Требования к уровню подготовки выпускников (основное общее образование).
В результате изучения региональной компонента по Истории Донского края выпускник должен: знать/понимать
место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;
гипотезы о происхождении донского казачества;
казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
участие донских казаков в основных социальных XVII-XVIII вв. в России и на Дону;
причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-XIX вв., военное искусство казаков;
даты важнейших событий истории края ХХ в.;
факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
административно-территориальные изменения на Дону, происшедшие в ХХ в.;
основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;
особенности политики региональных органов власти, местного самоуправления и общественных движений в 1990-2000 гг.;
■ символику Ростовской области: герб, флаг, гимн.
уметь
использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
анализировать историческую карту, показывать на карте:
а) стоянки, поселения древнейших жителей края;
б) известные города и крепости древности и средневековья (Танаис, Саркел, Азак, Тана);
в) территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства;
г) территорию Ростовской области, Южного Федерального Округа;
описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик,
объяснять значение основных понятий;
приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
давать характеристику социально-экономического развития края в XVIII-XIX вв.;
выделять отличительные черты реформ 1860-70-х гг. в Области Войска Донского;
определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
описывать наиболее яркие памятники культуры края, высказывать суждения о них;
рассказывать о событиях революций 1905-07 гг., 1917 г. и гражданской войны на Дону;
характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону;
прослеживать тенденции и противоречия развития края в послевоенный период (1945-85 гг.);
анализировать экономическую и политическую ситуацию в 90-ые гг.;
описывать флаг и герб Ростовской области;
выделять особенности Донского региона как многонационального и поликонфессионального;
оценивать вклад Ростовской области в экономику культуры страны; характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе;
использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
соотносить историю своей семьи с региональной историей;
использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами-^
представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;
выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;
вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
самостоятельной интерпретации информации;
объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества;
анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей;
самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
Календарный график прохождения учебного материала
I четверть
| 8 недель
| 8 часов
|
|
II четверть
| 8 недель
| 8 часов
|
|
III четверть
| 10 недель
| 10 часов
|
|
IV четверть
| 8 недель
| 8 часов
|
|
Организация образовательного процесса 5.1. Календарно-тематический график прохождения учебного материала
5 класс – ИДК
| №
|
Тема
|
| Сроки
|
|
|
|
|
|
| Донской край в древности
|
|
|
| ИТОГО
|
|
| | | | | |
6 класс – ИДК
| ¹
|
| Тема
|
| Сроки
|
|
|
|
|
|
|
|
| Донской край в эпоху средневековья
|
|
|
ИТОГО
|
|
| | | | | | |
7 класс – ИДК
¹
|
Тема
|
| Сроки
|
|
|
|
|
|
| Донской край в XVIIвв.
|
|
|
| Донской край в XVIII. в
|
|
|
ИТОГО
|
|
| | | | |
8 класс – ИДК
| |
| Тема
|
| Сроки
|
|
|
|
|
|
|
|
| Донской край в первой половине XIX в.
|
|
|
|
| Область Войска Донского в эпоху модернизации
|
|
|
ИТОГО
|
|
| | | | | |
9 класс – ИДК
¹
|
Тема
|
| Сроки
|
|
|
|
|
|
| Донской край в начале ХХвв.
|
|
|
| Становление советского Дона
|
| |
| Дон в годы войны и мира
|
|
|
| Исторический переворот
|
| |
| ИТОГО
|
|
| | | | | |
5. Календарно – тематическое планирование по Истории Донского края в 5-9 классах
Класс
(1 час в неделю, 34 урока в год)
№/п
| Дата
| Тема урока
| Цели изучения
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
1.
|
| Введение «Моя малая Родина»
| Определить роль и место Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского Края.
|
| Стр. 6-9
|
2.
|
| Вспомогательные исторические дисциплины
| Дать представление о музеях, библиотеках и архивах как хранителях исторического наследия.
|
| Стр. 10-12
|
3.
|
| Донской край
| Умение работать с текстом учебника, анализировать.
| Лабораторная работа
|
|
4.
|
| Древнейшие стоянки на Нижнем Дону
| Знать какие следы обитания человека каменного века находят учѐные на Дону.
