Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие финансового рынка региона

 

Развитие финансового рынка Санкт-Петербурга наряду с проводимой в стране денежно-кредитной политикой значительное влияние оказывают такие факторы, как социально-экономическое положение города, процесс формирования и использования местного бюджета, в том числе и выбор конкретных финансовых инструментов управления бюджетным процессом, а также роль городских органов власти в поддержке и стимулировании развития региональной экономики и формирования соответствующей финансовой инфраструктуры.

Cоциально-экономическое положение Санкт-Петербурга в 1996 году можно охарактеризовать следующими основными макроэкономическими показателями, приведенными в таблице 4.

 

Таблица 4 Основными макроэкономическими показателями.

Макроэкономические показатели 1996 г. В % к 1995 г. Примечание
Валовой региональный продукт, трлн. руб. 60,7 90 В сопоставимых ценах
Объем промышленной продукции, трлн. руб. 35,1 79,5 -
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования, трлн. руб. 8,7 69,1 -
Номинальная среднемесячная зарплата на одного работника, руб. 809,5 166,8 Социальный фактор
Официально зарегистрированные безработные, тыс. чел. 47,4 85,6 -
Доля сбережений в использовании доходов населения, % 41 172,3 -

 

В целом объем промышленного производства в Санкт-Петербурге в 1996 году составил примерно 33,8% от уровня 1990 г.

Спад производства продолжается во всех основных отраслях промышленности, кроме электроэнергетики и пищевой промышленности, что обусловлено первоочередной необходимостью продуктов данных отраслей.

В то же время объем экспорта за 1996 год достиг 3,1 млрд. долларов (возрос на 2%), а объем импорта составил 4,2 млрд. долларов (уменьшился на 16%).

Депрессионная фаза в экономике Санкт-Петербурга оказывает значительное влияние на формирование городского бюджета и существенно ограничивает возможности городской Администрации. Как и в предыдущие годы продолжается процесс относительного увеличения доли внутренних доходов в формировании доходной части государственного бюджета, в которой преобладают фискальные поступления, 2/3 которых обеспечиваются тремя основными налогами (налог на прибыль, НДС и подоходный налог).

В поступлении внешних доходов имеет место разнонаправленная динамика: при сокращении поступлений из Федерального бюджета происходит рост объема использования заемных средств, что позволяет осуществить погашение превышения бюджетных расходов над доходами (дефицит бюджета).

Основными инструментами привлечения заемных средств для финансирования расходов городского бюджета являются: эмиссия ГГКО (МКО) и банковские кредиты (см. таблицу 5).

 

Таблица 5

Структура задолженности городского бюджета.

Виды займов По состоянию на 31.12.96г.

По состоянию на 31.12.97г.

  Млрд. руб. Удельный вес в общей сумме долга Млрд. руб. Удельный вес в общей сумме долга
ГГКО 1976.4 58.3% 1283.0 35.1%
Кредиты коммерческих банков 1038.6 30.7%   0.0%
Векселя 307.6 9.1%   0.0%
Облигации городского сберегательного займа 65.0 1.9% 265.0 7.3%
Еврооблигации   0.0% 1700.0 46.6%
Синдицированный кредит   0.0% 400.0 11.0%
ИТОГО 3387.6 100.0% 3648.0 100.0%

 

В настоящее время уровень заимствования средств в городской бюджет достиг критической величины. На обслуживание бюджетной задолженности в 1997 году было направлено около 4 трлн. рублей, что составляло более 30% расходной части бюджета. Поэтому формирование развитого финансового рынка является одной из приоритетных задач, призванных оздоровить финансовое положение в городе.

В середине апреля 1997 г. Министерство финансов зарегистрировало проспект эмиссии внешнего займа Администрации (Еврозайм) на сумму 300 млн. долларов. Заимствование на внешнем рынке (главным образом в США) позволит привлечь для финансирования бюджетных расходов средства под меньший процент и на больший срок по сравнению с условиями заимствования на внутреннем финансовом рынке. (Срок погашения – 18.06.2002г., доходность – 9,5%). За 6 лет в Санкт-Петербурге была создана развитая инфраструктура финансового рынка. В настоящее время в городе действуют 4 фондовые биржи, 104 коммерческих банка и более 400 финансовых и брокерских компаний. Финансовый рынок Санкт-Петербурга является вторым по масштабу региональным финансовым рынком России (после Москвы) и крупнейшим рынком субфедеральных государственных обязательств. В этой связи значительным успехом можно считать тот факт, что в начале 1997 года на биржах города была организована торговля облигациями муниципальных займов Москвы и Оренбурга, выпуск и обращение которых организованы по типу МКО. Это позволило привлечь на рынок города дополнительные финансовые средства, преимущественно региональных инвесторов. Характерной чертой финансового рынка Санкт-Петербурга является его высокая степень концентрации. Практически на всех его секторах (валютный рынок, рынок кредитов, депозитов, акций и облигаций) можно выделить 4-5 наиболее активно действующих операторов, на которых приходится основная доля оборота. Кроме того, стоит отметить, что на финансовом рынке сложилась устойчивая специализация торговых площадок. Так, торговля государственными и муниципальными облигациями (за исключением муниципального облигационного займа) ведется на биржевых площадках, а основной оборот по валюте, корпоративным бумагам и векселям приходится на внебиржевой рынок.

