Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

оргперчод 3 страница




Как вы поняли, вам надо найти в каждом малыше хоть один талант, желательно такой, чтобы он выделял ребенка из " массы", подчеркивал его индивидуальность. Если ребенок не видит в себе особых способностей, подскажите ему, это легко сделать, не выхо­дя из образа. Нужно лишь заготовить вопросы-намеки:

- А нет ли среди вас доброго плотника, который гвозди закола­
чивать умеет?..

- А кто нам песню споет, когда устанем мы в весла грести?..

- А кто, может, танец какой знает?..

- А кто стрелок отменный и может вот этой шишкой вон в то
дерево попасть?..

- А не обучен ли кто языкам иностранным?..

- А может, и швея-мастерица здесь найдется?..

- А умеет кто костер на ветру разжечь, чтобы согреться в бурю
ненастную?..

- А вот еще силач мне нужен, чтоб одним ударом об колено мог
эту палку сломать!..

- А вот кто одним залпом выпьет воды бутыль?..
Заготовьте подобных " критериев проверки" столько, сколько

детей в вашем отряде и даже чуть-чуть больше - вдруг не найдется того, кто " сможет съесть заморский фрукт лимон - и не поморщить­ся". Заготовьте задания серьезные и несерьезные, чтобы можно было и обнаружить потенциальных певцов, чтецов, художников, танцо­ров, спортсменов... и при этом посмеяться.

Если алгоритм этого вечера вам понятен, то вы сами можете разработать свой сценарий про то, как...

... Чебурашка и крокодил Гена ищут себе товарищей в " Дом друзей"...


... Чип и Дейл решили увеличить контингент команды спасателей...

... царь Гвидон приглашает ко дворцу мастеров и умелиц...

Во всех этих программах будет ситуация отбора или набора, бу­дут задания, позволяющие детям продемонстрировать свои умения и тем самоутвердиться, будет необходимый для выполнения заданий инвентарь, будет сопутствующее игровое общение, и будет стопро­центный успех испытуемых. Последнее очень важно, и поэтому будь­те осторожны с заданиями соревновательного оттенка, в которых неминуемо бывает проигравший. Посоревноваться вы успеете и по­том, сейчас важнее другое. Поэтому сюжеты типа " выбор царя" или " рассмешите несмеяну" нежелательны. Самая же коварная опасность, которая может вас подстеречь в этих программах, - это бездействие детей после того, как лично они " зачислены", " приняты", " зарегист­рированы". Лучше всего эту проблему преодолеть за счет создания атмосферы общей заинтересованности в происходящем действии, за счет вашей игры-импровизации, за счет шутливого комментария и за счет неожиданных заданий.

Но если вам трудно включиться в сюжетно-образную игру и вы боитесь, что не сможете искренне сыграть свою роль, предложите малышам просто игровую программу из подвижных и коммуника­тивных игр, описание которых вы найдете в приложении.

Для детей более старших можно провести вечер, сохранив опи­санный выше алгоритм программы, лишь внеся изменения в сюжет и усложнив отдельные задания. Сказочный сюжет может быть не воспринят детьми 9-11-летнего возраста, он может даже обидеть их - " нас что, за детсадовцев тут держат? " Поэтому в программу не возбраняется ввести элементы авантюрно-приключенческие и даже криминальные.

Интрига мОжет быть такой. Вчера был ограблен " Дом мебели", из которого похищено 33 табуретки. Повсюду осталась масса сле­дов, свидетельствующих о несовершеннолетии преступника. Вы -капитан уголовного розыска - ведете следствие. Вы подозреваете всех и начинаете открытый допрос. Вы выясняете, есть ли алиби у присутствующих, что они делали вчера с 21, 00 до 21. 07, и что вооб­ще они делают в свободное время, а также с кем дружат, куда ходят, какие сны видят и какой образ жизни ведут. Как всегда, представи­тель детективной профессии может быть несколько глуповат - это придаст происходящему следствию оттенок комедийно-несерьезный. А для того, чтобы оживить вечер действием и отвлечься от разгово­ров, можно устроить следственные эксперименты:

- По всей вероятности, преступников было четверо, и они пы­тались сесть все вместе на одну табуретку, но у них ничего не полу­чилось. Проверим, сможете ли усидеть вы.


- Преступник плохо ориентировался в темноте, наверное, что-то с глазами. Сейчас мы завяжем вам глаза и проверим вашу спо­собность к ориентированию. И т. д.

Само собой, допрос окончится наличием алиби у всех и отсут­ствием виновного.

Можно поиграть в краснокожих и бледнолицых. Возьмите себе в помощники двух-трех ребят, уйдите с ними за лагерь, раскрасьте себя в боевые цвета, - вы будете индейцами (вождем, шаманом, во­инами). Придумайте такую завязку. Вся эта территория принадле­жит вашему индейскому племени, и сегодня вы узнали, что в ваши владения вторглись бледнолицые люди. Вы - мирные индейцы и не хотите начинать войну, не узнав, что это за люди. Вы сочиняете по­слание и подбрасываете его для оставшихся из отряда ребят (посла­ние, действительно, нужно сочинить и, действительно, подбросить). В нем вы приглашаете белых переселенцев на разговор с мудрейши­ми племени. Ну, а когда отряд придет на условленное место, вы нач­нете полубеседу, полудопрос, цель которого - выяснить, что за люди без предупреждения пожаловали к вам, что они умеют, могут ли чем-то поделиться с вами или чему-то вас научить. Вопросы можно обра­щать ко всем сразу и к каждому в отдельности. " Как тебя зовут, бледнолицый? Что ты умеешь делать, бледнолицый по имени Вова? Обещаешь ли ты научить наших воинов собирать то, что ты называ­ешь кубик Рубика? Мы разрешаем тебе жить с нами и будем звать тебя Вова-Ловкие пальцы! " Закончиться все должно хеппи-эндом с братанием народов и составлением договора о мирном сожительстве.

Подобных сюжетов можно придумать много. " Разоблачение иностранного шпиона". " Выявление космического пришельца". " Об­наружение человека из будущего, небрежно воспользовавшегося машиной времени".

Главное во всех этих программах - поймать верный игровой тон, не переиграть, но и не недоиграть, включить в игру всех и дать возможность всем проявиться.

Кстати, может так случиться, что игра, начатая в первый вечер, стихийно продолжится в последующие дни. Ребятам могут понра­виться те образы, в которые они воплотились на вечере знакомств, и они будут неоднократно возвращаться к ним. Если так произой­дет, можете чуть-чуть похвалить себя: первый вечер остался в памя­ти детей, он понравился им. А это рождает надежду, что, когда вы предложите очередную вечернюю программу, дети охотно отклик­нутся - так возникнет традиция.

А что касается костра, с которым часто ассоциируется первый вечер, - то он совсем не обязателен. Костер пришел в современный лагерь от первых скаутов с их палатками и походами. Тогда он был


не столько традицией, не столько символом романтической жизни, сколько элементарным источником тепла и света в вечерние и ноч­ные часы. Тогда нельзя было без костра даже приготовить пищу. Сегодня подобная необходимость в костре отпала. Сегодня он -просто удовольствие для детей. И, конечно же, должен быть в их лагерной жизни: это очень сильное впечатление - посидеть в тесном кругу, вглядываясь в магический танец огненных языков, и при этом разговаривать: рассудительно и неторопливо. Но пусть это произой­дёт позже, когда дети уже познакомятся. Пусть это будет в другой вечер.

оргперчод

Для первых трех-четырех дней смены придумано такое назва­ние: " организационный период", или " оргпериод". По отношению к нему существует педагогическое поверье: " Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена".

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять по­стели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это провере­но многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конеч­но, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти не­заметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же по­явлении в лагере родителей устраивают " концерт" со слезами, заяв­лениями " здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ре­бят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в " дом родной".

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная зада­ча в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.

3-3278


Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:

- как можно скорее познакомить детей друг с другом, для, чего
провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному зна­
комству;

- приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению
санитарных норм, для чего предъявить детям " единые педагогичес­
кие требования";

- создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво
оформить комнаты и весь корпус;

- сделать детей " управляемыми", для чего поделить отряд на
маленькие группы, которые можно назвать " звенья", " звездочки" ,

" экипажи", " команды"

- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для
чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленно­
сти: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной,
трудовой, творческой;

- сформировать у детей представление о том, что ждет их в бли­
жайшем будущем, для чего познакомить' их с планом смены, а по
возможности и привлечь детей к его составлению...

Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке нака­нуне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпери-ода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот 25 дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более тридца­ти минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яр­кие, необычные.

1. Конкурс врунов " Как меня собирали в лагерь".

2. Первая организованная вылазка в лес.

3. Операция " Вперед, спасатели! " - по " спасению" территории вок­
руг корпуса от мусора.

4. Конкурс на самого быстрого " шнуровалыцика" ботинок.

5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того,
кто первый выбегает на зарядку.

6. Чтение вслух жутко интересной сказки.

7. Выпуск газеты-аппликации " Это мы! ".


 

8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.

9. Веселая спортивная эстафета " Мишки Гамми" с бегом и прыж­
ками.

10. Музыкальный час с разучиванием новой песни.

11. Составление графика дежурства по комнатам.

12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке " Куроч­
ка Ряба".

13. Загадочный вечер, т. е. вечер по отгадыванию загадок.

14. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабуш­
ки.

15. Организация телестудии " Спокойной ночи, малыши".

16. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того,
кто последний приходит в столовую.

17. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.

18. Оформление первых страниц бортжурнала " День за днем".

19. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей
или последующей стиркой.

20. Викторина " В стране Мульти-Пульти".

21. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и
камешков эмблемы и названия отряда.

22. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.

23. Турнир по мини-футболу.

24. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.

25. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров
и утверждению плана дел на смену.

А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мульт­фильмов по телевизору, во время движения на стадион и в проме­жутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать.

А вот из этих 25-ти кусочков можно сложить мозаику оргпери-ода в отряде, где ребятам по 10-12 лет.

1. Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.

2. Вечер " Будем знакомы".

3. Операция " Полундра! " по скоростному покиданию комнат в
направлении места проведения зарядки.

4. Открытие " Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления
комнат с последующим воплощением проектов.

5. Разучивание спортивной игры " Снайпер".

6. " Песенная перестрелка" на тему: " Вода, вода, кругом вода... ".

7. " Ты да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлек­
тивов.

8. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.


9. " Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достоп­
римечательностей ближайшего леса.

10. Изготовление рекламного стенда " Эй, приятель, взгляни на нас".

11. Эрудит-шоу " Все о лете".

12. Час знакомства с лагерной библиотекой.

13. Сюжетно-ролевая игра " Предвыборная кампания", итог кото­
рой - выборы командира (спикера, предводителя, верховного
координатора)отряда.

14. Конкурс " Моя тумбочка лучше всех".

15. Оборудование отрядного места.

16. Спортивно-игровая эстафета " Молодецкие забавы".

17. Торжественное заполнение первой странички " Летописи отря­
да".

18. Экологическая акция " Чистота спасет мир" - уборка террито­
рии, закрепленной за отрядом.

19. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о про­
шедшем дне.

20. " Разведка интересных дел".

21. Творческий конкурс " Джентльмен-шоу" на лучший комплимент
и т. д.

22. Открытие отрядной " Настольной игротеки".

23. " Футбол без границ" - просто " гоняние" мячика по футбольно­
му полю.

24. Операция " Прощай, ватрушка! " - съедание последних запасов
родительских продуктов.

25. " Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению
плана смены и основных законов отрядной жизни.

Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете го­лос, не упадете от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из предложенного списка, организуете не менее десяти игр и хотя бы три минуты побеседуете по душам с каж­дым ребенком - дальше у вас все пойдет " как по маслу".

Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ста­вящих в дни оргпериода непроходимые " нельзя! " на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут зада­вать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: " А когда пойдем купаться? "


Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам нужно обратиться к ребенку. Да это и не дело, когда в середине сме­ны вожатый говорит " Эй, мальчик, подойди сюда, ты из моего от­рада? " При таком положении не может быть ни успешной совместной деятельности, ни доброго взаимопонимания. Поэтому примем как постулат, обязательный к выполнению: к концу третьего дня вожа­тый должен помнить всех своих детей в лицо и по имени.

Тем, у кого замечательная природная память, эта проблема во­обще не понятна - они могут запомнить, как кого зовут, уже в мо­мент регистрации. Но для тех, кто подобной способностью похвастать не может, нужно приложить немало усилий, чтобы раз­личать детей и не путать их имена. Ведь для таких вожатых перво­начально все дети кажутся " на одно лицо".

Существуют приемы и способы быстрого запоминания. И пер­вый из них - это те " визитки", которые вы прикрепили на грудь де­тям еще при первой вашей встрече. Они значительно облегчают общение в первые часы. Вы подходите к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ре­бенка глупыми фразами: " Э, так как тебя... ". Но, во-первых, эта " шпаргалка" недолговечна, уже к вечеру второго дня визитки со­хранятся у шести-семи человек. А во-вторых, она может оказать и дурную услугу. Привыкнув считывать имена с визитки-подсказки, вы не настраиваетесь на активное запоминание. И тогда к моменту полного и окончательного их исчезновения вы обнаружите, что не в состоянии вспомнить, кого как зовут.

