Организации с участием иностранного капитала.
В 2006 году в Санкт-Петербурге работало 679 крупных и средних организаций с участием иностранного капитала; на них было занято 145,7 тыс. человек. Оборот организаций с участием иностранного капитала составил 456,9 млрд. рублей (22,1% в общем обороте организаций Санкт-Петербурга). 41,3% оборота организаций обеспечено деятельностью в обрабатывающих отраслях, 27,6% - в торговле и ремонте автотранспорта и бытовой техники, 17,5% – в транспортной отрасли и связи. При этом 46,4% от среднесписочной численности работающих на предприятиях было занято на обрабатывающих производствах, 16,4% - в торговых и ремонтных организациях, 16,2% - в транспортной отрасли и организациях связи.
Анализ места региона в системе регионов России
Стартовый рейтинг развития региона Рейтинг развития регионов (РРР) представляет собой список, в котором регионы упорядочены по уровню развития: наиболее развитый регион занимает первое место, наименее развитый — последнее. Таблица устроена следующим образом: В первом и последнем столбцах находятся места каждого региона в стартовом рейтинге — стартовые позиции, с которых начинается движение регионов (определяемое главными региональными событиями каждый месяц) в Рейтинге развития регионов (РРР). Во втором столбце — название регионов. В столбцах 3,4,5,6,7 — места каждого региона по пяти показателям развития социальной сферы — ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ОПЖ), младенческой смертности (МС), заболеваемости (З), преступности (П), миграции (М). Первое место принадлежит региону, который демонстрирует лучшие результаты по данному показателю, последнее — худшие. Важно отметить, что чем меньше показатели младенческой смертности, заболеваемости и преступности и чем выше ожидаемая продолжительность жизни и миграционное сальдо, тем выше место региона по данным показателям.
В столбцах 8,9,10,11,12,13 — места региона по шести показателям развития экономики — валовому региональному продукту на душу населения (ВРП/Д), объему инвестиций в основной капитал на душу населения (ИОК/Д), росту энергопотребления (РЭ), задолженности по заработной плате (ЗЗП), по доходам на душу населения (Д/Д), по обороту розничной торговли и объему предоставленных услуг на душу населения (РТУ/Д). Первое место принадлежит региону, который демонстрирует наилучшие результаты по данному показателю, последнее — наихудшие. В столбцах 14,15,16,17 — места региона по четырем показателям развития социальной и экономической инфраструктуры региона — темпам роста строительства (ТРС), доходам от предоставления услуг связи (ДУС), густоте автомобильных дорог (АД), обеспеченности населения объектами социальной и экономической инфраструктуры (ОСЭИ). Первое место принадлежит региону, который демонстрирует наилучшие показатели по данному показателю, последнее — наихудшие. В столбце 18 представлена сумма мест по всем 15 показателям. Итоговое место региона определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге. Если два или более регионов получают одинаковую сумму мест, то они вновь ранжируются согласно развитию экономики: тот из них, который получил более высокое место по развитию экономики, получает более высокое место. Санкт-Петербург занимает 10 место в РФ по ожидаемой продолжительности жизни при рождении, 1 — по показателю младенческой смертности,36 — по заболеваемости населения, 35 — по преступности, 4 — по миграции, 14 — по ВРП на душу населения, 11 — по инвестициям в основной капитал на душу населения, 7 — по росту энергопотребления, 11 — по задолженности по заработной плате, 3 — по доходам на душу населения, 4 -по обороту розничной торговли и объему предоставленных услуг на душу населения, 7 — по темпам роста строительства в регионе,2— по доходам от услуг связи, 2 — по густоте автомобильных дорог и 65 по обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Сумма мест по всем этим показателям равна 212. Именно это определяет 2е место Санкт-Петербурга в стартовом рейтинге развития регионов.
