Формирование приверженности покупателей к марке фирмы товара
Удовлетворенность потребителя - один из основных приоритетов успешной деятельности на рынке. Однако обеспечение удовлетворенности потребителя в условиях широкого предложения удовлетворительно функционирующих марок необходимо, но не достаточно. Целью маркетинговых усилий становится продуцирование приверженных или лояльных марке потребителей. На рис.9 показана структура покупателей конкретной марки на конкретный момент времени. Из общего числа покупателей часть будет удовлетворена покупкой. Маркетологи прилагают значительные усилия для того, чтобы сделать эту часть максимально возможной. Причина таких усилий в том, что часть этих удовлетворенных покупателей станет повторными покупателями, то есть совершит повторную покупку, повторные покупатели часто более прибыльны, чем новые. Часть неудовлетворенных покупкой покупателей также могут стать повторными покупателями по причине затрудненности (реальной или воспринимаемой ими) поиска другой альтернативы. Однако, даже став повторными покупателями, неудовлетворенные покупатели опасны для продавца возможностью распространения ими негативной информации "из уст в уста". Кроме того, они уязвимы для действий конкурентов.
Рисунок - 9 Структура потребителей марки
Многие повторные покупатели покупают марку по привычке или в силу ее доступности, низкой цены и потому могут быть легко "уведены" конкурентами. Эти покупатели не привержены марке, не лояльны ей. Задачей маркетолога является превращение максимальной части повторных покупателей в приверженных покупателей, в "патриотов" марки, которых трудно "увести" конкурентам.
Приверженность покупателя марке - это: склонность к поведенческой реакции (покупке), выражаемая в течение длительного периода времени, в отношении одной или более альтернативных марок из ряда других и обусловленная психологическими факторами (эмоциональной привязанностью). Приверженный покупатель испытывает к марке дружественные чувства, выражая их, например, так: "Отличная марка!" или "Я привык к этой марке". Марочная лояльность связана с самоидентификацией, верой покупателя в то, что марка отражает и усиливает некоторые аспекты его самооценки (например, независимость, целенаправленность, деловитость или романтичность). Такой идентификационный тип лояльности важен для продуктов, имеющих значительный символьный аспект (для одежды, обуви, услуг образования). Приверженные покупатели не слишком озабоченны поиском и анализом дополнительной информации, делая покупку. Они также устойчивы к воздействию маркетинговых усилий конкурентов - купонов, скидок. Покупка конкурирующих марок делается ими только как реакция на скидки, затем потребитель опять возвращается к привычной марке. Формирование приверженных, или постоянных, покупателей требует от компании постоянно соответствовать или превышать ожидания потребителей, обеспечивать веру потребителей в то, что компания ценит своих потребителей и делает все возможное для решения их проблем. Практическая часть
Целью написания данной курсовой работы является исследование и анализ поведения потребителей на рынке товаров и услуг. Поэтому необходимо рассмотреть такое понятие, как "домохозяйство". Так как домохозяйство непосредственно воздействует на процесс потребления и его изучение актуально для каждого, кто стремиться прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, используя широкую гамму профессиональных методов управления потребительским поведением.
Домохозяйство - это все обитатели единицы жилья, ведущие общее хозяйство. Домохозяйство - основная единица потребления для большинства потребительских товаров. Домашние приборы (телевизоры, холодильники, домашние компьютеры), мебель, жилье, продукты питания потребляются скорее домохозяйством, чем индивидуумами. Образцы потребления каждого из членов домохозяйства взаимозависимы. Домохозяйство в сравнении с семьей становится все более значимой для маркетеров единицей анализа в развитых странах. Это вызвано ростом распространения несемейных домохозяйств. Несемейные домохозяйства составляют люди, живущие одни, или люди, не связанные родственными отношениями или браком. Структура домохозяйства
Так как я проживаю в общежитии одна, то мое домохозяйство относится к несемейному. Мой доход на февраль-март месяц представлен ниже в таблице 1.
