Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок №5. Экологические проблемы дорожно-строительных работ




Требования к знаниям: знать экологические проблемы при проведении дорожно- строительных работ

Требования к умениям: уметь приводить примеры решения экологических проблем при проведении дорожно-строительных работ

 

Транспортные магистрали являются одной из важных составляющих территориальной производственной и социальной инфраструктуры. В связи с этим, оценка эффективности строительства (реконструкции) и дальнейшего функционирования транспортного комплекса должна отражать его поливалентную сущность и многогранность решаемых и возникающих вновь проблем. Общеизвестно, что строительство и функционирование дорог и собственно автомобильный транспорт оказывают значительное воздействие на окружающую природную среду (вода, воздух, уровень шума, местообитания флоры и фауны, миграционные пути животных и т. д. ) и на качество жизни населения, пользующегося этими благами цивилизации. В крупных городах трасса проектируемой магистрали прокладывается в очень сложных градостроительных, инженерно- геологических, технических и экологических условиях: сформировавшейся улично- дорожной сети, сложившейся плотной производственно-коммунальной и селитебной застройки, сильно разветвленной многоуровневой системы коммуникационных сетей. Санитарно-гигиеническое состояние атмосферы и акустический режим ряда селитебных территорий, расположенных вдоль проектируемых трасс, уже в настоящее время не отвечает действующим нормативам качества окружающей среды. Следовательно, с одной стороны, транспортное строительство вносит существенный вклад в загрязнение и изменение окружающей среды. С другой стороны, особенность этого процесса в том, что ни средство передвижения, ни транспортную магистраль нельзя изолировать от мест проживания людей и чем больше плотность населения, тем выше потребность в развитии транспортного комплекса. И если нет альтернативы развитию дорожной сети, то необходимо принимать своевременные и эффективные меры по предупреждению и минимизации ущерба, наносимого окружающей среде в процессе строительства и эксплуатации дорог. Основные проблемы, которые решаются при экологическом сопровождении проектной документации, связаны с принципиальными техническими решениями по следующим вопросам:

• Охрана атмосферного воздуха;

• Защита от шума и вибрации;

• Водоотведение и очистка поверхностного стока;

• Реабилитации пересекаемых малых рек и водоемов;

• Защита территории от активизации cуффозионно-карстовых, эрозионных и оползневых процессов;

• Вывоз, складирование и вторичное использование грунта;

• Утилизация отходов строительно-бытового мусора и санитарная очистка территории;

• Рекультивация прилегающих земель, санация почвенного покрова;

• Благоустройство прилегающих территорий и компенсационное озеленение;

• Охрана территорий Природного комплекса, территорий садово-паркового искусства и культурно-исторического наследия, архитектурных памятников.

Решение всех этих проблем должно проводиться с учетом требований природоохранного законодательства и нормативно-правовой документации, регламентирующей выполнение строительных работ на территориях различного статуса и назначения. Особое значение экологическое сопровождение строительства и функционирования автомагистралей приобретает при внедрении новых технологий. Опыт показывает, что совместная работа


организаций, планирующих развитие транспортного комплекса, проектировщиков, строителей и экологов позволяет своевременно устранять многие негативные явления, связанные с влиянием автомагистралей на окружающую среду. Примером этому могут служить МКАД, Волоколамская развязка, 3-е транспортное кольцо. Так, при строительстве Волоколамской развязки природоохранные мероприятия были направлены на защиту территории больниц и селитебной зоны от загрязнения воздушной среды и акустического воздействия автотранспорта, а также реабилитацию р. Химки и охрану природного комплекса. Строительство Лефортовских тоннелей потребовало разработки мероприятий по защите жилого сектора от шумового воздействия автотранспорта и загрязнения воздушной среды, особенно в местах въезда в тоннели и выезда транспорта из тоннелей. Кроме того, совместная работа археологов, архитекторов, проектировщиков и экологов позволила разработать природоохранные мероприятия при реконструкции Лефортовского парка, попадающего в зону влияния тоннелей. Совместная работа, естественно, приводит к «экологизации» инженерной мысли, а экологи обогащаются знаниями в области технологических возможностей реализации тех или иных природоохранных мероприятий. Неоценимую роль в актуализации экологических проблем развития транспортного комплекса и поисков путей их решения могут сыграть традиционные семинары по вопросам разработки и внедрения природоохранных мероприятий при проектировании и строительстве автомобильных дорог.

Основными задачами семинаров являются: - стимулировать разработку экологически устойчивой транспортной политики в России; привлечь внимание работников высшего звена к экологическим проблемам развития и специфическим аспектам проектирования, строительства и функционирования объектов транспортного комплекса; - совершенствовать возможности и пути использования оценки воздействия на окружающую среду как планового механизма обеспечения соответствия проектов развития, строительства (реконструкции) и функционирования транспортного комплекса требованиям охраны, сохранения и восстановления окружающей среды; - определить наиболее экологически эффективные и экономически целесообразные технологические приемы и технические решения при реализации природоохранных мероприятий; - определить приоритеты с последующей интеграцией экологических требований в процесс планирования развития транспортной сети России. Важно отметить, что наряду с семинарами по законодательно-нормативным аспектам и общеэкологическим проблемам развития транспортного комплекса, необходимы семинары по частным проблемам. Особенно это касается разработки и внедрения природоохранных технологий. Таким образом, реализация всего комплекса природоохранных мероприятий должна быть направлена не только на компенсацию наносимого ущерба, но и на сохранение, реабилитацию, конструирование и улучшение состояния окружающей среды, попадающей в зону влияния объектов транспортного комплекса, а также условий труда, быта и отдыха населения.

Литература для подготовки:

1. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2006.

2. Колесников С. И.. Экологические основы природопользования, учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Дашков и К, 2013.

3. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: Феникс, 2010.

Вопросы для самоконтроля:

Перечислить экологические проблемы дорожно-строительных работ и пути их решения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...