познакомиться с некоторыми последними достижениями науки, техники и архитектуры в строительстве жилого дома.

Перед тем как проектировать дом вы должны были продумать:

Каким должен быть дом? (Большой или маленький).

Кто будет в нем жить? (Молодые люди или старые).

В какой местности будет находиться дом?

Подведены ли коммуникационные сети? (Канализация, водопровод, газ, электричество).

Какие строительные материалы можно использовать? (Дерево, кирпич, бетон, пластик, стекло, и т. д.).

Второй урок.

План урока:

Ураса (якутское жилище).

Архитектура православного храма

Защита проекта “Дом моей мечты”.

Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся могут приобретать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, миром профессий, с традициями и обычаями народов мира, с достижениями науки; достигается связь теории с практикой.

Завтра перед вчерашними школьниками могут встать обыкновенные житейские задачи: как правильно расставить мебель в квартире? Как спланировать дачный дом и участок вокруг него? Как рационально расставить оборудование на производстве? Вот тут-то и пригодятся им навыки, приобретенные в работе над своими первыми проектами.

А сегодня учащиеся с удовольствием занимаются созданием проектов своих домов, так как они быстро поняли, что реалии жизни изменились. Очень многое зависит от самого человека, от его творческого начала, которое может и должно закладываться в школе. Например, один восьмиклассник предложил сразу два проекта: один дом для бабушки, а другой для себя. Тот, что предназначен для пожилого человека, задуман одноэтажным, а тот, где будет жить молодая семья, многоуровневый, с набором помещений для занятий спортом, развлечений и т.д.

Выбранный метод учебной работы на уроках черчения способствует созданию творческой атмосферы в классе и, как следствие, успешному выступлению учеников гимназии на различных олимпиадах, где они не раз становились призерами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...