Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктор Яшин – кандидат психологических наук (Нижний Новгород)




 

***

Всё это было, было, было…

Когда-то где-то и не раз,

Вы говорили мне уныло,

А взгляд скользил помимо глаз…

И в промежутках междометий,

В контексте скрыт немой упрек,

Но я его уже заметил

И пораженье вам предрек…

19.11.2010

***

Экспромт рождается спонтанно,

Истоки сложно отыскать,

Как струи дивного фонтана,

Стихи летят твой слух ласкать…

И зная – все ещё возможно,

Я запасусь терпеньем Бога,

И буду очень осторожно

Искать к тебе свою дорогу…

19.11.2010

 

 

Марина Ладилова – кандидат филологических наук (Нижний Новгород)

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ

Золотая строфа… Что сравнится с поэмой Гомера?

Кто Боянов напев дерзновенно рискнет перепеть?

Слышу я голоса той далекой загадочной эры:

Серебром плачет арфа, бряцает воинственно медь.

 

Но нашлись смельчаки потягаться умом и талантом:

Прикрываясь плащом от коварства врагов и дождя,

Менестрели и барды, рапсоды, аэды, ваганты

Драгоценную мысль разносили, по свету бродя.

 

О войне и любви, о любви и войне барды пели -

Мир на этом стоит неизменно уж сотни веков.

Были кони, кареты – потом самолеты взлетели,

Мы счастливей не стали: все то же – война и любовь.

 

Вот Роланд сарацинам Иисусову веру вбивает,

Ланселотом загубленных жизней для милой не счесть,

И от Ольгиных сизых посланцев древлянские избы пылают –

Под эгидой любви зарождаются злоба и месть.

 

 

Но историю духа творят не в безумстве сражений…

Аполлон Бельведерский сияет своей красотой,

Ждут пытливого ока тома гениальных творений,

И вздыхает орган поминально в капелле пустой.

 

После многих потерь мы услышим завет Святослава:

Грех – убийство подобных себе, избегайте вражды.

Все дорожная пыль: деньги, почести, подвиги, слава…

Только добрая воля и разум спасут этот мир от беды.

 

 

МАМЕ

Моя гордая мать,

Обращаюсь с поклоном,

Может быть, ты услышишь меня,

Может – нет.

Мне, рожденной тобой и взращенной,

Очень нужен для жизни любви твоей свет.

 

Дуют разные ветры на нашем подворье:

То добра ты, то холодом веет от встреч…

Мы теряем года в глупом, мелочном споре,

А могли бы друг друга любить и беречь.

 

 

И тебя уж нельзя называть чернокудрой,

И в моих волосах все видней седина,

Я привыкла считать тебя сильной и мудрой,

Забывая, что я быть мудрее должна.

 

Ты готова на все для любимого сына,

Ты пример бескорыстной огромной любви,

И седины свои я склоняю повинно,

И к тебе припаду – только ты позови.

 

ПРЕДЪЮБИЛЕЙНОЕ

 

Мне б понять, для чего я на свет появилась –

Человек с назначеньем своим не знаком.

Рождена ли в любви или так получилось,

Что не ждали меня в этом мире большом?

 

Какова моя роль? И какие уроки

Посылает мне Бог? Что понять мы должны?

Не должно быть обид, не должно быть упреков,

Ведь обида – обратная сущность вины.

 

На распутье стою, и бегут три дороги:

Вправо, влево и прямо – все не без потерь.

Но еще есть одна – ввысь, наверное, к Богу,

Рада б в рай, да грехи не пускают теперь.

 

Прежде, чем я уйду, я должна все исправить,

Все ошибки свои, и обиды, и зло,

Мне не нужен успех, мне неведома зависть,

Я искала любовь – вдохновенье пришло.

 

 

ПОДРУГЕ

 

Хочется сказать тебе что-нибудь хорошее,

Хочется слова найти, на музыку похожие,

Чтоб они снежинками падали на руки,

Чтоб летели письмами в вечера разлуки.

