Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о психической норме и патологии. Критерии психической нормы.




«Психическая норма — индивидуальная динамическая совокупность психических (инди­видуально- и социально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действитель­ность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и об­щественным потребностям, общепринятой морали»

Нормальные психические процессы должны адекватно от­ражать окружающую действительность, позволять адекватно вос­принимать самого себя, устойчиво концентрировать внимание, удерживать информацию в памяти, быть способным к логической обработке информации, обеспечивать критичность мышления, креативность, управление мыслями.

При этом важно, чтобы психические функции были интегри­рованы, гармоничны, уравновешены. Личность следует оценивать по степени ее духовности, приоритету гуманистических ценностей, ориентации на саморазвитие. Нормальная самоуправляемая лич­ность целеустремленна, энергична, обладает адекватной самооцен­кой.

В то же время психическая норма не является чем-то застыв­шим, неизменным. В попытках самовыражения индивид нередко сталкивается с необходимостью выбора между адаптацией и раз­витием своих потенциальных возможностей. Эта ситуация может оказаться настолько трудной, что вызовет либо тяжелую тревогу, либо сильную депрессию, если борьба для достижения цели ока­жется бесполезной. Нормально, если возникнут механизмы психо­логической защиты, облегчающие состояние личности. Жизнь нормального человека — смена разных нормальных психических состояний: активации, апатии, гиподинамии, депрессии, напряже­ния, подъема и т. д.

Для детской психопатологии оценка психической нормы пред­ставляется особенно важной по ряду соображений. Во-первых, в процессе развития постоянно меняются функциональные возмож­ности детской личности, и это потребует диагностики с учетом возрастной динамики. Во-вторых, в связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учетом возмож­ных отрицательных внешних воздействий, которые способны ис­казить истинное психическое состояние. В-третьих, психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникаю­щих в процессе ее формирования. В-четвертых, от оценки соответ­ствия психики ребенка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения.

Патология (патос) — патологическое состояние, стойкое из­менение, результат патологических процессов или порок, отклоне­ние развития. Это состояние - патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имею­щее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологи­ческому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от од­ного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматиче­ских повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психи­ческое состояние, необходимо констатировать, что психопатологи­ческий синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

к критериям психической нормы человека относят:

-способность четко определять психические явления, необходимость, причину и порядок этих явлений в соответствии со своим возрастом и чувством фундамента своей жизни и среды обитания;

-субъективных представлений об окрущающей действительности самой действительности

-адекватное реагирование человека на различного рода влияния и раздражители, соразмерно их силе;

-адекватное определение и опознавание самих впечатлений с однотимными представлениями прошедшего;

-соответствие уровня желаний, мечтаний и амибций уровню реальных возможностей и способностей человека);

-умение человека уживаться с окружающими людьми и с самим собой

-критический подход к обстоятельствам и событиям жизни

-способность изменению себя, своего поведения в соответствии с нормами

общества и коллективов

-соответствующая реакция на события и обстроятельства, произошедшие в обществе

-чувство ответственности за своих детей и родных

-чувство постоянства и четкого определения переживаний в однотипных ситуациях

-умение изменить способ поведения в зависимости от ситуации в жизни;

-самоутверждение в обществе или коллективе без нанесения ущерба другим

-способность планировать свою жизнь и жизненный путь).

 

Психогенные расстройства.

В соответствии с современной терминологией (по МКБ-10 и ее рубрикам: F43.0 и F93) эти расстройства называются острыми ре­акциями на стресс. Выделяют психогенные реакции этого типа «исключительно на основании сильного жизненного стрессового события, вызывающего острую стрессовую реакцию». В этих слу­чаях у подростков и детей, без видимых психических нарушений, в ответ на сильный стресс возникают преходящие расстройства значительной тяжести. Обычно эти расстройства завершаются в течение часов или дней. Как правило, в этих случаях сильное травматическое событие угрожает жизни, т. е. безопасности или физической целостности индивида или эмоционально значимой фигуре. Стрессом может быть переживание землетрясения, навод­нения, пожара, автокатастрофы, нападения злоумышленника. близких ему лиц, не понимает окружающего и не реаги­рует на обращение к нему. Он также не способен замечать холод, жару и другие встречающиеся трудности. Под влиянием страха он внезапно становится суетливым, его действия утрачивают целесо­образность. Он мечется, беспорядочно жестикулирует, хватает первые попавшие под руки предметы. При этом "стереотипно по­вторяет: «Что делать? Что делать?», стонет, причитает, плачет. При утомлении возбуждение может временами сменяться успокое­нием, которое вскоре снова переходит в хаотическое беспокойст­во. Иногда двигательная расторможенность проявляется стремле­нием куда-то бежать, прятаться, укрываться. Однако эта актив­ность бесцельна, она не способна защитить в опасной ситуации.

