II . Взаимодействие спроса и предложение. Эластичность
Предложение
В механизме рыночного равновесия существенную роль играет предложение. Предложение — это не вообще произведенные блага, а только те из них, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей. Как и в случае спроса, определяющим стимулом являются цены. Однако если для роста спроса в качестве стимула выступает понижение цен, то для предложения, напротив, сигналом к расширению производства любого товара и, следовательно, его предложения является повышение цен. Чем выше будут цены на определенный товар, тем большую заинтересованность будут проявлять производители в увеличении его выпуска. Особое место в формировании цены предложения занимают издержки производства. Остановимся на процессе формирования цен предложения и выявлении функциональной зависимости изменения предложения от динамики цен при неизменности прочих условий, а также на обратной зависимости: изменении цен под влиянием сокращения или расширения предложения товаров. Кривая предложения Если на оси ординат отложить цены, а на оси абсцисс — количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменения предложения от динамики цен (рис. 6).
Рис. 6. Кривая предложения
Любая точка кривой предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу предлагаемого товара, чтобы данное его количество было предложено рынку. Восходящий характер кривой предложения отражает действие закона предложения, который заключается в том, что для подавляющей части благ, чем выше будет цена на них, тем большее количество соответствующих благ будет произведено и предложено на рынке. Это обусловлено тем, что выручка, получаемая от реализации товара по более высокой цене, содержит большую долю прибыли, так как издержки производства на его выпуск остались неизменными. Разность между выручкой от реализации товара и его издержками и есть не что иное, как прибыль.
Вогнутый характер кривой предложения демонстрирует процесс, в котором первоначальное повышение цены на товар провоцирует вовлечение в него все большего количества предприятий, что обусловливает определенный всплеск предложения данного товара. Дальнейшее повышение цены в конечном счете приведет к насыщению предложения, ибо резервы расширения производства постепенно исчерпываются и количество предлагаемого товара относительно стабилизируется. В отношении характера расположения кривой предложения среди экономистов остаются разногласия. Одни из них считают, что она хотя и замедленно, непостоянно смещается вверх вправо. Другие полагают, что она затем трансформируется в вертикальную прямую и дальнейшее изменение (повышение) цены остается без внимания, ибо существуют определенные, ограниченные ресурсы и ограничения в совершенствовании производства. Обратная функциональная зависимость между предложением и ценой, т.е. когда независимой переменной выступает предложение, а зависимой — цена, выражена на. рис. 7 посредством смещения кривой предложения в плоскости осей координат (кривые П' и П"). Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево — сокращение его предложения. К тому же это указывает на влияние неценовых факторов на предложение данного товара. Предложение и величина предложения В данном случае важно само провоцирование изменения ситуации на рынке со стороны предложения, вне зависимости от факторов, оказавших воздействие на него. При этом также не следует смешивать предложение с величиной предложения. Первое выражает собой направление, положение кривой, тогда как величины предложения представляют собой геометрическое место точек вдоль кривой предложения. Речь идет о том, чтобы отличить скольжение, перемещение по кривой от ее смещения. Если цена изменяется, а другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными, то предложение товара не меняется, тогда как происходит изменение количества предлагаемого товара под воздействием ценового фактора (например, движение по кривой предложения П' от точки А к точке Б). Можно сказать, что предложение выражает функциональную зависимость между ценой и величиной предложения, тогда как величина предложения — это количественная определенность Объем предложения изменяется под влиянием изменения цены на товар; функция предложения изменяется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|