Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос: как связаны между собой понятия: культурное своеобразие и менталитет? Являются ли они синонимичными? Какова роль религиозности в ментальности современного россиянина?




Вопрос: как связаны между собой понятия: культурное своеобразие и менталитет? Являются ли они синонимичными? Какова роль религиозности в ментальности современного россиянина?

Культурное своеобразие может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении био­логических потребностей, естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т. д. Так, например, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с дру­гом, строят дома по-разному.

Таким образом, человеческую культуру составляют различные локальные культуры, носителями которых являются народы. Каж­дый народ представляет собой самостоятельную форму этничес­ких общностей, или, как принято называть в этнологии, отдель­ный этнос. Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей.

Обратите внимание! Своеобразие любой культуры получает свое завершение в куль­турной картине мира, которая постепенно формируется в процессе возникновения и существования самой культуры.

Культурная кар­тина мира является результатом того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире, получившее название «картины мира».

Определение: культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собствен­ной культуры и культур других народов.

 

Культурные ценности и нормы

 

В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого.

Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений.

Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет.

В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни.

Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение.

В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизнилюдей имеют для них определенный смысл и значимость.

В человеческом сознании существует одновременно множе­ство ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей.

Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на ус­тоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценнос­тей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каж­дой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире.

 

Определение: система ценностей представляет собой иерархию, в которой ценности распо­лагаются по нарастающей значимости.

Благодаря этой системе обеспечиваются целостность культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

 

Существуют ценности:

- личного характера;

- ценности, присущие определенному полу или возрасту;

- ценности каких-либо больших и малых групп людей;

-ценности различных эпох и государств;

- общечелове­ческие.

Систематизация культурных ценностей

 

В науке принято культурные ценно­сти систематизировать на две основные группы.

Первая группа представляет совокупность выдающихся произведений интеллектуального, ху­дожественного и религиозного творчества (выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические рари­теты).

Вторая группа включает оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т. д.

Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

Рассмотрение культуры как системы ценностей ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения.

В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и xyдожественную культуру.

Обратите внимание! В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта.

Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства бытовая культура и сегодня остается основополагающей для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще в детстве, когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства.

Специфика бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, который имеют основополагающее значение для межкультурной коммуникации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...