Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В результате прхождения учебной практики




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

 

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

для подготовки бакалавров по направлению

«Управление персоналом» - 080400

 

 

Москва – 2015

 

 

ДК 378.147.88(073)

П78

Программа учебной практики для подготовки бакалавров по направлению «Управление персоналом» - 080400 [текст]/Государственный университет управления, Институт управления и предпринимательства в социальной сфере, кафедра управления персоналом; [сост. Л.В.Ивановская]. – М.: ГУУ, 2015. – ____ с.

 

Составитель

к.э.н., профессор Ивановская Л.В.

Ответственный редактор

заведующий кафедрой

Управление персоналом

д.э.н, проф.А.Я. Кибанов

Обсуждена

на заседании кафедры

Управление персоналом

Протокол от _________ 2015г. № ____

Обсуждена и одобрена

на заседании методического совета

Институтауправления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций ГУУ

Протокол от________ 2015 г. № ___

 

© Л.В.Ивановская 2015

© ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2015

___________________________________


ЦЕЛИ учебной ПРАКТИКИ

Учебная практика является составной частью учебного процесса подготовки бакалавров. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами практических навыков и компетенций по избранной профессиональной деятельности.

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов: «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Основы организации труда», «Экономика и социология труда» и др.; развитие и накопление навыков по анализу и совершенствованию организации системы управления персоналом

.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Задачи практики состоят в следующем:

-изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;

-разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;

-сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовых проектов по дисциплинам «Управление персоналом организации», «Оплата труда персонала», «Экономика управления персоналом» в соответствии с выбранной темой.

Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утвержденной рабочей программой, применительно к особенностям конкретных баз практики.

 

3 .ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика проходит в организациях, учреждениях, на предприятиях и т.п.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра «Управление персоналом». Заведующий кафедрой несет ответственность за уровень организации практики и ее результаты. Непосредственное руководство практикой студентов возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей, имеющих необходимый практический опыт, утвержденных приказом проректора на конкретный вид практики.

Руководство практикой студентов в структурном подразделении организации - базы практики возлагается на высококвалифицированных специалистов и руководителей указанных подразделений.

Работа каждого студента организуется в соответствии с его рабочей программой, разработанной и утвержденной руководителями практики от университета и от организации.

Руководитель практики от организации осуществляет повседневное организационно-методическое руководство и контроль за ходом практики закрепленного за ним студента и определяет ему конкретные задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию учебной практики в целом, помогает в сборе необходимых материалов.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, является программа практики и «Дневник студента по практике». По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.

 

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с поставленными задачами базами практики являются промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые, инвестиционные и иные компании, службы по труду и занятости, кадровые рекрутинговые агентства и другие организации, имеющие в своем составе службы управления персоналом или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отдел кадров, отдел управления персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития и т.п.

При выборе рабочего места для студентов необходимо руководствоваться тем, что на рабочем месте он должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.

На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых студенты проходят практику.

Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.

В каждой группе студентов, проходящих практику на одной базе, назначается староста. Он ведет учет посещаемости практикантами рабочих мест, перемещения студентов по подразделениям объекта практики.

При прохождении практики студент обязан:

-полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

-подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

-изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

-нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

Контроль за выполнением студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями практики от базы практики и от университета.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

-системности – т.е. представление об организации как социально-экономической системе;

-умение проведения анализа численности и структуры персонала организации;

- умение использовать методы изучения системы управления персоналом и ее особенности в зависимости от масштабов и организационно-правовой формы организации;

- навыки прведения анализа состояния отдельных функций управления персоналом: найма и отбора персонала на работу, адаптации и деловой оценки, обучения и аттестации, формирования кадрового резерва и планирования деловой карьеры;

- умение проведения анализа форм и систем оплаты труда персонала;

- навыки оценки кадровой политики и стратегии управления персоналом организации и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом десяти заданий. Руководитель практики от университета, учитывая особенности организации-базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.

Задание 1. Изучить общие сведения об организации: название, цель создания, краткая историческая справка. Основное содержание устава (законодательная основа, функции, права, ответственность). Место и роль предприятия (организации) в структуре национальной экономики России (мирового хозяйства). Экономическая и социальная значимость, полезность деятельности.

Организация производства продукции и (или) выполнения работ, услуг. Номенклатура и объем производства (оказываемых услуг). Конкурентоспособность. Производственная структура. Функциональные взаимосвязи подразделений.

