Роль и место раздела «Графика» в подготовке учащихся к выбору профессии
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте. Овладев базовым курсом в VIII – IX классах, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики. В процессе изучения графики надо научить учащихся аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками. Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества. Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает для них учитель, руководствуясь данным в программе распределением часов как условным. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель. Следует уделять большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Поэтому особое значение придается работе кружков, организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад и экскурсий. Дальнейшее расширение и углубление графических знаний, умений и навыков учащихся предусматривается в часы факультативных занятий.
В процессе обучения графике необходимо широко пользоваться наглядными учебными пособиями: таблицами, моделями, деталями, различными изделиями, чертежами и т. д. Рекомендуется также использовать кинофрагменты, диафильмы по черчению и другие современные технические средства обучения (по возможности, контролирующие и обучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким использованием средств машинной графики). Все графические работы должны выполняться с соблюдением правил и техники оформления чертежей, установленных стандартами. Индивидуальные графические работы выполняются на отдельных листах соответствующих стандартных форматов. Их затем брошюруют и подшивают в альбом. Тренировочные и фронтальные упражнения выполняются в рабочих тетрадях формата А4 (на бумаге в клетку). При обучении графической грамоте учителю следует обратить особое внимание на гуманизацию учебного процесса, на создание обучающей деятельностно-творческой среды (мира), где система «Знания, умения, навыки» рассматривается не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого потенциала. Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и эстетической, гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся. Желательно, чтобы в процессе изучения отдельных разделов графики учащиеся выполняли заказы школы, различных организаций и предприятий по их художественно-графическому оформлению. Следует создавать условия для украшения учащимися своих домов, квартир, комнат. Жилище надо рассматривать не как «утилитарную среду обитания», а как объект эстетического осмысления человеком самого себя и своей жизни. Поэтому полезно поручать учащимся выполнение дизайн-проектов бытового интерьера или различных машин и механизмов, зданий и сооружений (для тех, кто проявляет интерес к технике, графике, художественно-оформительским работам).
Учащиеся должны знать: - правила оформления чертежей; - приемы работы чертежными инструментами; - приемы построения сопряжении; - основные сведения о, чертежном шрифте; - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения аксонометрических изображений. Учащиеся должны уметь: - анализировать форму предмета по чертежу и с натуры, анализировать графический состав изображений; - читать и выполнять комплексные чертежи (эскиз) и наглядные изображения несложных предметов; - выбирать оптимальное количество видов на чертеже, осуществлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
2.2. Тематическое планирование раздела
План-конспект урока
Урок черчения по теме: "Масштабы". 8-й класс Цели урока. Образовательные: - обобщение знания учащихся по теме. - ознакомление со стандартами масштабов. - научить практическому применению масштабов. Воспитательные: - воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских
изобретателей в развитие чертежа. - формировать навыки самостоятельной работы. Развивающие: - развивать техническое и образное мышление. Тип урока. Комбинированный Пособия и оборудование. Учебные таблицы: чертеж прокладки, виды масштабов. Модели прокладок. Чертежные инструменты, тетради, учебник. Словарь. Масштаб натуральный, увеличение, уменьшение, линейный. Подготовительная работа к уроку. Учащимся дается задание подготовить материал о прошлом русского масштабного чертежа. План урока. 1. Организационный момент. 2. Целеполагание. 3. Актуализация знаний: 3.1. Повторение темы “нанесение размеров”. 3.2. Историческая справка. 3.3. Обобщение знаний по теме урока. 4. Изучение нового материала. 5. Практическая работа. 6. Домашнее задание. 7. Итог урока. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Целеполагание: - повторить правила нанесения размеров на чертеж; - совершим небольшое путешествие в прошлое русского масштабного чертежа; - обобщим знания по теме урока; - ознакомимся с ГОСТами на масштабы; - научимся применять масштаб при построении чертежа. 3. Актуализация знаний. 3.1 Повторение по теме “Нанесение размера”. Задание 1. На доске выполнить Рисунок 1 и Рисунок 2. Работают два ученика. Рисунок 1.
Рисунок 2.
Нанести необходимые размеры на заданный чертеж. Задание 2. Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу по индивидуальным карточкам. Рисунок 3
Время работы 5 минут. Проверка работы учащихся, которые выполнили задание у доски: - отчет ученика о выполненной работе; - высказывание учащихся класса и анализ допущенных ошибок; - ответы на дополнительные вопросы. Вопрос 1. На каком расстоянии от контура чертежа проводят размерную линию? Вопрос 2. Что означает запись S 3? Вопрос 3. Какой длины стрелки на размерной линии? Вопрос 3. Что означает знак? - оценка ЗУМ учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|