Ступорозный вариант аффективно-шоковой реакции (психогенный ступор, состояние «мнимой смерти») возникает по тому же механизму, что и при первом варианте. В отличие от него панический страх и сумеречное состояние сопровождаются обез­движенностью, оцепенением и полным или частичным мутизмом. Чаще это состояние непродолжительно, но оно может затянуться на несколько недель.

Разновидностью психогенного ступора может быть реакция отказа. Она возникает в ответ на тяжелый стресс и проявляется снижением активности, отказом от пищи, отказом от речи, безраз­личием ко всему, утратой интереса и отсутствием реакций на про­исходящее вокруг.

Психогенные сумеречные состояния сознания характери­зуются сужением объема сознания, автоматическими формами по­ведения, двигательным беспокойством и реже заторможенностью. Могут быть также галлюцинации и бредовые высказывания. Про­должительность этих состояний не более часов или суток.

Острый психоз страха характеризуется преобладанием в клинической картине реакции ребенка на тяжелые психотравми-рующие обстоятельства интенсивных переживаний страха, ужаса, сочетающихся с аффективным сужением сознания, соматовегета-тивными расстройствами и двигательным беспокойством. Страх достигает такой силы, что расстраивает мыслительные способно­сти ребенка, делает его не способным руководить своим поведени­ем. Продолжительность психоза - от нескольких часов до не­скольких дней. При отягчающих обстоятельствах (патологическая почва, особенности личности) он может затянуться или рецидиви­ровать.

Острая аффективная реакция («реакция короткого замыка­ния») - это самый короткий ответ на очень трудную ситуацию, продолжающийся от нескольких минут до нескольких часов и за­вершающийся выраженной астенией. При ней также возникает от­чаяние и безысходность или злоба и ненависть, сочетающиеся со

страхом за свою жизнь или за жизнь близких людей, и сопровож­дающиеся аффективным сужением сознания. Характер развития эмоционального разряда определяется степенью взрывчатости, сен-ситивности или тормозимости аффективных проявлений личности. В большинстве случаев эта реакция появляется у детей и подрост­ков, перенесших в прошлом органическое поражение центральной нервной системы или находящихся в астеническом состоянии.

Под влиянием тяжелой психотравмирующей ситуации у детей одновременно с психическими расстройствами появляются разно­образные соматические нарушения. Они связаны с возникновени­ем расстройств вегетативной регуляции сердечно-сосудистой сис­темы, что чаще встречается у старших детей, или с расстройствами регуляции желудочно-кишечного тракта, что более характерно для младших детей. Поэтому у детей нередко отмечаются повышение температуры тела, тошнота, рвота, головная боль, головокруже­ние, тахикардия, обильная потливость, непроизвольное выделение мочи, кала, ознобоподобный тремор и другие соматовегетативные расстройства.

Эти аффективно-шоковые реакции являются острыми психо­генными психозами. Их возникновение связано с меньшей вынос­ливостью детей к острым, внезапным, тяжелым психическим трав­мам. Причиной шоковых реакций, например, у дошкольников, особенно при отягощенном преморбиде, могут быть даже незначи­тельные (с точки зрения взрослых) стрессы: нападение злонаме­ренных взрослых, неожиданное столкновение с животным, внезап­ная и резкая перемена обстановки (госпитализация).

Течение острых психогенных реакций проходит обычно две фазы. Во время первой фазы преобладают явления эмоционально­го напряжения. Во время второй фазы, если после первой не на­ступает выздоровление, обнаруживаются явления угнетения со снижением психической и физической работоспособности, падени­ем настроения, подозрительностью и сенситивными идеями отно­шения. В этом периоде возможно появление психопатоподобного поведения и изменений личности с формированием чувства собст­венной неполноценности [Гурьева В. А.,1996].

 

БИЛЕТ №9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...