Таблица 1 Мои доходы на февраль-март 2006 года
Рисунок - 1 Мой доход
Почти 50% моего дохода в месяц составляет денежный приток из дома. Такое же количество процентов составляет в сумме стипендия и материальная помощь от БрГУ. Каждый день в течение месяца я записывали свои расходы. Данные представлены ниже в таблице 2. Таблица 2 Таблица расходов за февраль-март 2006 года
В таблице 2 приведены результаты ежедневных записей в период с 21 февраля по 19 марта. Данные подсчеты позволяют узнать общие расходы. За этот период они составили 5624 рубля. Следовательно, расходы соответствуют доходам, кроме того, мои накопления составили 476 рубля. На выбор места покупки или услуги на потребителя влияют следующие факторы: близкое расположение торговых точек к дому; дешевизна; ассортимент; сервис и т.д. Я не являюсь исключением и на мой выбор места покупки тоже влияли многие факторы. Ниже представлена диаграмма, где в процентном отношении показана частота посещения торговых точек.
Рисунок - 2 Частота посещения торговых точек
На диаграмме видно, что наибольший процент (20%) по посещаемости торговых точек приходится на магазин продовольственных товаров "Оазис", так как он расположен рядом с общежитием, где я проживаю. И поэтому определяющим фактором для покупки продуктов стало близкое расположение торговой точки к дому, не смотря на то, что цены на товары в этом магазине выше, чем, например, на рынках "Инва" и "Приморский". 13% составила потребность в услуге такси "Лидер". На этот выбор повлияло два фактора: недорогой проезд и надежный сервис. По 11% распределилось на ТЦ "Пурсей" и ТЦ "Инва". Основной фактор, влияющий на мой выбор (одежда, косметика) - это широкий ассортимент. На оставшуюся часть приходятся разовые посещения торговых точек, и как такового определяющего фактора нет. В следующей таблице будут показаны суммарные ежедневные расходы. Таблица 3 Суммарные ежедневные расходы
Рисунок -3 Ежедневные расходы
Из диаграммы видно, сколько денег затрачено в каждый день месяца. Наибольшее количество средств потрачено 11 марта - 1010 руб. (18%). Столь большие затраты связаны с тем, что в этот день была приобретена в кредит золотая цепочка в подарок маме на день рождения. Также большими затратами отличается 22 февраля, в этот день было потрачено 670 рублей (12%). Наименьшие количество денег было потрачено 6 марта в размере 20 рублей, что не составило ни одного процента от общей суммы.
Далее приведена таблица структура товаров и услуг и расходов по ним.
Таблица 4 Структура товаров и услуг
Рисунок - 4 Структура товаров и услуг
Из диаграммы видно, что наибольшая сумма в размере 2455 рублей была потрачена на подарки к праздникам. Сумма, затраченная на продукты, составила 1012 рублей. Наименьшие затраты, всего 53 рубля, пришлись на непредвиденные расходы. В таблице 5 отображены виды услуг, которые были использованы в течении месяца.
Таблица 5 Виды услуг
Рисунок - 5 Виды услуг
Из таблицы и рисунка 5 видно, что на проезд на поезде была потрачена большая сумма денег - 431 рубль (38%). Услуга такси, хотя и использовалась наибольшее количество раз, привела к небольшим расходам в сумме 120 рублей (11%), из-за ее дешевизны. Наименьшие затраты составила услуга копировальных работ - 5% от всей суммы. Ниже в таблице приведена классификация продовольственных продуктов, купленных за рассматриваемый период
Таблица 6. Классификация продовольственных продуктов
Рисунок - 6 Классификация продовольственных продуктов
Из таблицы 6 и диаграммы видно, что наибольшие расходы (477 руб) пришлись на мясные изделия, так как это достаточно дорогой вид продукта. Затраты на молочные продукты составили 120 рублей. Наименьшее количество денег было потрачено на мучные изделия, так как они сравнительно недорогие и покупались в малых количествах.
