Понятие излишек потребителя
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ЭЛАСТИЧНОСТЬ» Содержание
Введение I. Излишки потребителя 1.1. Понятие излишек потребителя 1.2. Сумма излишек потребителя 1.3. Жюль Дюпюи – первооткрыватель потребительского излишка II. Взаимодействие спроса и предложение. Эластичность 2.1. Предложение 2.2. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие 2.3. Эластичность спроса и предложения Заключение Список литературы Введение
Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара далеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется «потребительской рентой», или «излишком» потребителя. Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Однако предельная полезность каждой предшествовавшей единицы больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицы покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше. Спрос - это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары[1]. Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля - в форме реализации спроса.
В курсовой работе будет изучена теория спроса и предложения, отметим, что она претерпела определенные изменения, которые благоприятно сказались на взаимодействии с другими теоретическими концепциями стоимости, ценности и цены. Первоначально предпринимались попытки обосновать положение, согласно которому цена предопределяется исключительно соотношением спроса и предложения. Однако при таком подходе оставался открытым вопрос о субстанции цены при равенстве спроса и предложения. Кроме того, спрос и предложение, в свою очередь, зависят от рыночных цен. Чем выше цены, тем меньше спрос и больше предложение, чем ниже цены — тем больше спрос и меньше предложение. Поэтому на данном уровне обобщения возникает заколдованный круг, где причина и следствие меняются местами: спрос и предложение формируют цену, в то же время цена определяет соотношение между спросом и предложением. Следовательно, цена выступает составляющей и спроса, и предложения. В дальнейшем спрос и предложение стали рассматриваться в единстве с полезностью (предельной полезностью) и издержками производства. В результате спрос получил существенное теоретическое подкрепление для обоснования цен спроса на основе учета полезности благ, а предложение получило теоретическое обоснование цен предложения в форме издержек производства. Что касается трудовой теории стоимости, то в ее рамках спрос и предложение выступают важнейшим инструментом выявления общественной значимости, ценности осуществленных затрат труда на производство тех или иных благ. Как мы уже знаем, именно через спрос и предложение проявляется социальное содержание абстрактного труда. При этом закон стоимости выполняет функцию регулятора общественного производства исключительно через спрос и предложение.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дано общее понятие издержек потребителя. Во второй главе рассмотрели предложение; взаимодействие спроса и предложения, равновесие. Предметом исследования являются спрос и предложение. Объектом исследования является потребитель. Целью курсовой работы является рассмотрение излишек потребителя и производителя, эластичность. Задачи курсовой работы: - дать общее понятие излишкам потребителя; - проанализировать взаимодействие спроса и предложения; - рассмотреть эластичность спроса и предложения. I. Излишки потребителя Понятие излишек потребителя
Покупатель приобретает нужное ему количество некоторого товара по определенной цене. Многие уверены, что он произвел «эквивалентный обмен», что получив товар и заплатив деньги, он ничего не выиграл и ничего не проиграл. Но согласитесь, что если вы направились в буфет с намерением купить три булочки по 2 рубля за штуку, а буфет оказался закрытым, то вы будете огорчены, несмотря на то, что у вас сохранились 6 рублей. Следовательно, булочки имеют для вас большую привлекательность, чем б рублей, и если бы вы произвели покупку, то получили бы определенный выигрыш. Какова природа этого выигрыша? Как мы уже знаем, покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Но предельная полезность каждой предшествующей единицы больше, чем последующей (закон Госсена), а цена у всех единиц одинакова. Таким образом, полезность каждой единицы покупки, за исключением последней, больше той цены, которую покупатель за нее платит, и в целом, произведя покупку, оказывается в выигрыше. Допустим, что при цене булочек больше 4 рублей за штуку вы вовсе отказались бы от покупки, а ровно за 4 рубля купили бы одну штуку. Мы можем считать, что 4 рубля — денежное выражение полезности 1-й штуки; эта же величина — цена спроса при объеме в 1 ед. Вообще, цена спроса для некоторого объема совпадает с предельной полезностью последней покупаемой единицы. Числовые данные для рассматриваемого примера рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1 Предельная полезность единиц покупки
Выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой, получил название излишка потребителя. Рассмотренный выше пример иллюстрируется рис. 1, дискретному характеру товара соответствует ступенчатый вид кривой спроса. Излишек потребителя характеризуется площадью фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и линией постоянной цены, по которой совершается покупка (в нашем примере – 2 руб./шт.).
