Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

оргперчод 1 страница





Раньше это называлось " пионерский лагерь".

Теперь это может называться как угодно: " летний - загородный - детский - оздоровительный - спортивный - досуговый... комп­лекс - площадка - центр - дача - городок... "

Каким из этих слов будет называться го место, где предстоит работать вам, читатель, мы не знаем. Как, впрочем, не знаем, как будет называться ваша должность: " вожатый", " куратор", " настав­ник", " инструктор", " воспитатель" или " социальный работник по организации летнего детского спортивно-развивающего отдыха".

Да это и не столь важно. Можно менять названия хоть каждый год. Можно называть корпуса домиками, а клуб - хобби-центром. Можно вместо галереи пионеров-героев установить портреты дис­неевских персонажей. Можно все переставить, перекрасить, пере­именовать, переиначить... Но вот только игра остается игрой, а дружба - дружбой. И детский смех не зависит от дискуссии о целе­сообразности утренней линейки. И если детям скучно, то им все рав­но: в " лагере" они или в " городке".

Поэтому есть предложение: не будем шаманить со словами, не будем накладывать табу на термины из " коммунистического прошло­го". Для простоты и удобства, а также по привычке назовем место, о котором пойдет речь в книге, " лагерем", а должность взрослого чело­века, прикрепленного к детям, - " вожатым". И не будем спорить о новых функциональных обязанностях " вожатого", его статусе и имид­же, ведь главная задача взрослого в том месте, что мы называли лаге­рем, не изменилась: подарить детям яркие радостные воспоминания о летних днях, проведенных в компании друзей без пап и мам в окру­жении четырех древних стихий - чистого воздуха, ночного костра, прозрачной речки и щедрой земли с цветами, деревьями, травами. Вот на этом, дорогой читатель, давайте и сосредоточим наше внима­ние: как сделать отдых ребят в лагере полноценным, жизнь интерес­ной, а воспоминания - приятными.

Но прежде - несколько общих рассуждений.

За много десятилетий накопился в нашей державе и за ее преде­лами самый разнообразный и несхожий опыт организации летнего отдыха детей. Обратим внимание только на две тенденции, на два


почти противоположных подхода. В одном случае взрослые считают своим долгом создать внешние условия для детского досуга: игровые площадки и целые городки, бассейны и солярии, автодромы и ип­подромы, компьютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индейские вигвамы. Короче, маленькие диснейленды, попав в ко­торые, ребенок сам определяет, что ему делать после завтрака, куда пойти и чем заняться перед сном. У него есть комната, в которой он живет, он знает время обеда и ужина и уже сам строит распорядок своего дня при минимальном вмешательстве взрослых. В таком цен­тре уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоя­тельности его решений и поступков. Ему предлагают, но не настаивают, советуют, но не заставляют. И разрешается почти все, что не вредит детскому здоровью.

И есть другой подход. Он предполагает не потребление создан­ных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к соб­ственной разнообразной творческой деятельности. Ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает из­нутри, из вспышек фантазии, из переживания удовольствия от со­вместной работы, из осознания своих творческих возможностей. При этом внешним фоном такого лагеря могут быть самые скромные палатки, походная кухня и импровизированная сцена на лесной по­лянке. Роль взрослого при таком подходе иная: он не просто сове­тует - он вдохновляет, он не только предлагает - он помогает в рождении и осуществлении замыслов.

Вот два крайних подхода, при которых ребенок получает рав­ные по силе впечатления. Не будем спорить, какой из подходов бо­лее целесообразен и педагогически эффективен. И про первый путь можно сказать, что это прямая дорожка, в начале которой - ребе­нок, а в конце - потребитель. И второй вариант можно обвинить в чрезмерном насилии над свободой ребенка, в заорганизованное™ и подавлении личности коллективом. Можно, конечно, заявить, что истина лежит посредине, но часто посредине бывает не истина, а тоска примитивных массовых мероприятий в лагере со скудной ма­териальной базой и претенциозной вывеской " Спортивно-досуглз-вый комплекс". Может быть, истина в том, что ребенку нужно и то и другое, а когда мы смешиваем разные подходы, то получаем в итоге " борщ и компот в одной тарелке".