|
| Стр. 15-19
|
5.
|
| Начало эпохи металлов
| Дать представление об историческом периоде
|
|
|
6.
|
| Урок-исследование «Древние орудия труда»
| Создать представление о внешнем облике и назначений орудии труда эпохи палеолита.
|
|
|
7.
|
| Повторяя путь предков
| Контроль умения соотносить процессы и события региональной истории с хронологическими периодами.
| Составление
хронологической
таблицы
| Стр. 23
|
8.
|
| Урок – рассуждение «О чем могут рассказать древние Курганы?»
| Раскрыть значение курганов как археологических источников.
|
| Стр. 2427
|
9-10.
|
| Урок – практикум «Я учусь читать карту»
| Умение читать историческую карту.
|
|
|
11.
|
| Таинственные киммерийцы
| Иметь представление о расселении, обычаях, традициях киллерийцев, об их вкладе в мировую культуру.
|
| Стр. 33-35
|
12.
|
| Урок с элементами театрализации «Скифское вторжение»
| Развитие фантазии, постановка речи, умение общаться.
|
| Стр. 36-38
|
13.
|
| Текст с ошибками «Киммерийцы в походе»
| Умение работать с текстом исторического источника, анализировать.
| Лабораторная работа
| Стр. 37
|
14.
|
| Урок – экскурс «Греческие авторы о Скифии»
| Рассмотреть различные свидетельства греческих авторов о занятиях и образе жизни скифов.
|
| Стр. 39-44
|
15.
|
| Экспресс – опрос по теме «Скифы»
| Контроль и коррекция знаний учащихся территории проживания, религии и основных занятий скифов
| Терминологический диктант
|
|
16.
|
| Виртуальное путешествие в азовский краеведческий музей «Скифы – воины. Занятия и обычаи скифов»
| На основе фотографий, брошюр, открыток, рассказа учителя, ознакомиться с направлением работы Азовского краеведческого музея, «пройтись» по его залам.
|
|
|
17.
|
| Курганы «Пять братьев»
| На примере археологических раскопок из курганной группы «Пять братьев» исследовать переплетение греческой и скифской культур.
|
| Стр. 48-50
|
18.
|
| Кино рассказывает «Легендарный курган»
| Формировать умение учащихся устанавливать внутрикурсовые и межпредметные связи.
|
| Стр. 52-54
|
19.
|
| Сочинение на тему «О чем бы мог рассказать курган кургану?»
| Контроль знаний учащихся характерных черт и особенностей «звериного стиля», его влияние на русское искусство.
| Контрольная работа
|
|
20.
|
| Первые греческие поселения на Дону
| Помочь учащимся установить связь между великой греческой колонизацией и появлением греческих поселений в Приазовье и на Нижнем Дону
|
|
|
|
| Урок-практикум «Составление плана к
параграфу»
| Уметь составлять план-конспект параграфа
|
|
|
22.
|
| Урок-презентация «Наш край глазами древних греков»
| Подвести учащихся к выводу о значении культурных контактов эллинов и местного населения.
|
| Стр. 61-64
|
23.
|
| Урок – знакомство «Танаис – город боснорских греков»
| Дать представление о Танаисе как о самой северной греческой колонии, крупном центре торговли и ремесла Боспорского царства.
|
| Стр.66-70
|
|
| Виртуальное путешествие «Город греческой культуры» (работа с искусствоведом)
| С помощью искусствоведа совершить виртуальное путешествие в г. Танаис.
|
| Стр.71-73
|
25.
|
| Урок – творчества «Я пишу историю»
| Создать представление о составлении энциклопедий и попытаться написать статью о г. Танаис.
| Лабораторная работа
|
|
26.
|
| Урок – знакомство «Сарматы»
| Уметь определять роль кочевых племѐн в древней истории нашего края.
|
| Стр. 77-81
|
27.
|
| Дон в III-IV веке нашей эры
| Уметь характеризовать племена, пришедшие на Дон в эпоху Великого переселения народов.
|
| Стр. 82-85
|
28.
|
| Тестирование «Донской край в древности»
| Контроль и коррекция знаний учащихся донской истории в первобытную эпоху.
| Тестовая работа
| |
29.
|
| Обзорная экскурсия по городу Новошахтинску
| Изучение основных этапов 140 – летней истории города Шахты.
|
|
|
30.
|
| Экскурсия в музей г. Новошахтинска
| Пробуждать интерес к судьбам родного края, к истории повседневности.
|
|
|
31.
|
| Экскурсия «Старочеркасск – символ казачьей доблести»
| Раскрывать сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале.
|
|
|
32.
|
| Экскурсия «Танаис – город загадок»
| Раскрывать сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале
|
|
|
33.
|
| Итоговое повторение
| Повторение изученного в 5 классе. Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками
| .
