Сверхурочные, неудобные часы работы.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Карьера, перспективы служебного продвижения -Осознание перспектив. Этот, с одной стороны положительный, фактор, мотивирующий человека на хорошую работу, может стать также источником стресса. сотрудник будет стремиться работать больше и лучше, забывая, что человеческий организм не машина и ему требуется отдых. Зарплата -это очень сильный стрессовый фактор в случае, когда она не соответствует самооценке сотрудника. Причем стресс может вызывать не сама величина оклада, а сравнение ее с зарплатой коллеги. Ненужные ритуалы -излишние отчеты, различная работа с документами, свойственная организациям с бюрократической структурой, могут быть источниками постоянного стресса персонала компании. Еще одним стрессовым фактором являются незапланированные заседания, собрания, которыми злоупотребляют некоторые руководители. Способы преодоления: Ведение дневников сотрудниками – для выяснения причин стресса Повышение квалификации – осознание сотрудником профессионального роста снижает стресс Нервно-мышечная релаксация ДОПИСАТЬ Проблема профессиональных деструкций, их виды (уровни) Уровни: 1) профессиональные деструкции – негативные изменения в структуре личности и деятельности работника, возникшие в процессе выполнения им какой-либо проф. деятельности. Уровни: 1) общепрофессиональные деструкции – характерные для специалистов определенной профессиональной области, т.е. характерны для профессии в целом: педадоги – дидактичность (привычка всех поучать), работники правоохранительных органов – синдром ассоциальной перцепции (воспринимают окружающих как потенциальных преступников); медицинские работники – синдром эмоциональной усталости; военнослужащие – синдром власти и авториторизма;
2) специализированные деструкции - возникают в результате специализации внутри профессии. Правоохранительные органы: следователи – подозрительность, адвокаты – изворотливость, оперативные работники – оперативная жестокость и агрессивность; прокурор – обвинительность; психиатры – восприятие всех как больных. 3) профессионально-типологические – в результате наложения личностных качеств на профессию (акцентуация характера (напр. демонстративный – «звездная болезнь»), астеноневротический тип – усиливаясь приводит к психозу) 4) индивидуальные деструкции – специальные для конкретного человека (какое-либо ПВК человек абсолютизирует и пытается довести до совершенства – профессиональный кретинизм (аккуратность превращается в сверхаккуратность и педантизм, экономия – в скупость, любовь к профессии превращается в фанатизм)
Причины профессиональных деструкций Причины: 1) неадекватный выбор профессии 2) неудачная адаптация на первом рабочем месте 3) чрезмерный стресс 4) эмоциональное выгорание 5) акцентуация характера 6) длительный период работы 7) специфика самой профессии 8) специфический контингент Профессиональные деформации педагогов и психологов Профессиональные деструкции педагогов: 1) дидактичность 2) авторитарность 3) консерватизм 4) демонстративность 5) социальная лживость (в глаза одно, за глаза – другое) 6) эмоциональная усталость и выгорание 7) эмоциональная отстраненность Проф. деструкции психологов. Общепрофессиональные (характерные для многих психологов): 1) навязчивая диагностика себя и окружающих 2) навешивание ярлыков 3) навязчивое консультирование 4) эмоциональная отстраненность 5) цинизм 6) стремление к самосовершенствованию Специальные деструкции:
1) психоанализ - считают себя родоначальниками психологии, использование специфических терминов и метафорических образов, рассматривают все проблемы сквозь призму инстинктов, воспринимают все вокруг себя в виде символов, вхождение в образ 2) гуманистическая психология – чрезмерно позитивная вера в человека, нудное выяснение («ты должен открыться, рассказать») 3) нейролингвистическое программирование – разделение людей по модальности (аудиалы, визуалы, кинестеты); отработка приемов – механистическое восприятие человека, не любят других психологов, часто сами приходят в НЛП не из психологии 4) гештальтпсихология: «подростковость» поведения, демонстративное поведение, отказ от ответственности; уход от самой проблемы к гештальтам 5) телесно-ориентированная терапия – склонность к телесным удовольствиям (хорошо поесть/поспать); всех щупают Психологи, работающие с разными возрастными группами – постоянный настрой на общение с ребенком (даже со взрослым), психологи, работающие со взрослым – неформальная одежда, разрешают разговаривать на «ты»
Характеристика синдрома эмоционального выгорания Эмоциональное выгорание – специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Синдром эмоционального выгорания проявляется в: 1. чувство безразличия эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде) 2. дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам) 3. негативном самовосприятии в профессиональном плане (недостаток чувства профессионального мастерства) Выделяют основные факторы, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания: личностный (гиперчувствительность, эмоциональная чувствительность, высокий уровень идентификации с клиентами, высокий уровень эмпатии, неумение не переключаться с одного объекта на другой) ролевой (ролевая перегруженность, противоречивость ролей, ролевая неопределенность, например, на работе не понятно кто ты, будет сокращение, КТО же это будет) организационный, т.е. как организована деятельность (стиль руководства, климат в коллективе в целом, состав работников, организация карьерного продвижения)
специфический контингент, т.е. с кем работает (психически нездоровые люди, тяжко больные, трудные подростки, заключенные, трудные покупатели, звездные подчиненные, например, тренер) Детальное рассмотрение симптомов эмоционального выгорания. Предупреждающая фаза А) Чрезмерное участие (чрезмерная активность; отказ от потребностей не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; ограничение социальных контактов) Б) Истощение (чувство усталости; бессонница; угроза несчастных случаев) 2. Снижение уровня собственного участия А) по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря «+» восприятия коллег; перед от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям) Б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки) В) По отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности; искусственное продление перерывов на работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой) Г) Возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть) Эмоциональные реакции А) Депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательные страхи, лабильность, т.е. смена настроения; апатии) Б) Агрессия (защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением) 4. Фаза деструктивного поведения А) Сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания; ригидность мышления, отсутствие воображения) Б) Мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции) В) Эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других людей, либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|