Это длительное рассуждение нужно нам, чтобы изначально оп­ределиться: о чем и для кого эта книга.

Итак, искренне преклоняясь перед создателями Диснейлендов, мы заявляем: все, что вы встретите на страницах этой книги, пред­полагает небогатое материальное обеспечение, детское коллектив-


ное творчество и ваш вдохновляющий труд. То есть эта книга - об организации вожатым в лагере яркой, насыщенной и разнообраз­ной детской деятельности. И если вы согласны с нашим подходом -двигайтесь дальше по страницам с полезными советами и дружес­кими рекомендациями. А если вы исповедуете другие принципы -попробуйте найти другую книгу, более соответствующую вашим педагогическим установкам. Но, любопытства ради, можно поли­стать и эту.

Ну, а перед путешествием по главам несколько напутствий.

Во-первых, не удивляйтесь, если встретите мысли давно знако­мые. Просто эта книга адресована, прежде всего, вожатым-нович­кам, у которых впереди самая первая смена и самый первый отряд, а за плечами нет ни опыта, ни, быть может, даже педагогического образования. Если что-то в книге вам покажется элементарно-аз­бучным, значит, вы переросли эту книгу и в своей работе достигли уровня мастерства.

Во-вторых, не огорчайтесь, если в вашем отряде четырнадцати­летние дети, и ответа на вопрос, что с ними делать, вы не встретите на страницах книги. Мы ограничили себя " возрастным цензом". В книге есть главы о работе с " малышами" - теми, кому от шести до восьми, и главы о работе с " ребятами постарше" - так мы определи­ли возраст в 9-12 лет. А о том, как работать с 14-16-летними, - это предмет отдельного разговора в отдельной книге.

В-третьих, не возмущайтесь, если не обнаружите ни одной строч­ки об организации общелагерной жизни. Действительно, мы ни сло­вом не обмолвились о больших праздниках и массовых зрелищах. Нет, мы не забыли об их существовании, мы просто изначально оп­ределили для себя: эта книга должна быть только для отрядного вожатого и только о работе с отрядом.

В-четвертых, не разочаровывайтесь, если не найдете в книге ответов на какие-то вопросы. Мы постарались затронуть многие проблемы, встающие перед вожатым, но отнюдь не все. В реальной практике всегда возникают ситуации неожиданные, непредсказуе­мые, нестандартные. Их трудно предусмотреть, поэтому ответы на многие вопросы вам придется искать самостоятельно.

В-пятых, не обижайтесь, если вместо ожидаемого однозначно­го ответа вы встретитесь с перечислением: " А еще можно так... ". Мы сознательно пошли на то, чтобы каждый раз рассказывать о вари­антах решения проблемы. А окончательный выбор мы предлагаем вам сделать самостоятельно.


Лагеря бывают разные. Может быть, вам повезет, и там, куда забросит вас судьба, окажется великолепная материальная база. Но может возникнуть и ситуация обратная: смена уже началась, но еще нет ни бумаги, ни настольных игр, ни даже простых резиновых мя­чиков. Конечно, вы не будете нести никакой ответственности за от­сутствие спортинвентаря и канцтоваров - это забота завхоза и начальника лагеря. Но ведь работать с детьми предстоит вам, и стра­дать от неимения нужных вещей, прежде всего, будете вы. И осозна­ние своей невиновности в таком положении служит малым утешением. Поэтому, на всякий случай, проявите инициативу и под­готовьтесь к смене автономно. А для этого приобретите на свои день­ги " малый комплект рабочего инвентаря". При этом знайте: если в магазине вы поставите на чек штамп, а чек сохраните, то бухгалте­рия лагеря компенсирует вам все понесенные убытки. И помните: не страшно, если ваших запасов окажется больше, чем нужно; куда обиднее, если в самый ответственный момент чего-то не будет под рукой.

