Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансформация» аудитории интернет-СМИ под влиянием мультимедийных технологий




 

Появление «новых» СМИ (интернет-СМИ, мобильных СМИ) и новых видов коммуникации - блогов, мобильных телефонов и т.д. стало причиной увеличения конкуренции среди СМИ за внимание потребителя. При этом общее время, которое человек готов тратить на потребление информации, почти не изменилось. Единственное, появились такие медиапродукты, которые человек может потреблять в рабочее время на беду «бдительных начальников». По данным, опубликованным в сборнике «Журналистика и конвергенция.», время, отводимое под медиапотребление, расширилось в среднем на полчаса в день за счет того, что мы общаемся в социальных сетях на работе, украдкой читаем информационные интернет-сайты [Кирия, 2010 С. 12]. Больше всего, в условиях ограниченного времени, потребители информации предпочитают индивидуальные и интерактивные СМИ (из-за их наглядности и возможности использовать для потребления разные мобильные устройства, человек может потреблять их на бегу).

Время, затрачиваемое на чтение газет, неуклонно снижается. Во США это время снизилось до 25 минут в день [См. Кирия, 2010, С. 35-36], во многих других странах не намного больше. Около половины жителей крупных городов читают газеты крайне нерегулярно, не каждый день и очень выборочно. Универсальные каналы на ТВ постепенно уступают место нишевым, специализированным, преимущественно кабельным каналам. Постепенно такая индивидуальная активная модель потребления вытесняет модель «пассивного смотрения».

Ксения Корякина в своей работе объясняет человеческое медиавосприятие с помощью «кликовой теории» А. Эверетта. «Концепция «кликового сознания», характеризует, по мнению психологов, подавляющее большинство представителей современного молодого поколения. «Кликовость» заключается в восприятии информации и визуальных образов нелинейно, фрагментарно, множественно, на основе мультиканальных, ограниченных по времени ресурсов. Классическим примером может стать то, каким образом современная молодежь, в отличие от своих родителей, смотрит телевизионные программы, от телефильмов до новостей: с пультом в руках, постоянными «кликами» переключая каналы и пытаясь составить целостную картину на основе множества обрывочных информационных потоков» [См. Корякина, 2007, С. 149].

Ориентируясь на активного пользователя, СМИ становятся интерактивными. Согласно книге «Журналистика и конвергенция…» [Кирия, 2010], интерактивное медиа - это медиа, которое читатель создает как бы самостоятельно на основе большого количества предложенных вариантов. В этом состоит принципиальное отличие языка мультимедиа от языка других сред - без вмешательства пользователя информация остается неполной (только пользователь может своими действиями вывести на экран ту или другую версию информации, он решает смотреть ему видео или нет, решает, когда остановиться). Мультимедийный контент заставляет пользователя самостоятельно выбирать свои перемещения по разным материалам или частям материала и свою логику получения информации.

Мы уже говорили, что аудитория рунета перевалила за 60 млн человек и эта цифра все время растет. Приведем некоторые результаты исследований аудитории интернета. По данным «Руметрики» [Руметрика, 2011] аудитория рунета становится старше и серьёзнее: больше времени проводит за чтением новостей, чем за общением, играми. 87% пользователей посвящают своё время в сети информационно-поисковым сервисам, 61% - развлекательным, 46% - социальным, 17% - финансовой деятельности онлайн. Самые популярные виды сетевой активности рунета: новости (77,4%), e-mail (62,3%), прогноз погоды (60,5%), поисковые сервисы (48,5%). За 1,5 года выросла популярность новостей в сети: +10,4% - чтение новостей, +17% - обращение к блогам и форумам, +48% - онлайн-ТВ. 48,6% времени пользователи читают новости, за раз просматривая порядка 7 страниц.

По данным компания ComScore и видеосервиса RuTube количество просмотренного видео в Рунете с марта по декабрь 2011 года выросло почти в два раза - с 3,136 млрд, до свыше 6 млрд [СNEWS].

