Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безусловные и условные рефлексы. Основные принципы рефлекторной деятельности. Учение о двух сигнальных системах. Типы ВИД.




Впервые идеи о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга, составляющих основу поведения челове­ка, были изложены И. М. Сеченовым. Развивая эти представления, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном моз­ге осуществляются врожденные рефлекторные реакции, а в коре большого мозга нервные связи вырабатываются заново в процессе индивидуальной жизни человека в результате сочетания множест­ва воспринимаемых корой раздражений.

Установлено, что у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутрен­него состояния организма, при соответствующих условиях возни­кает безусловное или условное торможение, наблюдаются ирради­ация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, дина­мическая стереотипия и т. д. Производится анализ и синтез сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов и составляющих пер­вую сигнальную систему. В процессе социального разви­тия у человека появилась и усовершенствовалась вторая сиг­нальная система, связанная с речью. Способность понимать, а затем и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактиль­ными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Формирование в коре головного мозга временных связей пер­вой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинает­ся уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. Со­сательные движения губ младенца появляются еще до того, как сосок груди вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выра­ботаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце на свето­вые сигналы.

Скорость образования условных рефлексов с возрастом быстро возрастает. Если в месячном возрасте для создания временной связи нужно произвести много сочетаний условного и безусловно­го раздражителей, то в 2—4-месячном для этого достаточно не­скольких сочетаний. Условное торможение у ребенка вырабатыва­ется несколько позже — на 2—4-м месяцах, при этом разные фор­мы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцйровочное торможение, позднее — запазды-вательное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появ­ляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Если мно­гократно называть и показывать какой-либо предмет, то при сло­ве, его обозначающем, у ребенка на него появляется реакция. Вна­чале появляется узнавание слов, а затем ребенок учится сам называть предметы. Позже он начинает пользоваться приобретен­ным запасом слов для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он назы­вает ее, пока не получит желаемое. Вторая сигнальная система в это время уже становится средством общения.

Развитие речи требует координации деятельности дыхатель­ных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. До развития соот­ветствующего взаимодействия речевого аппарата ребенок произно­сит звуки и слова неправильно. Задерживает формирование речи отсутствие образцов для подражания, снабжение которыми обыч­но осуществляют родители. Речь становится орудием высшей ори­ентировки человека в окружающей среде и в самом себе. Человек, обозначая все, что воспринимает, при помощи рецепторов, может отвлечься от конкретных предметов и явлений, именно это и ста­новится основой для развития отвлеченного, человеческого мыш­ления.

Формирование второй сигнальной системы связано с обще­ственной жизнью человека. Эта система — результат сложных взаимоотношений индивида с социальной средой. Речь и язык, яв­ляющиеся средствами общения, развились в процессе коллектив­ного труда. Без общения с другими людьми вторая сигнальная си­стема сформироваться не может. Так, дети, выросшие в зверином логове, не понимают речи, не научаются говорить.

У детей после образования условного рефлекса на звонок или свет красной лампы слова «звонок», «красный свет» вызывают сразу (без предварительного сочетания с безусловным раздражите­лем) выработанный рефлекс. Этот же условно-рефлекторный от­вет возникает, если сам испытуемый произносит слово вслух или мысленно. Механизм таких условно-рефлекторных реакций состо­ит в том, что в процессе формирования речи (до проведения этих экспериментов) уже возникли прочные связи между корковыми пунктами, воспринимающими сигналы от различных предметов, и центрами речи, воспринимающими словесные обозначения пред­метов. Это явление называют элективной иррадиацией, т. е. передачей возбуждения из областей мозга, воспринимающих сигналы первой сигнальной системы, в области, воспринимающие слова, и обратно.

Слово воспринимается человеком не как сумма звуков, не как звуковой раздражитель, а как определенное понятие, т. е. усваива­ется его смысл. Если выработать условный рефлекс на какое-то слово, например «дом», то и заменившее его слово-синоним «зда­ние» вызовет ту же реакцию.

Первая и вторая сигнальные системы после сформирования у ребенка речи не отделимы друг от друга. У человека все восприя­тия, представления и большинство ощущений связаны с опреде­ленным словом. Возбуждение первой сигнальной системы, вызы­ваемое конкретным сигналом от предмета и явлений природы, пе­редается во вторую сигнальную систему.

Конкретно-чувственное отражение окружающего мира и состо­яния организма (ощущения) возможно благодаря первой сигналь­ной системе.

И. П. Павловым описано четыре основных типа ВИД:

1) силь­ный уравновешенный подвижный тип, характеризующийся силой возбуждения и торможения, а также их легкой сменяемостью;

2) сильный уравновешенный неподвижный тип, отличающийся трудностью переключения процессов возбуждения и торможения;

2) сильный неуравновешенный тип (безудержный), характеризую­щийся преобладанием возбуждения и относительно слабым тор­можением;

3) 4) слабый тип, характеризующийся слабостью обоих нервных процессов и невыносливостью.

Выделены также специальные, свойственные только человеку три типа ВИД: 1) средний тип, характеризующийся уравновешен­ностью и гармоничным сочетанием первой и второй сигнальных систем; 2) «художественный»' тип, отличающийся относительно более сильной первой сигнальной системой в сравнении со второй и конкретным образным мышлением; 3) «мыслительный»' тип, обнаруживающий относительно сильную вторую сигнальную сис­тему в сравнении с первой и отвлеченное, словесное мышление.