А теперь внимательно посмотрите список из 33-х пунктов:

воздушные шары,

фонарик,

карандаши,

несколько альбомов,

складной нож,

краски,

зеркало,

пуговицы,


клейкая лента,

книга со сказками,

кисточки для клея и для красок,

свисток,

цветная бумага,

нитки и иголки,

клей,

старые открытки,

спички,

фломастеры и ручки,

веревка,

ножницы,

кнопки и булавки,

свечи,

стиральные резинки,

коробка мелков,

электрический провод-удлинитель,

книга с приключениями,

линейки,

волейбольный мяч,

несколько листов ватмана,

фляжка,

старые детские журналы,

гитара,

компас.

Это и есть ваш " малый комплект рабочего инвентаря".

Но если вы возьмете еще и магнитофон с кассетами, утюг, пас­сатижи, аптечку с анальгином и лейкопластырем, кипятильник, то­порик, набор пластмассовых стаканчиков, будильник, радиоприемник и многое другое - это будет уже " большой комп­лект".

А теперь возьмите самую большую сумку и начните в нее скла­дывать все эти вещи и предметы, не забывая одновременно вычер­кивать из списка очередной пункт. А когда весь список окажется зачеркнутым, вспомните о собственных вещах: теплых, для дождя, спортивных, купальных, нарядных.

А когда упакуете абсолютно все, сходите в магазин и приобре­тите несколько тюбиков с мазью от комаров.

И еще, мы очень надеемся, вы возьмете с собой эту книгу.


Понравиться детям - это первая педагогическая задача, кото­рую вы обязаны профессионально решить, если работаете в лагере. Может быть, это звучит несколько официально - " педагогическая задача", но любой другой подход, любое другое отношение к этой проблеме могут обернуться для вас морем неприятностей. Вы про­сто не сможете решить ни одной из последующих задач, если не спра­витесь с этой. Еще ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путевое со своим отрядом. По­этому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с мак­симальной ответственностью.

Прежде всего " расшифруйте" для себя это словосочетание - " по­нравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то " понравиться детям" означает устано­вить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то " понравиться детям" воспринимает как " влюбить в себя де­тей", завоевать их восхищение и обожание. И по-другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И, примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы ни были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Пер­вый из них можно было бы назвать так: " Произвести первое впечат­ление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Маленькие дети, если их спросить о том, почему им понравился вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: " Понравился и все". И это не случайно, ведь в возникновении первого впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мысли и чувств. На" м даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессоз­нательно, интуитивно. Но если все-таки разобраться без привлече­ния " биополей", " флюидов" и " энергоканалов", то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружаю­щих первое впечатление о вас.

1. Ваш внешний вид.

2. Выражение вашего лица.

3. Ваши запахи.

4. Тембр вашего голоса.

5. Ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонен­том, то успех " положительного первого впечатления" вам обеспе-


чен. А для этого воспользуйтесь рядом советов. Одним из них нуж­но последовать перед самым отъездом, а для выполнения других по­требуется время. Итак:

- Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте
чопорными. Категорически запрещаются рваные джинсы и спортив­
ные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босу
ногу и сальные волосы. Все остальное и любого приятного оттенка
разрешается.

- Еще раз с утра пораньше изучите перед зеркалом свое лицо.
Изобразите на нем пренебрежение, уныние, злость, растерянность,
скуку, надменность. Согласитесь, что эти мимические зарисовки вам
самим не доставляет наслаждения лицезреть. Откажитесь напрочь от
них. Найдите в арсенале эмоциональных картинок мягкую доброже­
лательную улыбку и, примерив ее, больше " не снимайте" до вечера.
(Можно взять с собой маленькое зеркало, чтобы время от времени
проверять, не потеряли ли вы свою улыбку. )

- Не забудьте почистить зубы и обязательно воспользуйтесь
хорошими духами или одеколоном.

- Еще раз подойдите к зеркалу (желательно большому) и изучи­
те свои жесты. Попробуйте сделать то, что тысячи людей делают
непроизвольно: поковырять пальцем в ухе, а потом в носу, почеши­
те себе спину или голову, выпятите живот, ссутультесь, передерните
плечами, скрестите ноги, поковыряйте языком крошки из зубов -
вас, вероятно, оттолкнет увиденное своей неэстетичностью. Это хо­
рошо. Зафиксируйте в памяти все движения, которые неприятны и
раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на кон­
троль за этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот,
порепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать
которые вам доставит удовольствие, совершая которые, вы нрави-

~еь самим себе.