Места показателей развития социальной сферы |
Места показателей развития экономики |
Места показателей развития инфраструктуры | |||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||||||||
место | место ОПЖ | место МС | место З | место П | место М | место ВРП/Д | место ИОК/Д | место РЭ | место ЗЗП | место Д/Д | место РТУ/Д | место ТРС | место ДУС | место АД | место ОСЭИ | сумма мест по отдельным показателям | место | ||||||||||
1 | г. Москва | 3 | 13 | 25 | 10 | 2 | 3 | 7 | 4 | 25 | 1 | 1 | 31 | 1 | 1 | 66 | 193 | 1 | |||||||||
2 | г.Санкт-Петербург | 10 | 1 | 36 | 35 | 4 | 14 | 11 | 7 | 11 | 3 | 4 | 7 | 2 | 2 | 65 | 212 | 2 | |||||||||
3 | РеспубликаТатарстан | 9 | 5 | 51 | 13 | 8 | 16 | 10 | 43 | 23 | 6 | 17 | 21 | 24 | 19 | 3 | 268 | 3 | |||||||||
4 | Белгородская область | 7 | 11 | 43 | 3 | 6 | 33 | 30 | 13 | 19 | 43 | 54 | 24 | 41 | 6 | 5 | 338 | 4 | |||||||||
5 | Липецкая область | 21 | 17 | 29 | 7 | 19 | 12 | 17 | 48 | 31 | 18 | 38 | 15 | 35 | 13 | 30 | 350 | 5 | |||||||||
6 | Калининградская область | 67 | 42 | 24 | 9 | 12 | 37 | 18 | 10 | 5 | 25 | 27 | 2 | 19 | 5 | 69 | 371 | 6 | |||||||||
7 | Московская область | 24 | 22 | 10 | 53 | 1 | 26 | 16 | 5 | 34 | 16 | 7 | 10 | 72 | 3 | 78 | 377 | 7 | |||||||||
8 | Краснодарский край | 12 | 8 | 7 | 6 | 3 | 42 | 19 | 14 | 55 | 42 | 23 | 51 | 10 | 10 | 75 | 377 | 8 | |||||||||
9 | Свердловская область | 38 | 31 | 27 | 56 | 7 | 25 | 28 | 23 | 7 | 5 | 10 | 25 | 17 | 56 | 61 | 416 | 9 | |||||||||
10 | Тюменская область | 16 | 7 | 71 | 48 | 16 | 1 | 3 | 1 | 47 | 2 | 2 | 64 | 8 | 73 | 62 | 421 | 10 |
Кредитные рейтинги
Рейтинговая служба Standard & Poor's подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Санкт-Петербурга на уровне «ВВВ». Прогноз — «Негативный».
Рейтинг Санкт-Петербурга отражает очень низкий уровень долга, высокие показатели ликвидности и хорошее качество управления долгом, а кроме того, его позицию второго по величине российского города с относительно высоким уровнем развития экономики.
Вместе с тем уровень рейтинга сдерживается ограниченной предсказуемостью и гибкостью доходов и расходов города вследствие контроля со стороны федерального центра, текущим давлением на финансовые показатели ввиду сокращения сбора налогов в нынешних экономических условиях и давлением со стороны расходов, а кроме того, значительными долгосрочными потребностями Санкт-Петербурга в финансировании инфраструктуры.
|
|
Долговая нагрузка Санкт-Петербурга низка и продолжала снижаться в 2008 г.; по состоянию на 1 апреля 2009 г. прямой долг составлял менее 100 млн руб. (3 млн долл.), или менее 0,1 % текущих доходов. Более того, полный долг, вероятно, останется на уровне менее 15-20% доходов бюджета до 2011 г. На 1 апреля 2009 г. резервы ликвидности города превышали полный долг более чем в 4 раза, что превращает город в нетто-кредитора.
Санкт-Петербург — второй по величине российский город с относительно высоким уровнем развития экономики. В 2008 г., по данным предварительной отчетности, рост ВРП составил 8,7%, хотя в 2009 г. в текущих экономических условиях ожидается снижение ВРП. Экономика продолжает диверсифицироваться; в 2008 г. 10 крупнейших налогоплательщиков обеспечивали менее 19% налоговых доходов — по сравнению с 20% в 2007 г. и 24% в 2006 г. Уровень благосостояния остается умеренным в европейском контексте; ВРП на душу населения составляет только 10 500 долл., а средняя зарплата значительно ниже среднего по 27 странам-членам ЕС.