 

Рис. 18. Укрупненная структура финансового рынка.

Анализ финансового рынка показывает, что с учетом уровня ликвидности лидирующие позиции на данный момент занимает рынок государственных ценных бумаг (ГКО и МКО), но ярко выражены тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг.

Активность участников финансового рынка на различных его секторах в значительной степени определялась политикой ЦБ России как в части контроля за обменным курсом доллара, так и постоянного снижения процентной ставки рефинансирования.

 

Рис. 19. Значения и периоды действия ставок рефинансирования, устанавливаемых ЦБ Росси.

 

Таблица 6

Динамика процентных ставок (доходности) в основных секторах финансового рынка.

  1995 год I 95 II  95 III 95 IV 95 I 96 II 96 III 96 IV 96

1997 год

                    Янв. Февр.
Межбанковский кредит 190.4 433.2 118.6 161.0 48.0 55.8 56.3 48.8 31.7 23.5 29.4
Доходность ГКО 166.0 278.4 106.3 147.3 141.3 89.7 144.9 67.6 42.2 32.8 28.3
Депозитная ставка 102.0 143.0 122.4 72.9 69.6 61.7 55.4 60.1 43.0 34.5 34.5
Ставка по кредитам 320.3 419.3 379.0 251.1 231.9 187.8 176.4 142.8 80.2 71.6 -

 

Бюджетный потенциал

 

Доходы бюджета Санкт-Петербурга за 2009 год составили 315,6 млрд. руб.

К числу основных доходных источников бюджета Санкт-Петербурга за отчетный период относятся: налог на прибыль организаций (21,3%), налог на доходы физических лиц (31,3%), акцизы (4,1%), налог на имущество организаций (5,8%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (6,3%). Безвозмездные поступления составили 40,9 млрд. руб., или 13,0% от общего объема доходов бюджета Санкт-Петербурга.

В бюджет Санкт-Петербурга поступили также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 30,1 млрд. руб., доля которых составила 9,5%.

Расходы бюджета Санкт-Петербурга за 2009 год составили 322,3 млрд.руб. Основными статьями расходов являются жилищно-коммунальное хозяйство (18,1% от общей суммы расходов), национальная экономика (17,7%), здравоохранение и спорт (17,3 %), образование (17,0 %), социальная политика (14,8 %).

Доходы бюджета города в 2009 году согласно Закону о бюджете1 (с учетом всех уточнений) составили 294,3 млрд. рублей (9 млрд. долл. США, 6,6 млрд. евро)2, расходы – 336,3 млрд. рублей (10,2 млрд. долл. США, 7,6 млрд. евро). Фактически исполнено на отчетную дату (31 декабря 2009 года): доходы – 315,6 млрд. рублей (около 9,6 млрд. долл. США, 7,1 млрд. евро), расходы – 322,2 млрд. рублей (около 9,8 млрд. долл. США, 7,2 млрд. евро). Дефицит бюджета составил 6,6 млрд. рублей.


 

Таблица 7

Основные характеристики бюджета Санкт-Петербурга в 2009-2011 годах (млрд. руб.)

(по данным Комитета финансов Санкт-Петербурга) Бюджет

Плановый период

2009

2010

2011
Доходы 294,3 318,5 333,2
Расходы 336,3 336,7 341,3
Дефицит -6,6 -18,2 -8,1

 

Таблица 8

Структура доходной части бюджета Санкт-Петербурга на 2010 год (тыс.руб.).