Контрольная работа
|
|
34.
|
| Народные игры «Дворовая чехарда»
| С помощью игр на свежем воздухе сплотить классный коллектив; узнать, какие игры были популярны у детей донских казаков.
|
|
|
Класс
(1 час в неделю, 34 урока в год)
№/п
| Дата
| Тема урока
| Цели изучения
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
1.
|
| Введение
| Повторительно-обобщающий урок по материалу, изуяенному в пятом классе
|
| Стр.3-9
|
2.
|
| Вспомогательные исторические дисциплины
| Лекция о музеях, библиотеках и архивах исторического наследия
|
| Стр. 10-13
|
3.
|
| Начало эпохи металлов
| Иметь представление о событиях происходивших на территории нашего края в III-II тыс. до н.э., какую роль играл Дон в жизни местного населения. Ливенцовское поселение
|
| П. 2
|
4.
|
| Таинственные киммерийцы
| Иметь представление о расселении, обычаях, традициях древних киммерийцев, об их вкладке в мировую культуру
|
| П. 3
|
5.
|
| Скифы
| Охарактеризовать скифов-воинов, скифов-кочевников, их занятия, быт обычаи
|
| П. 4
|
6.
|
| Решение кроссвордов «Донская Троя»
| Повторить и закрепить знания о древнейших людях
|
|
|
7.
|
| Курганы «Пять братьев»
| На примере археологических находок из Курганской группы «Пять братьев» исследовать переплетение греческой и скифской культур
|
| П. 5
|
8.
|
| Первые греческие поселения на Дону
| Помочь учащимся установить связь между великой греческой колонизацией и появлением греческих поселений в Приазовье и на Нижнем Дону
|
| П. 6
|
9.
|
| резерв
|
|
|
|
10.
|
| Создание презентации на тему: «Танаис – город загадок»
| Дать представление о Танаисе как о самой северно-греческой колонии, крупном центре ремесла и торговли
|
| П. 7
|
11.
|
| Урок – знакомство «Сарматы»
| Уметь определять роль кочевых племѐн в древней истории нашего края.
|
| П. 8
|
12.
|
| Дон в III-IV веке нашей эры
| Уметь сравнивать культуру скифов и сарматов; отделять мифические события от исторически – достоверных.
|
|
|
13.
|
| Создание проектов на тему: «Наш край в древности» Работа с учебником, картами по подбору информации для проекта
| Развивать умения школьников сравнивать, находить верную информацию в исторических источниках, работать с картой
| Контрольная работа №1
|
|
14.
|
| Создание проектов на тему: «Наш край в древности» Поиск дополнительного материала в Интернете.
| Уметь находить дополнительный материал в Интернете, в дополнительной литературе, развитие творческих способностей
|
|
|
15.
|
| Создание проектов на тему: «Наш край в древности» Поиск дополнительного материала в Интернете.
| Уметь находить дополнительный материал в Интернете, в дополнительной литературе, развитие творческих способностей
|
|
|
16.
|
| Создание проектов на тему: «Наш край в древности»
| Уметь обрабатывать дополнительный материал из Интернета
|
|
|
17.
|
| Создание проектов на тему: «Наш край в древности»
| Уметь обрабатывать дополнительный материал из Интернета, совмещение всей информации в проекте
|
| Стр. 77-81
|
18.
|
| Защита проектов. Повторительно-обобщающий урок.
|
|
| Стр. 82-85
|
19.
|
| Урок – знакомство «Хазары»
| Показать, что с 7 века донские степи становятся частью большого государства Хазарии, локализовать его территорию на карте.