Таблица 7 Средние физиологические нормы и фактическое потребление продуктов питания в сутки на 1-го человека, в гр.
Расчет фактического среднесуточного потребления продуктов питания на 1-го человека на примере хлебопродуктов и сахара. Покупка одной буханки хлеба осуществляется примерно 1 раз в два дня. Из расчета, что вес одной буханки составляет 600 гр. и, что в комнате нас проживает три человека, можно подсчитать фактическое среднесуточное потребление хлеба на 1-го человека.Т. е.600гр. /2дн. =300гр. - фактическое среднесуточное потребление хлебопродуктов на троих. Следовательно, 300гр. /3ч. =100гр. - на 1-го человека. 23 февраля было куплено 5кг сахара. Одного килограмма нам хватает в среднем на 7 дней. Т.е. 1000гр. / 7дн. =143гр. - фактическое среднесуточное потребление сахара на троих человек. Из этого следует, что 143гр. /3ч. ≈50гр. - на 1-го человека. На следующей диаграмме представлено сравнение среднесуточной физиологической нормы потребления продуктов питания и моей нормы.
Рисунок – 7. Сравнение среднефизиологической и моей нормы потребления продуктов питания в сутки.
На диаграмме видно, что моя среднесуточная норма потребления мало соответствует средней физиологической норме. Моя норма потребления хлеба и хлебопродуктов значительно ниже средней. Потребление картофеля близко к норме, а потребление сыра полностью соответствует норме. Но в то же время моя норма потребления мяса и мясопродуктов превышает среднесуточную норму. Среднесуточное потребление тех или иных продуктов зависит от пристрастий отдельных людей, но норма отдельного человека должна колеблется в пределах средней физиологической нормы. У каждого человека имеются свои неудовлетворенные потребности. Чаще всего они возникают из-за нехватки денежных средств. И то, что не удалось приобрести в прошлом периоде переносится на следующий. Я не исключение и поэтому у меня тоже остался ряд неудовлетворенных потребностей. Ниже приведена таблица будущих расходов с учетом моих потребностей.
Таблица 9 Расходы будущих периодов
Из таблицы видно, что мои неудовлетворенные потребности за февраль-март месяц составляют сумму 3330 рублей.Т. е. в следующем периоде эта сумма войдет в мои затраты.
Рисунок – 8. Расходы будущих периодов
Диаграмма показывает, что максимальные расходы (36% всех затрат) в будущем периоде придутся на приобретение джинсов. Минимальные (2%) - на печать фотографий. Также из диаграммы видно, что основные затраты придутся на приобретение одежды (71%), что в денежном выражении составит 2350 рублей. Это связано с тем, что с наступлением весны мне захотелось обновление гардероба. Джинсы я буду покупать в ТЦ "Север" в отделе "Панда", т.к там стильные, модные вещи по доступным ценам. С местом покупки кофточки я еще не определилась. В поиске ее я посещу ряд магазинов и куплю понравившуюся вещь. Определяющим фактором покупки будет качество изделия. Для стрижки и покраски волос я посещу салон "Маргарита", расположенный в г. Тайшете. Так как я поеду домой, и мама выделит мне деньги на посещение салона. В связи с тем, что в отчетном периоде я не потратила все деньги, оставшаяся сумма составила 476 рублей, у меня появилась возможность купить себе сумку. Ее покупку я осуществлю в специализированном магазине "Елена", расположенный также в г. Тайшете. Процесс принятия решения о покупке товаров длительного пользования (на примере цифрового фотоаппарата). В конце июня я планирую приобрести цифровой фотоаппарат. Так как летом я собираюсь посетить г. Санкт-Петербург, и эта покупка будет как нельзя кстати, чтобы запечатлеть все достопримечательности этого города. С развитием НТП появляются новые возможности компьютеров, техники. И простым фотоаппаратам на смену приходят цифровые, которые имеют больше возможностей. Удобство в обращении, отличное качество и минимальные затраты - вот что привлекает меня в цифровых фотоаппаратах. Скорее всего, я приобрету фотоаппарат, произведенный фирмой Samsung, так как эта фирма давно и надежно зарекомендовала себя на рынке. Меня устраивает качество и надежность продукции фирмы Samsung, а также дизайн и удобство в использовании. Стоимость цифровых фотоаппаратов составляет от 6000 рублей и выше. Я планирую приобрести фотоаппарат в пределах 10000 рублей. Фотоаппарат я собираюсь покупать в г. Тайшете. Так как я являюсь студенткой и не имею постоянного заработка, деньги на цифровой фотоаппарат мне даст мама. Заключение