 

Посмотри на солнышко через те снежинки,

Вспомни все хорошее – убери слезинки,

Убери с ресниц своих шарики прозрачные,

Посмотри, как вечер тих,

Снег летит на нас двоих,

Тают мысли мрачные…

 

НА РОЖДЕНИЕ ВНУКА

 

Вечное таинство соединения:

Гены играют, вершится процесс,

Для продолжения, для обновления

Перетасованы все поколения

Мамы Таисии, папы Евгения

То ли для Дауна, то ли для гения.

Нет во Вселенной случайней явления,

Чем хромосом и молекул сцепления,

Непостижимым ДНК-строением

Определяется предназначение

Внешность, таланты, характер, умения –

Так совершается чудо рождения,

Осуществляется в мире прогресс.

 

 

ГИМН ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Один – банкир, другой – юрист,

Надменно смотрят сверху вниз,

А я в немодном и старом платье.

У них там «Вольво», «Мерседес»,

А я в автобус еле влез,

Ведь я – обычный преподаватель.

 

У них и пейджер, и Билайн,

А я проехал в «автолайн»,

Курить купил – и все! Конец зарплате!

Тактично близкие молчат,

Лишь на собаку все кричат.

Ну что же делать, преподаватель?

 

И не доев, и не доспав,

Интеллигентный вид приняв,

Толкую я о Геростате,

Россини, Чехов, Ренуар –

Мне надо выдержать пять пар.

Слабо шестую, преподаватель?

У них фуршеты и бомонд,

Живьем Иглесиас поет,

А я пластинку включу – и хватит!

Мораль читаю детям вслух:

Не деньги главное, а дух!

Они смеются: «Преподаватель!»

Я год пахал, я так устал,

И наконец, окончен бал,

И летний отпуск упрямо катит,

У них Канары и Каир,

А мне пахать аграрный мир,

Даешь картошку, преподаватель!

Я репетиторством займусь

И в садик, и в лицей, и в вуз,

Пусть «новый русский» за все заплатит!

Ко всем налогам пусть введут

Еще налог на честный труд,

И то не сдохнет преподаватель!

Ко всем налогам пусть введут

Еще налог на честный труд…

Но ты же нужен, преподаватель!

 

Александру Люкину посвящается

Не различал цвета –

Он был дальтоником.

Но вот загадка личности большой:

Писал картины кистью тоненькой,

Все краски мира чувствуя душой.

 

Не различал цвета –

Но с ранней юности

Его пленяла жизни красота.

И презирая жизненные трудности,

Горел и в юные, и в зрелые лета.

 

Давным-давно

В каморке узенькой

Такое было, помнится, уже:

Писал глухой Бетховен музыку,

Все звуки мира сохранив в душе

Андрей Тремасовкандидат психологических наук (Нижний Новгород)

***

Предназначение поэта -

Писать красивые стихи…

И встать под дуло пистолета,

Когда отмеряет шаги

 

Суровый рок в шинели друга,

Воткнув печально сабли в снег…

А дальше – выстрел, раньше звука,

До времени окончит век…

 

…И состоится панихида

В усадьбе павшего пиита…

19 января 2004 г.

 

***

Распались

Старые страницы…

Купались

В облаке зарницы…

 

Сгорели

Образы и строки…

В апреле

Развезло дороги

 

Кто ценит

Красоту распада?

28 января 2004 г.

 

ПАШЕ БЕЛЯЕВУ

 

Мне открылась тайна сна:

Ночью светит не луна,

А волшебная монета,

Что кормить должна поэта…

 

Если муза Вам знакома,

С неба, выходя из дома,

Не забудьте взять монету,

С нею странствуйте по свету…

 

…Пейте вина дорогие,

Пусть вкушают и другие

Благородное питье,

Постигая бытие…

 

Пусть волшебная монета

Кормит нищего поэта…

4 февраля 2004 г.