|
| Стр. 89-95
|
20.
|
| Конкурс чтецов «Память народа»
| Формировать у школьников умение устанавливать внутрикурсовые и межпредметные связи.
|
| Стр. 108-112
|
21.
|
| Дон в X-XI веках
| Дать характеристику населения донских степей в 5 – 7 веках.
|
| Стр. 100-107
|
22.
|
| Урок – практикум «Я читаю летопись»
| На основе анализа походов князя Святослава продолжить работу над формированием картографических навыков и умений.
| Лабораторная работа
| |
23.
|
| Монголо-татарские завоеватели на Дону
| Раскрыть отличительные черты завоевательной политики монголов по отношению к половцам.
|
| Стр. 114-119
|
24.
|
| Виртуальное путешествие «На поле Куликовом»
| Развивать умение учащихся анализировать документы, сравнивать разные точки зрения.
|
| |
25.
|
| Тана – торговая фактория
| Раскрыть интересы Венеции и Греции в Северном Причерноморье и Приазовье, показать значение Таны как крупного торгового центра.
|
| Стр. 124-129
|
26.
|
| Ситуативный практикум «Приключения торгового каравана»
| Развитие фантазии, воображения, умение составлять рассказ.
|
|
|
27.
|
| Лекция «Азов»
| Охарактеризовать Азов как крупный центр ремесла и международной торговли в 13 – 14 веках.
|
| Стр. 133-141
|
28.
|
| Виртуальная экскурсия «Азов – северный порт османской империи»
| Ознакомиться с экспозицией Азовского краеведческого музея.
|
| |
29.
|
| Урок – рассуждение «Кто такие донские казаки?»
| Рассмотреть причины складывания донского казачества во всей их многофакторности.
|
| Стр. 156-162
|
30.
|
| Путешествие по карте «Донская земля»
| Развивать умение «читать карту».
|
| |
31.
|
| Донской край в средние века
| Повторение изученного в 6 классе. Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками
| Контрольная работа №2
|
|
32.
|
| Презентация «Донское казачество»
| В ходе решения проблемных задач на уроке способствовать пониманию учащимися характера взаимоотношений между Москвой и Войском Донским.
|
| Стр. 155-162
|
33.
|
| Зарождение казачества в нашем поселке. Беседа по материалам стенда «Люблю тебя, мой край...»
|
|
|
|
34.
|
| Резерв
|
|
| |
7 класс
(1 час в неделю, 34 урока в год
№/п
| Дата
| Тема урока
| Цели изучения
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
1.
|
| Введение «Моя малая Родина»
| Подвести учащихся к выводу о том, что прошлое Донского края является частью всеобщей и отечественной истории
|
| Стр. 4-5
|
2.
|
| Вспомогательные исторические дисциплины
| Дать представления о музеях, библиотеках и архивах как хранителях исторического наследия
|
| Конспект
|
3.
|
| Урок – обзор «Донской край в древности»
| Познакомить школьников со следами обитания древнейших людей на территории нашего края
|
| Конспект
|
4.
|
| Урок – экскурс «Донской край в эпоху средневековья»
| Познакомить учащихся с особенностями локальной истории в средневековую эпоху
|
| Конспект
|
5.
|
| Практикум «Донской край от каменного века до железного»
| Уметь соотносить события и процессы региональной истории с базовым курсом истории
| Заполнение таблицы
|
|
6.
|
| Донские казаки в событиях российской Службы начала XVII века
| Выявлять причины участия донских казаков в событиях Смутного времени
|
| Стр. 7-11
|
7.
|
| Ситуативный практикум: составление рассказа – фрагмента из жизни донских казаков
| Развитие вербального воображения, умение рассуждать о привлечении казачества в XVII веке
| Лабораторная работа
|
|
8.
|
| Войско Донское и царская власть в первой половине XVII века
| Показать военное значение Войска Донского края России в I половине XVII века
|
| Стр. 13-189
|
|
| «Модели военной техники. Элементы панорам сражений»
| Умение сопоставлять объекты, события и явления по заданным признакам
|
|
|
10.
|
| Социально-политические кризисы в России второй половины XVII века и донское казачество
| Выяснить когда и по какому поводу впервые царское правительство потребовало «выдачу с Дона»
|
| Стр. 20-25
|
11.