- И самое трудное - исследуйте свой голос. Для этого можно
записать себя на магнитофон. Не пугайтесь, если при прослушива­
нии обнаружите, что вы неприятно взвизгиваете в верхнем регистре
или хрипите в нижнем, что у вас свистит буква " С" -или западает " В".
Это все исправимо. Поработайте немного над правильным дыхани­
ем, над артикуляцией, найдите в среднем регистре красивый тембр
и почитайте выразительно стихи. При повторной записи на магни­
тофон вы найдете, что большинство голосовых и речевых раздра­
жителей исчезло.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении по­ставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: " Произвести второе впечатление".

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед со-


бой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересны детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

- Чем интересным я занимался в жизни?

- Какие у меня есть способности и таланты?

- За что меня уважают и любят друзья?

- О чем увлекательном я могу рассказать?

- Чему необычному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет ос­таваться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключе­ния. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятель­ности стали такие детские выводы: " Да ну его. только и умеет командовать", " С ней с тоски можно помереть", " Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на " интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересны окружающим.

При этом не пытайтесь обнаружить в себе сверхспособности. Конечно, если вы профессионально играете на гитаре, владеете при­емами каратэ, предсказываете по руке судьбу, водите мотоцикл, с одной спички разжигаете костер и с завязанными глазами рисуете портреты - это неплохо, и это произведет на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи супер­меном. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, коллекционируете фантики, читали книжку " Земля Сан-


никова", можете отличить болонку от бульдога и видели своими глазами, как делают мороженое. Более того, вы можете завоевать авторитет у детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. Попробуйте без взрос­лого высокомерия признаться, что не можете отличить съедобный гриб от ядовитого, попробуйте без взрослой снисходительности ска­зать, что не видели ни одной серии про " Черный плащ", и попро­буйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали, рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покрови­тельство и шефство и будут вас уважать. Примерно так же, как учи­теля уважают несмышленых, но искренних и любознательных учеников.

Но, конечно, лучше, если вы все-таки что-то умеете и знаете.

А теперь самое главное.

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное пер­вое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увле­ченность - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: " Вам надо полюбить детей"

(см. след, гл. )

Вам надо полюбить детей. Причем не одного-двух, а всех сразу, весь свой отряд. И умных, и глуповатых, и ласковых, и дерзких, и красивых, и тех, кто вечно ходит с открытым ртом. Вам надо про­никнуться к ним искренней симпатией и интересом. А иначе у вас ничего не получится, работа станет для вас кошмаром и каторгой.

" Полюбить детей" - совсем не значит, что вам надо гладить всех по голове и говорить нежные слова. Ваша любовь может не выра­жаться ни в каких особых внешних проявлениях. Она может быть сдержанной и незаметной. Но она должна быть, и дети ее почув­ствуют. Точно так же, как они интуитивно почувствуют вашу хо­лодность и отчужденность, и тем более - вашу неприязнь и ненависть.

" Полюбить детей" - это значит настроить себя на доброжела­тельное восприятие, это значит быть сориентированным-на лучшие качества в каждом ребенке. Это значит " понимать ребенка", пони­мать, что стоит за его благородными поступками и дурными вы-


ходками, понимать неясные самому ребенку глубинные движения его эмоций и мыслей, и, понимая, по возможности быть терпимым и склонным к прощению. А еще это значит - относиться к ребенку как к частичке себя: вам может не нравиться свой нос или коленка, но от них никуда не деться, это все ваше, и нужно привыкнуть и принимать их как данность. И даже внушить себе: мой нос ничуть не хуже, чем у других. Дети, оказавшиеся в вашем отряде, - это тоже объективная реальность, и надо принимать ее такой, какая она есть. " Полюбить детей" - это нелегкий творческий труд. Это не бо­жий дар, который нисходит на человека свыше. Это результат ог­ромной внутренней работы. Наверное, нет педагогов, которые могли бы сказать: " Сколько себя помню, всегда любил детей". В отличие от внезапной чувственной страсти, эта любовь приходит постепен­но, в ней много разумного и рационального. Эта любовь воспиты­вается и формируется. Было бы желание. Вы можете научиться " любить детей", если сознательно поставите перед собой такую цель и приложите усилия к ее достижению. Если вы готовы к этому, вос­пользуйтесь для начала тремя советами.