Город зависит от решений федерального правительства в отношении распределения доходных и расходных полномочий. Место регистрации крупнейших налогоплательщиков Санкт-Петербурга также отчасти вне сферы контроля города и зависит от корпоративной политики и решений федерального правительства.
Вследствие снижения экономических показателей ожидается сокращение сбора налогов; пересмотренные доходы бюджета в 2009 г. сейчас на 20% ниже, чем реальные результаты 2008 г. Сбор налогов с январе-феврале 2009 г. был немного выше консервативных оценок, с поступлением НДФЛ на 10% выше, чем за тот же период 2008 г. В то же время текущие расходы в 2009 г. продолжат расти вследствие увеличения зарплат, обусловленного решениями федерального правительства. В результате мы ожидаем, что текущий профицит города сократится с 28-33% в 2006-2008 гг. до 5-6% в 2009 г. Тем не менее, мы ожидаем, что с 2010-2011 гг. значение профицита будет выражаться двузначными числами вследствие ожидаемого возобновления экономического роста. Будущие доходы, расходы и финансовые показатели, тем не менее, останутся под влиянием непредсказуемых решений федерального правительства в отношении доходных и расходных полномочий города.
|
|
Потребности в развитии инфраструктуры у Санкт-Петербурга выше, чем у Москвы и других городов рейтинговой категории «ВВВ», и это будет оказывать давление на бюджет города в долгосрочной перспективе. Большая часть потребностей в развитии инфраструктуры связана со строительством и реконструкцией дорог, общественным транспортом, жилищным строительством и ЖКХ. Несмотря на то, что город уже сократил свою программу капитальных расходов на 2009 г., планируется использовать избыточные денежные резервы для инвестиций в инфраструктуру, прибегая лишь к очень ограниченным заимствованиям в ближайшие годы. Мы ожидаем, что дефицит с учетом капитальных расходов в 2009-2011 г. составит 8-12%.
Ликвидность.
У Санкт-Петербурга хорошие показатели ликвидности. По состоянию на 1 апреля 2009 г. остатки на счетах составляли более 55 млрд руб. — более 20% ожидаемых текущих расходов, или в 4 раза превышали полный долг. Несмотря на то, что в течение 2009 г. город планирует сократить резервы, ожидается, что денежные средства будут превышать прямой долг — по меньшей мере до 1 квартала 2010 г.
Эффективная система управления долгом и ликвидностью характеризуется очень взвешенным подходом ко всем обязательствам и нацелена на поддержание денежных резервов на достаточном уровне. Следовательно, мы не ожидаем, что денежные резервы Санкт-Петербурга будут ниже, чем расходы на обслуживание долга в 2010-2011 гг.
Прогноз.
Прогноз «Негативный» отражает аналогичный прогноз по рейтингам Российской Федерации (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Негативный/А-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Негативный/А-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAA), а также ожидания более слабых финансовых показателей Санкт-Петербурга и постепенной аккумуляции долга в 2009-2011 гг.
Повышение рейтинга Санкт-Петербурга может быть обусловлено повышением суверенных рейтингов одновременно с улучшением предсказуемости и прозрачности межбюджетных отношений, развитием инфраструктуры и повышением уровня благосостояния в городе, а также более высокими, чем ожидается, финансовыми показателями.
Ухудшение текущих показателей бюджета (с текущим профицитом меньше ожидаемых 5%), быстрое сокращение ликвидности и/ или накопление крупного прямого долга могут привести к негативным рейтинговым действиям. Аккумулирование краткосрочного долга и давление с его стороны в нынешней ситуации также могут привести к понижению рейтинга. Кроме того, дальнейшие негативные действия в отношении суверенного рейтинга Российской Федерации могут привести к аналогичным рейтинговым действиям в отношении Санкт-Петербурга.
|
|
|
|