Планирование, организация, осуществление маркетинговой деятельности. Продукт. Рынок. Конкуренты. Потребители. Спрос, его динамика.

Организация управления. Схема организационной структуры управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб.

Анализ технико-экономических, коммерческих, финансовых показателей деятельности за 1-2 года: объем производства и реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражениях, объем продаж, затраты (себестоимость).Анализ финансового положения: прибыль, рентабельность. Взаимоотношения с другими предприятиями (организациями), бюджетом, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страховыми организациями и др. Благотворительность.

Характеристика эколого-экономического состояния. Соответствие экологическим стандартам. Планирование, финансирование осуществляемых мероприятий по охране окружающей среды и анализ их влияния на деятельность предприятия (организации).

Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске повреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.

Для выполнения «Задания1» следует использовать устав организации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет организации по труду (Ф №2-Т); отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.

Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персонала, его структуры, динамики, использование рабочего времени. Провести анализ численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.

Изучить использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года. Изучить динамику численного состава кадров организации: процент текучести в целом и по отдельным категориям персонала; процент принятых на работу и процент выбывших за год; основные причины текучести; процесс высвобождения работников в связи с ухудшением деятельности организации.

Изучить функции службы управления персоналом по трудоустройству высвобождаемых работников; взаимодействия со службами занятости и биржами труда через передаваемые и получаемые документы и информацию. Составить оперограммы указанных управленческих процедур.

Для выполнения «Задания 2» следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом.

Задание 3. Изучить и провести анализ документов, характеризующих систему управления персоналом. Изучить организационную структуру системы управления персоналом организации: состав подразделений и должностных лиц; их иерархическую структуру, подчиненность. Составить схему оргструктуры управления персоналом, оценить ее рациональность. Дать предложения по ее совершенствованию. Изучить функции отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе»; их распределение между бюро, группами и работниками отдела; функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации.

Составить таблицы функционального разделения труда (см. форму табл.1); провести их анализ с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций; рассчитать трудоемкость основных функций отдела; дать оценку состава и трудоемкости функций с помощью ФСА.

Изучить должностные инструкции работников отдела.

Провести анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом: дать характеристику количественного и качественного состава работников службы управления персоналом на основе штатного расписания и отчета организации по труду (Ф №2-Т); наличие основных регламентирующих документов службы управления персоналом (положения об отделах, должностные инструкции); состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль за исполнением; состав и использование технических средств службы управления персоналом.

 

Таблица 1 Таблица функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации АКГ «Гориславцев и К»

Наименование функций отдела управления персоналом Функциональные подразделения и должностные лица
Генеральный директор Руководитель службы персонала Руководитель программного и технического обеспечения Кадровик Центр повышения квалификации Аттестационная комиссия Административный отдел Руководители всех 14 отделов
Наем, отбор и прием персонала Р У Н О Н Н Н Н
Профориентация Н О Н Н Н Н Н У
Трудовая адаптация Н П Н Н Н Н Н У
Организация труда персонала Р П У Н Н Н О Н
Аттестация персонала Р С Н Н Н У Н Н
Повышение квалификации персонала Р О Н П У Н Н Н
Деловая оценка персонала Н Н Н Н Н Н Н Н
Обучение персонала Р П Н Н Н Н Н У
Высвобождение персонала Р П Н О Н Н Н У

Условные обозначения:

О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, подготавливает и оформляет необходимые документы;

П – представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;

У – участвуют в выполнении данной функции;

С – согласовывает подготовленный документ по функции;

Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ;

Н - не участвует в выполнении данной функции.

 

 

Задание 4. Изучить систему найма и отбора персонала в организацию; источники привлечения персонала; организацию найма и приема персонала; порядок найма и увольнения работников; ознакомиться с наличием регламентирующей документации по найму и приему персонала.

Изучить систему проведения отбора персонала в организациях: процедуру отбора, состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей отбора, состав документов, схемы замещения должностей, требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, методы оценки и отбора персонала, мероприятий по введению в должность, функции работников, ответственных за найм, отбор и прием персонала.

Задание 5. Изучить организацию адаптации новых работников. Изучить наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.). Изучить методы и формы организации адаптации, функции работников, ответственных за адаптацию, сбор информации о состоянии адаптации новых работников и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...