1.        Не бывает абсолютно положительных людей. В каждом че­
ловеке есть черты, которые мы называем " плохие", " противные",
" отвратительные". Если сосредоточить свое внимание на этих чер­
тах и постоянно о них думать, то однажды мы обнаружим, что вос­
принимаем человека только через эти негативные проявления. Мы
словно растягиваем эти плохие качества и обволакиваем ими всю
личность, не замечая, как под ними теряются и растворяются все
чистые душевные порывы и реальные достоинства. Причем нет не­
обходимости находить много недостатков, достаточно одного, и
очень незначительного. Например, сосредоточьтесь на том, что у
ребенка некрасиво приподнята верхняя губа, обнажающая некра­
сивые зубы, думайте об этом постоянно и через три дня вы будете
этого ребенка ненавидеть.

Этот психологический механизм действует с равной точностью и в обратном направлении. Найдите в ребенке ту грань, которая сверкает своей кристальной ясностью, сфокусируйте на ней свое внимание, и не пройдет много времени, как вы обнаружите: перед вами настоящий бриллиант - неординарная и самобытная личность.

Это первый совет: найдите в каждом ребенке хоть что-то поло­жительное и воспринимайте ребенка, прежде всего, через это поло­жительное.

2. Нас часто раздражает в людях кажущаяся нелогичность, не­
последовательность их поступков. Особенно " непредсказуемы" дей­
ствия детей. Внезапный каприз, вспышка безудержной веселости,


 




мгновенная ярость, взрыв бесшабашной удали - эти проявления кажутся абсолютно спонтанными. Но это не совсем так, и каждое " необъяснимое" действие можно объяснить. Можно найти его ис­точник, его исходный пункт. Тем более можно объяснить действия повторяющиеся, систематические. Девочка изо дня в день отказы­вается обедать, сидит за обеденным столом и буравит ложкой дно тарелки. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве или приверед­ливости, попробуйте найти объяснение. Может быть, окажется, что она просто не любит жареный лук, плавающий в супе, но стесняется в этом признаться. Мальчик промочил сандалии, но на все ваши просьбы переобуться в сухие кеды не реагирует и продолжает хо­дить в сырой обуви. Не спешите его ругать, может быть, он просто не умеет завязывать шнурки и всячески это скрывает.

Если честно разобраться, нас часто раздражает в детском пове­дении не само это поведение, а наша собственная неспособность понять и объяснить его. И наоборот, лишь только мы объясним себе, что стоит за тем или иным поступком ребенка, раздражение легко снимается, уступая место сочувствию и прощению.

Это второй совет: прежде чем обрушить на ребенка свой гнев, попробуйте объяснить и понять мотивы его поступка.

3. Любая вещь, сделанная своими руками, особенно дорога нам. Все, во что мы вложили свой труд, свою фантазию и свое терпение, вызывает в нас чувство гордости. " Вот, сам сделал (вырастил, сшил, починил)", - говорим мы и хвастаемся помидорами, выращенными на собственном огороде; платьем, сшитым по собственной выкрой­ке; будильником, отремонтированным собственными силами.

Может быть, это кощунственно - сравнивать детей с помидора­ми и употреблять по отношению к ним слово " вещь", но невозмож­но отрицать: мы больше любим тех детей, в которых вложили частичку своей души.

Вы долго учили ребенка плавать, хотели махнуть рукой от без­надежности, - и вдруг он поплыл.

Вы настойчиво просили ребенка прочитать при всех сочинен­ные им стихи, он испытывал сомнения и колебания, - и вдруг согла­сился и получил одобрение окружающих.