2. Основные эмоциональные состояния человека. Патология эмоциональной сферы. Маниакальный и депрессивный синдромы. Патологический, физиологический аффекты.

 

ЭМОЦИЯ - отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения, т. е. переживание степени удовлетворенности биологическими или социальными потребностями. Это субъективное отношение к окружающей среде и себе. Прогнозирование вероятности достижения цели у человека может либо осознаваться, либо не осознаваться. Возрастание вероятности достижения цели в результате поступления новой

информации порождает положительные эмоции, они активно усиливаются субъектом с целью их увеличения, продлевания. Падение вероятности реализации потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицательным эмоциям, которые субъект стремится ослабить или прекратить. Эмоция позволяет быстро оценить значимость ситуации и мобилизовать ресурсы

личности на активные действия с целью сохранения себя.

Классификация эмоций

1. Элементарные, так называемые физигеские, гувствования - эмоции удовольствия и неудовольстия, связанные с органическими потребностями. Они - тон или окраска отдельного ощущения (голод, жажда) или общего самочувствия индивида (беспредметная тоска, тревога, радость).

2. Предметные гувства — осознанные переживания отношения к миру, дифференцирующиеся в зависимости от того предмета, к которому они относятся. Они связаны с духовными потребностями и подразделяются на интеллектуальные (познавательный интерес), эстетические (переживание прекрасного) и моральные (возмущение безнравственным поступком какого-либо лица).

3. Обобщенные мировоззренгеские гувства включают интеллектуальный компонент и выражают более или менее устойчивые установки личности. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п.

Аффект -мгновенный, стремительно и бурно протекающий эмоциональный разряд (ярость, ужас, восторг, отчаяние).

Страсть - сильное, стойкое, глубокое и длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им (к стяжательству, личной славе, труду, науке, искусству).

Настроение - более или менее длительное общее эмоциональное состояние личности, придающее эмоциональную окраску всей психической жизни и обусловленное совокупностью факторов: органическим самочувствием, тонусом жизнедеятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и оценкой личной и общественной жизни. Настроение — бессознательная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства. Например, тревожное настроение заставляет воспринимать все под знаком страха, отовсюду ожидать

опасности.

Патология:

1. Снижение эмоционального возбуждения: эмоциональная монотонность, поверхностное отношение, эмоциональная огрубленность и тупость

2. Симптомы повышенного эмоционального возбуждения: эмоциональная слабость (эмоциональные переживания на ровном месте), слабодушие (недержание эмоций, переход от эйфории к слезливости)

3. Симптомы повышенного настроения: гипертимия, эйфория (беззаботность), экстаз (иступленное восхищение), мория (дурашливость, циничные шуточки), гебифрения (шаловливость)

4. Симптомы пониженного настроения: гипотимия, дисфория (тоскливо-злобное состояние, направленное на окружающих)

5. Извращение: эмоциональная неадекватоность, амбиваленстность

Аффективные синдромы включают полярные эмоциональные расстройства – депрессии и мании.

Депрессивный синдром характеризуется болезненно пониженным настроением, тоской, сопровождаются физически тягостным ощущением давления или тяжести в области грудной клетки, интеллектуальным и моторным торможением. Природа депрессии различна; в зависимости от нозологической принадлежности выделяют психогенные депрессии, эндогенные депрессии при маниакально-депрессивном психозе и шизофрении и, наконец, симптоматические депрессии, возникающие при соматических и других заболеваниях.

К наиболее типичным признакам депрессии относится изменение интенсивности симптоматики на протяжении дня - наибольшее усиление проявлений в утренние часы и улучшение состояния к вечеру. Наблюдаются также нарушения сна, менструального цикла, снижение аппетита, сопровождающееся похуданием.

Выделяют различные варианты депрессивного синдрома: ажитированная, адинамическая, ипохондрическая, астеническая, истерическая депрессия, депрессия с бредом, с явлениями деперсонализации и др. При ажитированной депрессии преобладают тревога и двигательное беспокойство. В случае адинамической депрессии на первый план выступают заторможенность, обездвиженность, отсутствие побуждений. Картина ипохондрической депрессии определяется тревожными опасениями или даже убежденностью в наличии тяжелого заболевания. Астеническая депрессия протекает с преобладанием вялости, физической и умственной утомляемости, расстройствами сосредоточения, гиперестезией. При истерической депрессии превалируют истерически окрашенные аффективные расстройства, явления утрированного отчаянья с рыданиями, судорогами. Нередки демонстративные попытки самоубийства, возникающие по типу "суицидального шантажа".

Маниакальный синдром характеризуется болезненно повышенным настроением, сочетающимся с необоснованным оптимизмом, ускоренным мышлением и чрезмерной активностью. Отмечаются многоречивость, стремление к постоянному расширению сферы деятельности и контактов. При этом нередко обнаруживаются повышенная раздражительность, конфликтность. Больные совершают необдуманные поступки, бессмысленно тратят деньги. Сон, как правило, нарушен, аппетит повышен; нередко повышается сексуальность; нарушается менструальный цикл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...