Заместитель директора высшей школы журналистики ГУ ВШЭ Илья Кирия в презентации на тему нового типа аудитории [Кирия, 2009] говорит об отличии аудиторию интернета от аудитории других СМИ. За три с половиной года некоторые данные, вероятно, устарели, но существенно ситуация не изменилась, кроме того, презентация Ильи Кирия пока единственный собранный воедино полный анализ потребления информации аудиторией интернета. Итак:

ОНИ ПОЛУЧАЮТ ИНФОРМАЦИЮ

• Избирательно (6%)

•   Поверхностно (11%)

•   Только по будням (3%)

•   И по будням, и в выходные, изредка (8%)

•   Только номер в выходные, не весь (7%)

•   Только номер в выходные, серьезно (6%)

•   Избирательно и понемногу (10%)

ЧИТАТЕЛЬ В ИНТЕРНЕТЕ ХОЧЕТ

• Быстро перемещаться по рубрикам

•   Быстро перемещаться от факта к комментарию и другим жанрам

•   Смотреть на фотографии

В более позднем своем исследовании, Кирия добавляет, что:

·   Более половины из 11,8 часов, еженедельно проводимых в онлайне, раньше отводилось на просмотр ТВ;

·   Пользователи интернета смотрят телевидение на 28% меньше, чем непользователи» [Кирия, 2009].

В 2009, когда интернет показывал очень высокие темпы роста, некоторые эксперты прогнозировали, что все больше людей будут отказываться от телевидения в пользу интернета. Сейчас же, когда темпы роста числа сетевых пользователей несколько замедлились, эксперты в области телевидения говорят уже о других тенденциях. Алена Ватбольская, представитель холдинга ВГТРК на Международной конференции «СМИ и социальные сети - 2011» рассказала о том, что телевидение чувствует себя прекрасно: «…со времен появления интернета мы потеряли только 1% аудитории, эта цифра не растет и не будет сильно расти… Я считаю, что в ближайшем будущем ТВ научится использовать интернет, как еще один канал доставки своего контента» [Ватбольская].

Ответ на вопрос о том, почему СМИ становятся мультимедийными, без сомнения, связан с изменениями в аудитории. На этот вопрос бывший мультимедийные редактор РИА Новости Наталья Лосева отвечает так: «Эксперты считают, что аудитория интернета не «читает», а «смотрит», даже текст. Наша аудитория мультимедийна по сути, и сама научилась производить мультимедийный контент. Она выбирает такой язык обмена информации» [Лосева, 2009]. Феномен «сканирования» («просматривания») читателем текста известен давно, исследователи говорят о замене линейного чтения текста чтением смысловым, навигацией по логически связанным фрагментам текста.

Другими словами, аудитория требует профессиональную «выжимку», тщательно отобранный структурированный мультимедийный материал, так как «обладает иными визуальными, интерактивными, пользовательскими возможностями… Все эти тенденции в изменении образа жизни и моделей медиапотребления пользователей в конечном счете стали драйверами (движущими силами) новой цифровой революции в медиасфере» [См. Кирия, 2010, С. 42].

На конференции «Неделя российского интернета» (Russian Internet Week, RIW) в октябре 2012 года эксперты назвали перспективные направления развития современных интернет-СМИ [РИА Новости]. Среди них развитие мультимедийной подачи информации. По словам Ирины Кедровской, мультимедиа позволяет интернет-СМИ охватывать читателей с разной «скоростью» взаимодействия с информацией. Кто-то бегло изучает заголовки, кому-то интересно мнение конкретных личностей и аналитический разбор темы, кто-то любит долго посидеть на сайте интернет-СМИ. Разные типы информации служат разным типам аудитории, сказала она.

Однако эксперты признали, что скорому развитию мультимедийности в интернет-журналистике мешает, в том числе, тот факт, что такой метод подачи требует большой пропускной способности от интернет-инфраструктуры, а похвастаться ей могут далеко не все регионы России.

Замруководителя международных проектов «Российской газеты» Ольга Иванова отметила, что западные СМИ делают большую ставку на видео в интернете. В качестве примера она привела Wall Street Journal Live - бесплатный видео-сервис, который активно набирает популярность.

Говоря о мультимедийности, многие эксперты имеют в виду наличие кроме текстовых новостей видеоконтента на сайтах интернет-СМИ. Несмотря на то, что аудио и инфорграфика тоже немаловажные элементы мультимедийности, видео все же самый дорогостоящий и технологически сложный продукт. Поэтому для многих именно наличие видеоконтента становится критерием мультимедийности.

Таким образом, именно ориентация на аудитории на визуальную информацию заставляет редакции интернет-СМИ делать ставку на видео, расширять и разнообразить свой видеоконтент по мере возможностей.

Особенности потребления видеоконтента, как одного из главных элементов мультимедиа, мы постараемся проанализировать в следующем параграфе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...