Рисунок 1 – Образование излишка потребителя
Если товар является бесконечно делимым, то и в этом случае излишек потребителя может быть представлен площадью фигуры между кривой спроса и линией постоянной цены, равной цене покупки. Чтобы убедиться в этом, разобьем объем покупки на мелкие порции величиной так, чтобы изменение предельной полезности в пределах каждой порции можно было бы считать пренеорежимо малым. Пусть PD(q) — цена спроса при объеме q, равная, как уже отмечалось, предельной полезности последней единицы при данном объеме потребления. Понятие излишка потребителя связано с рациональностью поведения покупателя на рынке данного товара. На множестве всех товаров потребитель выбирает такой набор благ, который доставляет ему наибольшую полезность в пределах бюджетного ограничения. Но на рынке отдельного товара бюджетное ограничение действует иначе: потребитель не может истратить весь свой бюджет на приобретение данного товара, и должен сам решить, какую часть денег истратить на данный товар, а какую — на все остальные. Если бы он попытался максимизировать полезность от потребления данного товара, то эта попытка осуществлялась бы за счет других товаров, и в конечном счете потребитель действовал бы в ущерб себе. Значит, рациональность потребителя на рынке определенного товара состоит не в максимизации полезности потребления этого товара, а в чем-то ином.
Излишек потребителя — весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Первым, кто увидел в нем мощное средство экономического анализа, был Ж. Дюпюи, но это мы рассмотрим в третьем вопросе данной главы. Однако приведенное определение величины излишка потребителя не является единственно возможным. Спустя еще полвека после работ А. Маршалла новый подход к его измерению предложил Дж. Хикс. Рассмотрим карту безразличия потребителя в пространстве двух продуктов. Один из них — это данный продукт, и Q обозначает его объем; другой — это все остальные продукты; их объем выражен в денежной форме и обозначен Z. Поскольку цены на эти продукты принимаются неизменными, такое представление вполне уместно. Если бы данного продукта не существовало, весь доход тратился бы на другие продукты, и равновесие потребителя соответствовало бы точке на оси координат, в которой объем Z равен доходу У (рис. 2). В этой же точке оставался бы потребитель и в случае слишком высокой цены данного продукта. При этом уровень его благосостояния соответствует кривой безразличия.
Рисунок 2 – Компенсированное (Y+-Y) и эквивалентное (Y-Y-) изменение дохода
Пусть теперь на рынке устанавливается цена Р0, равновесие потребителя смещается в точку Е с объемом спроса Q0. Этому положению соответствует более «высокая» кривая безразличия и2. Если теперь потребителя лишить возможности пользоваться интересующим нас товаром, то для сохранения его благосостояния следовало бы увеличить его доход до значения У+. Разность У+ - Y называется компенсированным изменением дохода и служит еще одной мерой излишка потребителя. С другой стороны, уровень безразличия, определяемый кривой u1, может быть достигнут при цене Р0 и доходе У_, меньшем первоначального уровня У. Разность У - У — это часть дохода, которой потребитель готов пожертвовать ради возможности покупать товар при цене Р0; она называется эквивалентным изменением дохода и служит третьей мерой излишка потребителя. Совпадают ли эти три характеристики излишка потребителя? Используемые в наших лекциях методы слишком грубы для того, чтобы дать обоснованный ответ на этот вопрос. Более тонкие математические приемы анализа показывают, что в общем случае все три оценки различаются. Причина этих различий заключается в следующем. Излишек потребителя — величина, не поддающаяся прямому наблюдению и измерению. Его изменение мы связываем с изменением цены при прочих равных условиях. Но какие именно «прочие условия» мы считаем неизменными?
Но связывая излишек потребителя с компенсирующим или эквивалентным изменением дохода, мы как раз допускаем изменение дохода, а постоянной считаем степень удовлетворения потребителя, так как изменения происходят в пределах одной и той же кривой безразличия. Из приведенных соображений следует, что расхождения между тремя различными оценками излишка потребителя невелики, если затраты на рассматриваемый товар составляют небольшую часть бюджета потребителя.
Сумма излишек потребителя
В предыдущем вопросе мы познакомились с понятием излишка потребителя. Обратимся теперь к множеству всех потребителей, предъявляющих свой спрос на данном рынке. Пусть на рынке сложилась цена Р0. Мы можем формально определить величину потребительского излишка для всей совокупности покупателей, действуя по аналогии с тем, как мы ее определили для отдельного покупателя. Рассмотрим фигуру Р*ЕР0, ограниченную кривой спроса Р*Е, осью цен и линией постоянной цены Р0 (рис. 3), и обозначим через W площадь этой фигуры. Так как при каждом значении цены объем рыночного спроса равен сумме объемов индивидуального спроса отдельных покупателей, фигуру Р*ЕР0 можно разделить на части таким образом, что «ширина» каждой части при цене р равна QDi.(p)—объему спроса t-ro потребителя при данной цене. Площади этих частей Wl,W2,...,WN характеризуют значения излишка для 1-го, 2-го,..., N-го потребителей. Таким образом, формально определенный нами потребительский изизлишков потребительский излишек для рынка в целом есть сумма значении излишка для отдельных потребителей:
W = W1 + W2 +... + WN.