Вы говорили ребенку каждый день " доброе утро", он семь дней молчал в ответ, - и вдруг на восьмой поздоровался с вами.

Когда вы прилагаете усилия и вдруг чувствуете отдачу, успех, реализацию стараний, воплощение своих жизненных и педагогичес­ких ценностей - вы начинаете гордиться, восторгаться, любить. Правда, на самом деле вы любите еще не ребенка, а свое отражение и продолжение, частичку себя в ребенке. Но, во-первых, эти совсем


не зазорно - любить себя. А во-вторых, разве ребенку плохо от того, что его любят, как себя. Главное, чтобы это была именно любовь, а не попытка самоутвердиться за счет детей. Такое самоутверждение - прямая противоположность самоотдаче. При нем дети -лишь фон для удовлетворения амбиций, полигон для экспериментов. Отличить первое от второго сложно - ведь в обоих случаях взрослый " видит в детях себя". Но отличить можно. Взрослый, вкладывающий в ре­бенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели - через совместную дея­тельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится прежде всего о ребенке и го­тов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ре­бенку во вред.

Есть такой афоризм: " Увы, он любил себя в науке, а не науку в себе". Попробуйте приложить его к вышесказанному.

Это третий совет: через заботу, через совместную деятельность, через общение вкладывайте в детей частичку своего ума и сердца.

Это далеко не все советы, но для начала достаточно. А вот ког­да вы вернетесь из лагеря и обнаружите, что с появлением первого педагогического опыта у вас не пропал интерес к педагогической работе, прочитайте книгу Януша Корчака " Как любить Детей", и еще книгу Росса Кэмпбелла " Как на самом деле любить детей".

О том, что такое регистрация и что вам нужно будет во время нее делать, вам обязательно объяснят накануне. Но на всякий слу­чай мы тоже попытаемся дать несколько разъяснений и советов.

Регистрация - это очень суматошные 1, 5-2 часа, когда одновре­менно на узком пространстве собираются дети, родители, чемода­ны.

Регистрация - это очень напряженные 1, 5-2 часа, когда форми­руется контингент вашего будущего отряда.

Регистрация - это высокодецибельные 1, 5- 2 часа, когда вы бес­престанно задаете вопросы и вам беспрестанно задают вопросы.

От того, как вы будете вести себя во время регистрации, зави­сит отношение к вам родителей, которое тут же передастся детям.

Первое, что вам необходимо при регистрации, - это профессио-


 







нальное спокойствие и профессиональная улыбка. Второе - это таб­личка с указанием возраста ребят, которые попадут в ваш отряд, три больших конверта и тетрадь, расчерченная примерно так:

 

Ф. И. Число, Дом. Ф. И. О. Место Увлечения Особые
ребенка месяц, адрес, родите- работы, ребенка отметки
  год телефон лей телеф.    
  рожд.     родит.    
             

Вы сидите за столом, на кото­ром вышеназванная табличка. У вас на груди визитная карточка, на ней четкими буквами выведены ваши фамилия, имя и отчество -родители, будучи людьми обучен­ными навыкам чтения, могут без лишних вопросов узнать, как к вам обращаться. Перед вами тетрадь, конверты и стопка маленьких " ви­зиток" - для детей. К вам подходит мама с девочкой. Вы вежливо про­износите " здравствуйте" и добавля­ете комплимент маме или девочке (Пример: " О, какая красивая де­вочка будет в нашем отряде и, на­верное, аккуратная, как мама". ) Вы тактично просите путевку (кладете ее в первый конверт), медицинскую справку (второй конверт). Вы объясняете, что во время смены де­тям будут показывать кино, видео, предстоят экскурсии, приедет фото­граф, и на все это потребуются день­ги в количестве... рублей. Вы предлагаете внести эти деньги сра­зу (третий конверт) и просите рас­писаться в ведомости о передаче вам денег. Потом задаете вопросы, ответы на которые позволят вам за­полнить таблицу в тетради. А заод­но интересуетесь, не забыла ли мама положить в чемодан ребенку

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...