Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «культурная идентичность»




Обратите внимание! Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы| контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д.

 

Обратите внимание! Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур.

По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усво­ение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выража­ется в повседневном общении ссебе подобными: родственника­ми, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно че­ловек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жиз­ненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, ре­агировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Отсюда и содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

- жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домаш­
ний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

-      личностное развитие: приобретение общего и профессио­нального образования, общественная активность, любительские

занятия;

-      социальная коммуникация: формальное и неформальное об­щение, путешествия, физические передвижения;

- восстановление энергетических затрат: потребление пищи,
соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

 

Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколь­кими путями, однако наиболее распространенным из них являет­ся опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подгляды­вает) за поведением других людей.

При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каж­дый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из опре­деленных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах.

Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое — поведение культурного человека.

Цивилизован­ного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать.

Понятие «культурная идентичность»

 

Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражаются среди про­чего и в постепенном стирании культурной самобытности.

Осо­бенно это очевидно для молодежной культуры, которая носит оди­наковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется од­ним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Однако со стороны более старших поколений естественной реакцией на этот процесс стало стремление сохранить существующие особенности и отли­чия своей культуры.

Поэтому сегодня в межкультурной коммуни­кации особую актуальность имеет проблема культурной идентич­ности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.

                                      

Определение: идентичность означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему опре­делить свое место в социокультурном пространствеи свободно ориентироваться в окружающем мире.

 

Определение: культурная идентичность -  совокупность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии

 

Субкультура и контркультура

 

Для характеристики внутренних градаций в системе культуры и процессов, происходящих в культуре современного общества, все более широко используется понятие субкультуры.

 

Определение: субкультура - специфическое образование, отражающее культурную неоднородность общества и фиксирующее устойчивое или временное отличие ценностных ориентаций, социальных и культурных устремлений конкретной группы людей от господствующей в обществе культуры.

 

Задание:

прочитать статью


Рафикова С. А. Субкультура или подражательство?
Стиляги сибирской провинции// Культурологический журнал, 2010, №2 / http: //cr-journal. ru/rus/search_result. html

 

В послевоенный период на Западе, а затем и в России получили распространение различные молодежные субкультуры, характеризующие специфические настроения и стремления молодежи к самовыражению в культурных формах — внешний вид и одежда, поведение, формы общения и т. д., - отличных от общепринятых.

 

Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе.

 

Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить.

Контркультурным было, например, молодежное движение 60-х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против истеблишмента.

Различие субкультуры и контркультуры не всегда можно установить с достаточной определенностью. Некоторые субкультуры враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды.

Так, криминальный мир имеет свою субкультуру — ценности, нормы, язык, даже примитивную художественную культуру (блатные песни). Она чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных групп.

С другой стороны, наблюдается стремление использовать понятие контркультуры для описания процессов возникновения инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...