Наиболее важное заключение относительно результатов проделанной работы в моем курсовом проекте выглядит следующим образом: сложная действительность сегодняшней экономической жизни требует всестороннего знания и глубокого понимания теории маркетинга. Большое разнообразие определенных решений маркетинга, которые бизнесмены и производители товаров должны делать в ежедневной жизни, полагаясь не только на наш определенный накопленный опыт и навыки, но также и на наше изучение процесса и способность использовать определенную информацию маркетинга в каждом специфическом случае, будь это маленький бизнес одной семьи или большая корпорация. Без исследования и анализа поведения потребителей на рынке товаров и услуг фирме или бизнесмену будет сложно выжить в конкурирующей борьбе. В курсовой работе я представила анализ домохозяйства, где я выступаю в качестве потребителя. Все расчеты были произведены в соответствии с моими доходами, потребностями и затратами. Анализ своего домохозяйства - первый шаг на пути изучения поведения потребителей и экономики в целом. Сегментирование рынка помогает наиболее полно исследовать поведение потребителей на рынке при выборе товаров и услуг. Сегмент рынка - это крупная, идентифицируемая по каким-либо признакам группа покупателей. На данном этапе я принадлежу к категории "молодые незамужние" и по роду занятий являюсь студенткой. Т. е. по демографическому признаку я отношусь к рынку товаров и услуг, соответствующих моему возрасту, полу, роду занятий, уровню доходов и т.д. Соответствуя своему полу, я являюсь постоянным покупателем на рынке женской одежды, косметики и средств гигиены. В связи с тем, что я отношусь к категории "молодые незамужние", у меня не возникает потребности приобретать мужскую одежду. Но возможно, когда я выйду замуж, то я войду в число покупателей, приобретаемых товары на рынке мужской одежды. Так как я живу отдельно от родителей и не имею постоянного заработка, я не являюсь потребителем на рынке товаров длительного пользования (данные покупки оплачивают родители). Также, я могу с уверенностью сказать, что я никогда не войду в число покупателей товаров рынка наркотических средств. Исследование и анализ своего поведения, как поведения потребителя, важен для меня как для будущего специалиста, стремящегося прочно и успешно вписаться в рыночную стихию, и преуспеть в ней, используя широкую гамму профессиональных методов управления потребительским поведением. Список используемой литературы
1. Алешина И. В.: "Поведение потребителей". - Учебное пособие. - Москва 2000., 376с 2. Котлер Ф. “Маркетинг, менеджмент” - СПБ: ПитерКом, 999. 3. Котлер Ф. "Основы маркетинга". Москва. Издательство "Прогресс". 1991. Приложения Приложение А
В таблице 3 "Расходы за февраль-март месяц 2006 год" представлены только мои затраты на продукты питания. Но так как я проживаю не одна, то соответственно продукты питания покупают и девушки, проживающее со мной. Ниже в таблице представлены затраты, производимые девушками за данный период.
Таблица 1 Расходы на продукты питания, производимые девушками, проживающими вместе со мной
Из таблицы видно, что девушки потратили на продукты питания 1189,5 рублей, что вместе с моими затратами составило 2201,5 рублей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|