 

 

Николай Багровников – доктор философских наук (Нижний Новгород)

 

* * *

Русским надобно водки,

Британцы играют в гольф…

А в Фашерланде, у бабушки,

Жил серенький козлик – Адольф…

 

Тяжелое было детство:

Так много он вынес зла…

Но, через чье-то посредство,

Вырос в большого Козла…

 

Со всеми стал драться отменно,

Русских почти забодал…

А у британцев, намеренно,

Мячик для гольфа украл…

 

Стакнулись британцы с русскими,

Валютой помог Новый Свет,

И вместе козлика слопали,

Поскольку креста на нем нет…

 

 

Но здесь уточнение нужно,

Была, чтоб мораль наперед –

В нем многое было недюженно,

И крест был на нем, Да не тот!

 

Рыдает бабушка горько:

В развалинах весь Фашерланд…

Ни ножек, ни рожек от козлика,

И бросить ей не на что взгляд…

 

…Германия снова отстроилась,

Сегодня в развалинах Русь…

Кто в этом Козлы виноватые?

Об этом судить не берусь.

ЭССЕ

Наталья Колесникова

 

Сейчас посмотрела фотографии Нижнего – его закаты. Какой потрясающий город! Я нигде больше не встречала таких пряно-печальных русских вечеров – с томно-багряной поволокой огромных влажных глаз! С такой бессловесной кальвинистской высказанностью! Как я его люблю…Я жалею только об одном – о своем метании по городам, о своей половинчатой принадлежности этому городу. О том, что я осмелилась делить еще с кем-то его очарование. Бездарно…

Со временем учишься молчать и не выдавать свою тихую тайную радость, потому что в словах она исчезает, она опошляется, она, добытая в поте лица в награду за прошедшие или будущие испытания, становится ничьей. Твое - и самый счастливый уголок на этой земле, и растасканный в словесных впечатлениях по друзьям, которые живут далеко, которые даже не представляют, как дышать в этом пространстве! Я очень соскучилась по нему. До хруста костей, до сухости глаз. Для меня благословеннее города не существует. Такое ощущение, что я должна была родиться в нем – я столь же закрыта, ленива, где-то груба и непричесанна, но и мечтательна – до идиотизма, бесшабашна – до изнеможения. Как ни странно – мне не нужны дворцы, каналы, горы, ухоженные сады, запах свежей краски и пыль от царски-песочных дорожек. Питер болен «идеализмом», синдромом «близорукого отличника». Мне не хватает запаха травы, воздуха, горизонта и этих закатов…Здесь - акварель, там – масло. И напролет прогулянный ночной город! Не хватает Ковалихи, этих убогих деревянных полуразвалившихся домов. Я до головной боли сидела весенними и летними ночами на балконе, курила, думала и смотрела на маленький кусочек Волги, который был виден с балкона. Когда говорят, что счастье - мимолетно, то я знаю, что эти люди не испытали настоящего счастья. Потому что счастье – это электрический провод, зарытый глубоко. Иногда можно ощутить его разряды, если чутко прислушаться к себе и увидеть что-то большее вокруг, нежели мусор и копоть. Чаще мы считаем счастьем те моменты, когда обстоятельства выворачивают нас наружу и вдруг мелькают эти два нечаянно соприкоснувшихся проводка. Но только лишь соприкоснувшихся. А я плелась на свидание, получала свой букет цветов, целовалась с нелюбимым человеком под промерзлым козырьком подъезда. Прощалась, выкидывала цветы в первую урну и до одурения накручивала круги по кольцу на трамвае. Рыдала, рвала и склеивала, негодовала и закрывала ладонями мокрое лицо. Но была так счастлива! Потому что утром под дождем или заспанным солнцем брела по набережной, и все казалось таким незначительным. Я и сейчас счастлива, но каким-то терпко-сырым запахом трехсотлетних дубов. А тогда…Тогда было полотно серебряно-стального неба в брызгах лучей. Да…И еще этот речной натруженный ветер, который забивает все поры твоей бесшабашности. И рояль в вечернем прокуренном классе, где сумеречные тени чуть колышутся от густой зрелой листвы за окном. Ты шлепаешь до злости по клавишам часами, а потом попадаешь в другое измерение, и под скрипение педали разговариваешь с Шуманом и Скрябиным на своем языке – о вот этих сумерках, о расстояниях и расставаниях, о том, что всегда будет мечтой, и эта мечта вечно будет пьяной, соленой. В такие мечты мы вживаемся всю жизнь, что б стать тенью в них, именно на эту мечту мы смотрим пронзительно, через разряженный воздух ночи, потому что даже в темноте глаза начинает жечь оттого, что их закрывать нельзя – спугнешь. Однажды моргнув, или проговорившись - потеряешь … Не навсегда. Она будет появляться, в проблеске как будто знакомой фигуры, в глубине как будто родных глаз, в запахе как будто сирени. И уже не определишь – мечта ли это, счастье ли это, видение ли это или бред уставшего сознания. А у меня была такая счастливая мечта, от пыльной позолоты которой я по незнанию чихала и злилась.… А после, на моих пальцах и кончиках локонов осталась эта золотая благодать. Я была из немногих, которых этот город зацеловывал до бессознания и одаривал тайнами лунного трамплина, зовущимся городом моего Счастья»