Рисунок 3 – Сумма излишков потребителей
Таблица 2 Покупатели на рынке пианино
Но все это ничего не говорит нам о том, что же характеризует сумма излишков потребителей. Индивидуальный излишек потребителя определяется превышением полезности покупки для индивидуума над затратами на ее приобретение. В связи с этим возникает естественный вопрос: уместно ли сложение излишков различных потребителей? Ведь тем самым мы складываем субъективные полезности продукта для различных потребителей — законно ли это? Можно ли суммировать мое наслаждение с твоим или его страдание с ее страданием? Для того чтобы разобраться в этих вопросах, рассмотрим снова упрощенный пример. Рассмотрим такой товар, который если и нужен потребителю, то в количестве одной штуки (примером такого товара могут служить пианино). Допустим, что на рынке восемь покупателей. В табл. 2 указаны значения полезности пианино для каждого из них в денежной форме. Будем считать, что объем мгновенного предложения равен 5 штукам. Легко убедиться, что цена равновесия установится между 22 и 26 тыс. руб. (неоднозначность цены равновесия — маленькое неудобство анализа рынка дискретного товара). Допустим, что в силу каких-то причин цена установилась на уровне 25 тыс. руб. Ясно, что пианино достанутся покупателям от А до Д (рис.4).
Рисунок 4 – Формирование рыночного спроса на пианино
Итак, индивидуальная полезность, выраженная в денежной форме, у каждого потребителя сопоставима с ценой и, следовательно, полезности для различных потребителей в такой форме сопоставимы друг с другом. А это уже довод в пользу их суммируемости. Но этого мало. Сумма полезностей для покупателей от А до Д равна 181 тыс. руб. Нетрудно убедиться в том, что любое другое распределение пяти инструментов между покупателями привело бы к меньшей суммарной полезности — вместо кого-либо из «большой пятерки» пианино досталось бы покупателю, для которого полезность покупки оказалась бы меньше. Такая ситуация могла бы возникнуть, если бы цена на рынке была бы ниже равновесной. Но и в том случае, когда цена выше равновесной, суммарная полезность совершенных покупок оказалась бы меньше, чем полученная выше величина — не все из «большой пятерки» согласятся делать покупки при цене выше 26 тыс. руб. Итак, рынок, находящийся в равновесии, распределяет предложенный объем продукта между покупателями таким образом, что суммарная полезность, полученная всеми покупателями, максимальна. Этот вывод справедлив не только для такого своеобразного товара, как пианино; он остается в силе и для товара, приобретаемого покупателем в нескольких экземплярах, и для бесконечно делимого товара, но в этих случаях он потребовал бы значительно более развернутых обсуждений. Таким образом, суммарная полезность, получаемая всей массой потребителей, является существенной характеристикой рынка, а это, в свою очередь, оправдывает использование суммарного потребительского излишка в качестве показателя выгоды, получаемой потребителями на рынке данного товара. В табл. 3 суммарный излишек потребителя вычисляется дважды: в последнем столбце он рассматривается как сумма индивидуальных излишков, а в последней строке — как разность между суммарной полезностью и суммарными затратами на покупку. Это утверждение также является общим. На рис. 5 площадь четырехугольной фигуры OP*EQ0 характеризует суммарную полезность, площадь прямоугольника OP0EQ0 — суммарные затраты. Их разность — площадь фигуры Р0Р*Е — соответствует суммарному излишку потребителей.
Таблица 3 Суммарный излишек потребителей на рынке пианино
Сколько-нибудь достоверно оценить ход кривой спроса в области нереально высоких цен практически невозможно. Поэтому практически невозможно оценить абсолютные значения ни суммарной полезности, потребителей. Но это обстоятельство не препятствует определению приращений суммарного излишка при тех изменениях цен, которые могут иметь место в действительности. Поэтому величина суммарного излишка потребителей может отсчитываться от произвольного условно-максимального значения цены. Здесь возникает ситуация, аналогичная измерению электрического потенциала: потенциал любой точки электрического поля может быть принят за нулевой, и выбор этой точки никак не влияет на величину разности потенциалов между конкретными точками, которая и представляет реальный интерес. Подобно суммарному излишку потребителей, можно говорить и о суммарном излишке производителей. Не вдаваясь здесь в подробности, укажем лишь, что графически он может быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнем рыночной цены — фигуры АРЕЕ на рис. 5. Сумма излишков потребителей и производителей — площадь фигуры АР*Е — характеризует общий эффект производства и потребления на рассматриваемом рынке.
Рисунок 5 – Излишки потребителей и производителей
Величины суммарных излишков потребителей и производителей весьма полезны при анализе изменении положения на рынке при тех или иных воздействиях на него со стороны государства, в частности, при введении налогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|