|
| Проект «Идеалы и образование XVII века»
| Показать, что культура донских казаков сложилась в результате взаимодействия культур народов, участвовавших в формировании казачества
|
|
|
12.
|
| Урок- практикум «Поход разинцев» (работа с картой)
| Формирование картографических знаний и образов
| Контрольная работа
|
|
13.
|
| Заочное путешествие в Старочеркасск «Культуры донских казаков в XVII веке»
| Создать представление о достижениях материальной и духовной культуры воинов – казаков в XVII веке
|
| Стр. 26-37
|
14.
|
| Урок-глоссарий «Донской говор»
| Составить словарик донского говора на основе различных информационных источников
| Терминологический диктант
|
|
15.
|
| Урок-презентация «Традиции военного быта казаков»
| Изучить традиции военного быта казаков
|
|
|
|
| «Донские художники»
| В яркой, образной форме познакомить учащихся с искусством художников Дона досоветского периода
|
|
|
|
| Войско Донское в эпоху петровских преобразований
| в Выявить причины булавинского восстания и его преобразований
|
| Стр. 40-44
|
18.
|
| Система управления казачьей областью в XVIII веке
| Изучить изменения произошедшие в системе управления Донским Войском в XVIII веке
|
| Стр. 45-46
|
19.
|
| Тестирование «Новый этап в истории России»
| Контроль и коррекция знаний учащихся особенностей управления Войском Донским в XVII веке
| Тестовая работа
|
|
20.
|
| Казаки на службе Российской империи в XVIII веке
| Рассмотреть виды казачьих полков, сформированных в XVII веке
|
| Стр. 47-50
|
21.
|
| Восстание донских казаков 1792-1794 годов
| Выявить причины казачьих волнений конца XVII века и непосредственный повод к ним
|
| Стр. 51-53
|
22.
|
| Урок-творчества «Я пишу энциклопедию: семилетняя война» (интегрированный урок: история России, всеобщая история, история Донского края, литература)
| На основе дополнительной литературы написать статью для исторической энциклопедии о Семилетней войне
| Заполнение таблицы
|
|
23.
|
| Формирование донского дворянства и крепостных крестьян
| Сравнить и проанализировать процесс закрепощения крестьян на Дону с общероссийским
|
| Стр. 54-57
|
24.
|
| Хозяйственное освоение края
| Дать характеристику отраслей сельского хозяйства в XVIII веке в Войске Донском
|
| Стр. 58-60
|
25.
|
| Интегрированный урок (история Донского края, информатика) «Социальная стратификация»
| Проанализировать статистические данные и построить графики социальной культуры населения области Войска Донского в XVII веке
|
|
|
26.
|
| Население Донской области «Приазовье в XVIII веке»
| Выяснить какие категории населения стали активно переселяться на Дон в XVIII веке. Сравнить их с переселенцами XVIII века
|
| Стр. 61-62
|
27.
|
| «Основание Ростова-на-Дону» и Ростовского уезда»
| Рассмотреть процесс образования Ростовского уезда и основания г. Ростов-на-Дону
|
| Стр. 62-67
|
28.
|
| Мини – исследование «Традиции одного из народов (по выбору), переселившихся на Дон в XVIII веке»
| Составить рассказ о традициях одного из народов (по выбору), переселившихся на Дон в XVII веке на основе дополнительной литературы
|
|
|
29.
|
| Фестиваль «Казачье подворье»
| В яркой, образной форме познакомиться с песенным фольклором казачества
|
|
|
30.
|
| Проект «Поиск исторических корней» (история поселка Соколово-Кундрюченский)
| Изучить историю основания поселка Соколовка по данным краеведческого музея
|
|
|
31.
|
| Урок- интервью «Цена победы»
| Прикоснуться к трагическим страницам отечественной истории вместе с ветеранами ВОВ, нашими земляками
|
|
|
32.
|
| Итоговое повторение
| Повторение изученного в 7 классе.
|
|
|
33.
|
| Итоговое повторение
| Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками
| Контрольная работа
|
|
34.
|
| Повторительно-обобщающий урок по курсу 7 класса
| Повторение изученного в 7 классе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: