оргперчод 1 страница
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Раньше это называлось " пионерский лагерь". Теперь это может называться как угодно: " летний - загородный - детский - оздоровительный - спортивный - досуговый... комплекс - площадка - центр - дача - городок... " Каким из этих слов будет называться го место, где предстоит работать вам, читатель, мы не знаем. Как, впрочем, не знаем, как будет называться ваша должность: " вожатый", " куратор", " наставник", " инструктор", " воспитатель" или " социальный работник по организации летнего детского спортивно-развивающего отдыха". Да это и не столь важно. Можно менять названия хоть каждый год. Можно называть корпуса домиками, а клуб - хобби-центром. Можно вместо галереи пионеров-героев установить портреты диснеевских персонажей. Можно все переставить, перекрасить, переименовать, переиначить... Но вот только игра остается игрой, а дружба - дружбой. И детский смех не зависит от дискуссии о целесообразности утренней линейки. И если детям скучно, то им все равно: в " лагере" они или в " городке". Поэтому есть предложение: не будем шаманить со словами, не будем накладывать табу на термины из " коммунистического прошлого". Для простоты и удобства, а также по привычке назовем место, о котором пойдет речь в книге, " лагерем", а должность взрослого человека, прикрепленного к детям, - " вожатым". И не будем спорить о новых функциональных обязанностях " вожатого", его статусе и имидже, ведь главная задача взрослого в том месте, что мы называли лагерем, не изменилась: подарить детям яркие радостные воспоминания о летних днях, проведенных в компании друзей без пап и мам в окружении четырех древних стихий - чистого воздуха, ночного костра, прозрачной речки и щедрой земли с цветами, деревьями, травами. Вот на этом, дорогой читатель, давайте и сосредоточим наше внимание: как сделать отдых ребят в лагере полноценным, жизнь интересной, а воспоминания - приятными.
Но прежде - несколько общих рассуждений. За много десятилетий накопился в нашей державе и за ее пределами самый разнообразный и несхожий опыт организации летнего отдыха детей. Обратим внимание только на две тенденции, на два почти противоположных подхода. В одном случае взрослые считают своим долгом создать внешние условия для детского досуга: игровые площадки и целые городки, бассейны и солярии, автодромы и ипподромы, компьютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индейские вигвамы. Короче, маленькие диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему делать после завтрака, куда пойти и чем заняться перед сном. У него есть комната, в которой он живет, он знает время обеда и ужина и уже сам строит распорядок своего дня при минимальном вмешательстве взрослых. В таком центре уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоятельности его решений и поступков. Ему предлагают, но не настаивают, советуют, но не заставляют. И разрешается почти все, что не вредит детскому здоровью. И есть другой подход. Он предполагает не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности. Ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из вспышек фантазии, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. При этом внешним фоном такого лагеря могут быть самые скромные палатки, походная кухня и импровизированная сцена на лесной полянке. Роль взрослого при таком подходе иная: он не просто советует - он вдохновляет, он не только предлагает - он помогает в рождении и осуществлении замыслов.
Вот два крайних подхода, при которых ребенок получает равные по силе впечатления. Не будем спорить, какой из подходов более целесообразен и педагогически эффективен. И про первый путь можно сказать, что это прямая дорожка, в начале которой - ребенок, а в конце - потребитель. И второй вариант можно обвинить в чрезмерном насилии над свободой ребенка, в заорганизованное™ и подавлении личности коллективом. Можно, конечно, заявить, что истина лежит посредине, но часто посредине бывает не истина, а тоска примитивных массовых мероприятий в лагере со скудной материальной базой и претенциозной вывеской " Спортивно-досуглз-вый комплекс". Может быть, истина в том, что ребенку нужно и то и другое, а когда мы смешиваем разные подходы, то получаем в итоге " борщ и компот в одной тарелке". Это длительное рассуждение нужно нам, чтобы изначально определиться: о чем и для кого эта книга. Итак, искренне преклоняясь перед создателями Диснейлендов, мы заявляем: все, что вы встретите на страницах этой книги, предполагает небогатое материальное обеспечение, детское коллектив- ное творчество и ваш вдохновляющий труд. То есть эта книга - об организации вожатым в лагере яркой, насыщенной и разнообразной детской деятельности. И если вы согласны с нашим подходом -двигайтесь дальше по страницам с полезными советами и дружескими рекомендациями. А если вы исповедуете другие принципы -попробуйте найти другую книгу, более соответствующую вашим педагогическим установкам. Но, любопытства ради, можно полистать и эту. Ну, а перед путешествием по главам несколько напутствий. Во-первых, не удивляйтесь, если встретите мысли давно знакомые. Просто эта книга адресована, прежде всего, вожатым-новичкам, у которых впереди самая первая смена и самый первый отряд, а за плечами нет ни опыта, ни, быть может, даже педагогического образования. Если что-то в книге вам покажется элементарно-азбучным, значит, вы переросли эту книгу и в своей работе достигли уровня мастерства. Во-вторых, не огорчайтесь, если в вашем отряде четырнадцатилетние дети, и ответа на вопрос, что с ними делать, вы не встретите на страницах книги. Мы ограничили себя " возрастным цензом". В книге есть главы о работе с " малышами" - теми, кому от шести до восьми, и главы о работе с " ребятами постарше" - так мы определили возраст в 9-12 лет. А о том, как работать с 14-16-летними, - это предмет отдельного разговора в отдельной книге.
В-третьих, не возмущайтесь, если не обнаружите ни одной строчки об организации общелагерной жизни. Действительно, мы ни словом не обмолвились о больших праздниках и массовых зрелищах. Нет, мы не забыли об их существовании, мы просто изначально определили для себя: эта книга должна быть только для отрядного вожатого и только о работе с отрядом. В-четвертых, не разочаровывайтесь, если не найдете в книге ответов на какие-то вопросы. Мы постарались затронуть многие проблемы, встающие перед вожатым, но отнюдь не все. В реальной практике всегда возникают ситуации неожиданные, непредсказуемые, нестандартные. Их трудно предусмотреть, поэтому ответы на многие вопросы вам придется искать самостоятельно. В-пятых, не обижайтесь, если вместо ожидаемого однозначного ответа вы встретитесь с перечислением: " А еще можно так... ". Мы сознательно пошли на то, чтобы каждый раз рассказывать о вариантах решения проблемы. А окончательный выбор мы предлагаем вам сделать самостоятельно. Лагеря бывают разные. Может быть, вам повезет, и там, куда забросит вас судьба, окажется великолепная материальная база. Но может возникнуть и ситуация обратная: смена уже началась, но еще нет ни бумаги, ни настольных игр, ни даже простых резиновых мячиков. Конечно, вы не будете нести никакой ответственности за отсутствие спортинвентаря и канцтоваров - это забота завхоза и начальника лагеря. Но ведь работать с детьми предстоит вам, и страдать от неимения нужных вещей, прежде всего, будете вы. И осознание своей невиновности в таком положении служит малым утешением. Поэтому, на всякий случай, проявите инициативу и подготовьтесь к смене автономно. А для этого приобретите на свои деньги " малый комплект рабочего инвентаря". При этом знайте: если в магазине вы поставите на чек штамп, а чек сохраните, то бухгалтерия лагеря компенсирует вам все понесенные убытки. И помните: не страшно, если ваших запасов окажется больше, чем нужно; куда обиднее, если в самый ответственный момент чего-то не будет под рукой.
А теперь внимательно посмотрите список из 33-х пунктов: воздушные шары, фонарик, карандаши, несколько альбомов, складной нож, краски, зеркало, пуговицы, клейкая лента, книга со сказками, кисточки для клея и для красок, свисток, цветная бумага, нитки и иголки, клей, старые открытки, спички, фломастеры и ручки, веревка, ножницы, кнопки и булавки, свечи, стиральные резинки, коробка мелков, электрический провод-удлинитель, книга с приключениями, линейки, волейбольный мяч, несколько листов ватмана, фляжка, старые детские журналы, гитара, компас. Это и есть ваш " малый комплект рабочего инвентаря". Но если вы возьмете еще и магнитофон с кассетами, утюг, пассатижи, аптечку с анальгином и лейкопластырем, кипятильник, топорик, набор пластмассовых стаканчиков, будильник, радиоприемник и многое другое - это будет уже " большой комплект". А теперь возьмите самую большую сумку и начните в нее складывать все эти вещи и предметы, не забывая одновременно вычеркивать из списка очередной пункт. А когда весь список окажется зачеркнутым, вспомните о собственных вещах: теплых, для дождя, спортивных, купальных, нарядных. А когда упакуете абсолютно все, сходите в магазин и приобретите несколько тюбиков с мазью от комаров. И еще, мы очень надеемся, вы возьмете с собой эту книгу. Понравиться детям - это первая педагогическая задача, которую вы обязаны профессионально решить, если работаете в лагере. Может быть, это звучит несколько официально - " педагогическая задача", но любой другой подход, любое другое отношение к этой проблеме могут обернуться для вас морем неприятностей. Вы просто не сможете решить ни одной из последующих задач, если не справитесь с этой. Еще ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путевое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью. Прежде всего " расшифруйте" для себя это словосочетание - " понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то " понравиться детям" означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то " понравиться детям" воспринимает как " влюбить в себя детей", завоевать их восхищение и обожание. И по-другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И, примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы ни были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.
Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: " Произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Маленькие дети, если их спросить о том, почему им понравился вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: " Понравился и все". И это не случайно, ведь в возникновении первого впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мысли и чувств. На" м даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если все-таки разобраться без привлечения " биополей", " флюидов" и " энергоканалов", то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас. 1. Ваш внешний вид. 2. Выражение вашего лица. 3. Ваши запахи. 4. Тембр вашего голоса. 5. Ваша жестикуляция. Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех " положительного первого впечатления" вам обеспе- чен. А для этого воспользуйтесь рядом советов. Одним из них нужно последовать перед самым отъездом, а для выполнения других потребуется время. Итак: - Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте - Еще раз с утра пораньше изучите перед зеркалом свое лицо. - Не забудьте почистить зубы и обязательно воспользуйтесь - Еще раз подойдите к зеркалу (желательно большому) и изучи ~еь самим себе. - И самое трудное - исследуйте свой голос. Для этого можно Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: " Произвести второе впечатление". Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед со- бой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересны детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам: - Чем интересным я занимался в жизни? - Какие у меня есть способности и таланты? - За что меня уважают и любят друзья? - О чем увлекательном я могу рассказать? - Чему необычному я могу научить? Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы: " Да ну его. только и умеет командовать", " С ней с тоски можно помереть", " Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на " интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересны окружающим. При этом не пытайтесь обнаружить в себе сверхспособности. Конечно, если вы профессионально играете на гитаре, владеете приемами каратэ, предсказываете по руке судьбу, водите мотоцикл, с одной спички разжигаете костер и с завязанными глазами рисуете портреты - это неплохо, и это произведет на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, коллекционируете фантики, читали книжку " Земля Сан- никова", можете отличить болонку от бульдога и видели своими глазами, как делают мороженое. Более того, вы можете завоевать авторитет у детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. Попробуйте без взрослого высокомерия признаться, что не можете отличить съедобный гриб от ядовитого, попробуйте без взрослой снисходительности сказать, что не видели ни одной серии про " Черный плащ", и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали, рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство и будут вас уважать. Примерно так же, как учителя уважают несмышленых, но искренних и любознательных учеников. Но, конечно, лучше, если вы все-таки что-то умеете и знаете. А теперь самое главное. Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: " Вам надо полюбить детей" (см. след, гл. ) Вам надо полюбить детей. Причем не одного-двух, а всех сразу, весь свой отряд. И умных, и глуповатых, и ласковых, и дерзких, и красивых, и тех, кто вечно ходит с открытым ртом. Вам надо проникнуться к ним искренней симпатией и интересом. А иначе у вас ничего не получится, работа станет для вас кошмаром и каторгой. " Полюбить детей" - совсем не значит, что вам надо гладить всех по голове и говорить нежные слова. Ваша любовь может не выражаться ни в каких особых внешних проявлениях. Она может быть сдержанной и незаметной. Но она должна быть, и дети ее почувствуют. Точно так же, как они интуитивно почувствуют вашу холодность и отчужденность, и тем более - вашу неприязнь и ненависть. " Полюбить детей" - это значит настроить себя на доброжелательное восприятие, это значит быть сориентированным-на лучшие качества в каждом ребенке. Это значит " понимать ребенка", понимать, что стоит за его благородными поступками и дурными вы- ходками, понимать неясные самому ребенку глубинные движения его эмоций и мыслей, и, понимая, по возможности быть терпимым и склонным к прощению. А еще это значит - относиться к ребенку как к частичке себя: вам может не нравиться свой нос или коленка, но от них никуда не деться, это все ваше, и нужно привыкнуть и принимать их как данность. И даже внушить себе: мой нос ничуть не хуже, чем у других. Дети, оказавшиеся в вашем отряде, - это тоже объективная реальность, и надо принимать ее такой, какая она есть. " Полюбить детей" - это нелегкий творческий труд. Это не божий дар, который нисходит на человека свыше. Это результат огромной внутренней работы. Наверное, нет педагогов, которые могли бы сказать: " Сколько себя помню, всегда любил детей". В отличие от внезапной чувственной страсти, эта любовь приходит постепенно, в ней много разумного и рационального. Эта любовь воспитывается и формируется. Было бы желание. Вы можете научиться " любить детей", если сознательно поставите перед собой такую цель и приложите усилия к ее достижению. Если вы готовы к этому, воспользуйтесь для начала тремя советами. 1. Не бывает абсолютно положительных людей. В каждом че Этот психологический механизм действует с равной точностью и в обратном направлении. Найдите в ребенке ту грань, которая сверкает своей кристальной ясностью, сфокусируйте на ней свое внимание, и не пройдет много времени, как вы обнаружите: перед вами настоящий бриллиант - неординарная и самобытная личность. Это первый совет: найдите в каждом ребенке хоть что-то положительное и воспринимайте ребенка, прежде всего, через это положительное. 2. Нас часто раздражает в людях кажущаяся нелогичность, не
мгновенная ярость, взрыв бесшабашной удали - эти проявления кажутся абсолютно спонтанными. Но это не совсем так, и каждое " необъяснимое" действие можно объяснить. Можно найти его источник, его исходный пункт. Тем более можно объяснить действия повторяющиеся, систематические. Девочка изо дня в день отказывается обедать, сидит за обеденным столом и буравит ложкой дно тарелки. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве или привередливости, попробуйте найти объяснение. Может быть, окажется, что она просто не любит жареный лук, плавающий в супе, но стесняется в этом признаться. Мальчик промочил сандалии, но на все ваши просьбы переобуться в сухие кеды не реагирует и продолжает ходить в сырой обуви. Не спешите его ругать, может быть, он просто не умеет завязывать шнурки и всячески это скрывает. Если честно разобраться, нас часто раздражает в детском поведении не само это поведение, а наша собственная неспособность понять и объяснить его. И наоборот, лишь только мы объясним себе, что стоит за тем или иным поступком ребенка, раздражение легко снимается, уступая место сочувствию и прощению. Это второй совет: прежде чем обрушить на ребенка свой гнев, попробуйте объяснить и понять мотивы его поступка. 3. Любая вещь, сделанная своими руками, особенно дорога нам. Все, во что мы вложили свой труд, свою фантазию и свое терпение, вызывает в нас чувство гордости. " Вот, сам сделал (вырастил, сшил, починил)", - говорим мы и хвастаемся помидорами, выращенными на собственном огороде; платьем, сшитым по собственной выкройке; будильником, отремонтированным собственными силами. Может быть, это кощунственно - сравнивать детей с помидорами и употреблять по отношению к ним слово " вещь", но невозможно отрицать: мы больше любим тех детей, в которых вложили частичку своей души. Вы долго учили ребенка плавать, хотели махнуть рукой от безнадежности, - и вдруг он поплыл. Вы настойчиво просили ребенка прочитать при всех сочиненные им стихи, он испытывал сомнения и колебания, - и вдруг согласился и получил одобрение окружающих. Вы говорили ребенку каждый день " доброе утро", он семь дней молчал в ответ, - и вдруг на восьмой поздоровался с вами. Когда вы прилагаете усилия и вдруг чувствуете отдачу, успех, реализацию стараний, воплощение своих жизненных и педагогических ценностей - вы начинаете гордиться, восторгаться, любить. Правда, на самом деле вы любите еще не ребенка, а свое отражение и продолжение, частичку себя в ребенке. Но, во-первых, эти совсем не зазорно - любить себя. А во-вторых, разве ребенку плохо от того, что его любят, как себя. Главное, чтобы это была именно любовь, а не попытка самоутвердиться за счет детей. Такое самоутверждение - прямая противоположность самоотдаче. При нем дети -лишь фон для удовлетворения амбиций, полигон для экспериментов. Отличить первое от второго сложно - ведь в обоих случаях взрослый " видит в детях себя". Но отличить можно. Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели - через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится прежде всего о ребенке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребенку во вред. Есть такой афоризм: " Увы, он любил себя в науке, а не науку в себе". Попробуйте приложить его к вышесказанному. Это третий совет: через заботу, через совместную деятельность, через общение вкладывайте в детей частичку своего ума и сердца. Это далеко не все советы, но для начала достаточно. А вот когда вы вернетесь из лагеря и обнаружите, что с появлением первого педагогического опыта у вас не пропал интерес к педагогической работе, прочитайте книгу Януша Корчака " Как любить Детей", и еще книгу Росса Кэмпбелла " Как на самом деле любить детей". О том, что такое регистрация и что вам нужно будет во время нее делать, вам обязательно объяснят накануне. Но на всякий случай мы тоже попытаемся дать несколько разъяснений и советов. Регистрация - это очень суматошные 1, 5-2 часа, когда одновременно на узком пространстве собираются дети, родители, чемоданы. Регистрация - это очень напряженные 1, 5-2 часа, когда формируется контингент вашего будущего отряда. Регистрация - это высокодецибельные 1, 5- 2 часа, когда вы беспрестанно задаете вопросы и вам беспрестанно задают вопросы. От того, как вы будете вести себя во время регистрации, зависит отношение к вам родителей, которое тут же передастся детям. Первое, что вам необходимо при регистрации, - это профессио-
нальное спокойствие и профессиональная улыбка. Второе - это табличка с указанием возраста ребят, которые попадут в ваш отряд, три больших конверта и тетрадь, расчерченная примерно так:
Вы сидите за столом, на котором вышеназванная табличка. У вас на груди визитная карточка, на ней четкими буквами выведены ваши фамилия, имя и отчество -родители, будучи людьми обученными навыкам чтения, могут без лишних вопросов узнать, как к вам обращаться. Перед вами тетрадь, конверты и стопка маленьких " визиток" - для детей. К вам подходит мама с девочкой. Вы вежливо произносите " здравствуйте" и добавляете комплимент маме или девочке (Пример: " О, какая красивая девочка будет в нашем отряде и, наверное, аккуратная, как мама". ) Вы тактично просите путевку (кладете ее в первый конверт), медицинскую справку (второй конверт). Вы объясняете, что во время смены детям будут показывать кино, видео, предстоят экскурсии, приедет фотограф, и на все это потребуются деньги в количестве... рублей. Вы предлагаете внести эти деньги сразу (третий конверт) и просите расписаться в ведомости о передаче вам денег. Потом задаете вопросы, ответы на которые позволят вам заполнить таблицу в тетради. А заодно интересуетесь, не забыла ли мама положить в чемодан ребенку
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|