(В бисере дождя, в серебре неба…)

06.02.06 г. СПб

 

 

Сергей Мурзинский

ТЫ

 

Когда же ты успела вырасти до невозможно-недосягаемого твоего полудетства, полувзрослости?

Ты – легкая, искра лесная.

Вот она – ты, совсем рядом, вот он – твой водопад волос, как он могуч, я будто щепочка плыву по нему. Но бойся долго смотреться в него – увидишь бездну.

А бездна, как известно, всматривается по истечении времени, в тебя. И уже не сладки – о, железны и мучительны! – твои девичьи губы: красиво-холодные и красиво-безнадежные, как поздняя зима перед лицом неизбежной распутной Распутицы – Весны.

Хочу поймать это зыбкое мгновение, не уходи, стой, ну погоди же… Упорхнула…Правда лишь в расстоянии, но недолго ждать, когда и во всём…

И я не хочу ждать…Иди же ко мне, скорее! Ведь это же ты, это желанная ты, и нет такой тебя больше – ни часом раньше, ни часом позже. Только теперь! Ты!

29.01.08.

ГОД ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

 

Год восемнадцатый. Армия. Разложение. На митинге поносили офицеров.

Дайте же мне сказать. Я знаю, что все, сказанное о моем капитане, – неправда.

Неправда, что он отсиживался в блиндаже, когда нас сжирала шрапнель. Неправда, что он душился французским духом, когда нас выкашивали вши. Неправда, что он изгалялся над нами, плевал в лицо

Взгляните ему в лицо – и увидите, что оно исплевано приветами с той стороны фронта. Не сметь, не стрелять, мы же все товарищи, мы уравнены войной и тифом, что нам делить теперь?..

Моя жена пришла к моему капитану и сказала, что для меня на первом месте – мой капитан, на втором – моя мать, и лишь на третьем – она, жена…

Не сметь, не стрелять! Не довольно ли настрелялись еще? Стрельба расхолаживает, стрельба в воздух отупляет. Хотите дела? Пойдемте за капитаном в окопы. Пойдемте снова окунемся в радостный смрад войны. Довольно безумья призрачного мира, слава истинной войне…Не сметь…не…стрелять…

На митинге поносили офицеров. Развал. Армия. Год восемнадцатый.

29.01.08.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА

ТЕАТР ПОЭТОВ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...