  Утверждено по бюджету Санкт-Петербурга на 2010 год Структура
ИТОГО ДОХОДОВ 329 076 703.2  
I. ДОХОДЫ из них: 270 949 075.9      
Налог на прибыль организаций 76 340 975.1 23.2
Налог на доходы физических лиц 109 178 530.1 33.2
Акцизы 13 687 973.4 4.2
Налоги на совокупный доход 7 099 695.3 2.2
Налог на имущество организаций 20 353 551.9 6.2
Транспортный налог 5 860 867.5 1.8
Земельный налог 3 751 865.6 1.1
Государственная пошлина 1 472 589.8 0.4
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 21 368 486.6 6.5
Платежи при пользовании природными ресурсами 508 080.0 0.2
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 2 072 856.7 0.6
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 8 835 000.0 2.7
Административные платежи и сборы 2 342.9 0.0
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 658 199.4 0.2
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 25 960 370.3 7.9
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32 167 257.0 9.8

 

Таблица 9

Функциональная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2010 год (тыс.руб.).

№ п/п Наименование Бюджет, тыс.руб Удельный вес, % Раздел(*)
1 Всего 378 816 206,70 100,0%  
2 Общегосударственные вопросы 26 125 237,70 6,9% 100
3 Национальная оборона 16 335,70 0,0% 200
4 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 9 006 491,00 2,4% 300
5 Национальная экономика 70 271 122,20 18,6% 400
6 Жилищно-коммунальное хозяйство 65 848 615,00 17,4% 500
7 Охрана окружающей среды 1 021 018,60 0,3% 600
8 Образование 68 435 163,50 18,1% 700
9 Культура, кинематография и средства массовой информации 14 169 627,00 3,7% 800
10 Здравоохранение и спорт 66 983 605,40 17,7% 900
11 Социальная политика 45 498 639,40 12,0% 1000
12 Межбюджетные трансферты 11 440 351,20 3,0% 1100

 

Впервые, в соответствии с федеральным законодательством, в городе принят трехлетний бюджет на 2008 год и на плановый период 2009–2010 годов, который имеет целый ряд преимуществ. Есть уверенность в том, что, с учетом длительной перспективы, главные распорядители бюджетных средств будут более рационально планировать свою деятельность, возрастет их ответственность за эффективное использование средств городского бюджета.

Вместе с принятием трехлетнего бюджета появляется возможность заключения, как минимум, трехлетних, а в рамках долгосрочных целевых программ и крупных инвестиционных проектов — и более долговременных контрактов. При этом новый бюджет спланирован не только без существенного повышения налоговой нагрузки на экономику города, но и с учетом расширения налоговых льгот, предоставляемых инвесторам. Высокие темпы развития экономики, которые Петербург демонстрирует последние годы, позволили городу войти в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Бюджет города за четыре года вырос в четыре раза: с 77 миллиардов рублей в 2003 году до 237 миллиардов рублей в 2007 году (предварительные итоги исполнения бюджета 2006 года показывают, что план по доходам существенно перевыполнен). В 2007 году расходы бюджета возросли до 327 миллиардов рублей, а в 2010 году превысят 400 миллиардов рублей. Наибольший удельный вес в доходах городского бюджета составляют налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц, а также налог на имущество, что говорит о стабильной работе всей экономики города и о ее поступательном развитии.

Созданы все условия для работы инвесторов. Последние четыре года город занимает лидирующие позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, демонстрируя наилучшее соотношение высокого инвестиционного потенциала с минимальным риском.

В результате создания благоприятного инвестиционного климата значительно выросли инвестиции в экономику города.

Объем иностранных инвестиций с 2003 года по 2006 вырос в Петербурге в 7,5 раз, превысив 5,3 миллиарда долларов. Эти тенденции сохраняются: по итогам 2007 года объем иностранных инвестиций может уже достичь 6,3 миллиарда долларов. Очень важно, что инвесторы вкладывают средства в реальный сектор экономики, создавая новые рабочие места, обеспечивая дополнительные бюджетные поступления. Приток инвестиций дает городу новый деловой пульс.

Важно отметить, что бюджет 2008 года и на период до 2010 года — это и бюджет развития и социально ориентированный бюджет, направленный на повышение качества жизни горожан. В этом документе, как и в предыдущих законах о бюджете Санкт-Петербурга, в очередной раз соблюден баланс между социальной сферой и развитием коммунального хозяйства, городской инфраструктуры. В числе главных приоритетов трехлетнего бюджета — развитие здравоохранения, образования, спорта, финансовое обеспечение ключевых направлений жилищной политики, в том числе увеличение объемов строительства бюджетного жилья.

Основная задача — рациональное и ритмичное расходование бюджета в течение всего года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...