Поэтому подстрахуйте себя другими подсказками. Например, составьте схемы детских палат, где на месте каждой кровати напи­шите имя ребенка. Точно такую же схему можно составить по сто­ловой. Выполните эти схемы на плотной бумаге или картоне, чтобы можно было положить их в карман и постоянно носить с собой, вре­мя от времени доставая и сверяясь.

А еще можно запомнить имена детей в процессе игры. Есть даже специальные игры, в которых играющие должны называть свои имена (" Здравствуйте", " Отгадай, чей голосок", " Дедушка-водяной" ). Но сгодятся и любые другие игры. В игре ребенок проявляет осо­бенности своего темперамента и характера, а, как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не толь­ко о его внешности, но и о его характере, о его поступках. Первые



дни должны стать временем усиленного накопления такой инфор­мации. А для этого надо как можно больше включать детей в раз­нообразную деятельность. Например, можно изготовить газету-аппликацию " Это мы! ". Чтобы ее сделать, ребятам нужно выстричь из цветной бумаги свой портрет (выполненный в любом стиле) и, надписав, приклеить к плотному листу ватмана. Пока все будут этим заниматься, вам надо подходить к детям, интересовать­ся работой и запоминать, кого как зовут. Очень помогают в реше­нии проблемы запоминания спортивные игры. Организуйте встречу по мини-футболу, сами станьте болельщиком - к концу игры вы будете знать имена всех футболистов.

Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно откровенно поговорить с ним минут пять. Манера отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз - все эти детали, если, конечно, обращать на них внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.

Но, увы, ничто не поможет, пока вы не настроитесь на запоми­нание, пока не сформируете у себя установку: " Мне надо запомнить всех детей". Не помогут ни визитки, ни схемы, если вы не будете по несколько раз в день мысленно и наяву произносить имена. И даже игры и беседы не дадут желаемого результата, если вы не сосредо­точитесь и не сконцентрируете внимание. Если же вы смогли создать установку, то проблема решается в два-три дня.

А для проверки можно использовать еще такое упражнение. Поздно вечером возьмите список отряда и, читая фамилии, мыслен­но представляйте, как выглядит каждый ребенок. Если одна-две фамилии не рождают никаких образов-ассоциаций, дайте задание на утро: вызвать к себе этих ребят и запомнить их.

Ну, а если ваша память совсем плоха и никакие тренировки по мнемотехнике вам не помогают, честно и откровенно признайтесь во всем детям и попросите у них разрешения написать каждому на лбу фломастером его имя.

Дети почему-то не любят, когда их называют детьми. Даже ма­ленькие. Попробуйте в своей речи несколько раз употребить это обращение (" Дети, собираемся на пляж", " Дети, сейчас разучим но­вую песню" ), и вы обнаружите, как между вами и малышами возни­кает холодок отчуждения и разобщенности. Ведь если они - " дети", то вы - " взрослый", и вам на этом основании нет места в стране " дет-


Г


ство". Вас не посвятят в секреты, не доверят тайны, да и вообще, о чем и на каком языке с вами - взрослым - можно говорить?

Поэтому опытные вожатые стараются избегать этого слова, лишний раз не напоминают детям, что они маленькие, недотепис-тые, нуждающиеся в заботе и опеке.

Ну, а тогда как же обращаться к детям, если они взаправду все­го лишь дети?

На этот случай существуют такие варианты:

- " Ребята", " Ребятушки",

- " Друзья", " Други мои", " Друзья мои",

- " Народ", " Люди",

- " Родные мои", " Братья и сестры",

- " Пацаны", " Девчонки", " Парни"...

Порой очень выручает игровое " великосветское" обращение:

- " Милостивые государи и государыни",

- " Любезные сеньоры и сеньориты",

- " Уважаемые судари и сударыни".

А еще обращение может быть сказочным:

-   " Братцы-кролики", " Свободные волки", " Славные Муми-тролли".
А если вы обращаетесь не ко всем сразу, а к кому-то персональ­
но, то существуют такие слова:

- " Дружок", " Голубчик", " Солнышко". Ну, а если у вас в отряде
ребята более старшего возраста, то подойдут и такие игровые обра­
щения: " Гвардейцы", " Земляки", " Братья славяне".

Для мальчишек: " Мужики", " Мужички", " Молодые люди".

Для девчонок: " Красавицы", " Барышни", " Мадмуазели".

Для персонального обращения: " Вот что, уважаемая... ", " Это где ж тебя так, родной ты мой... ", " Знаешь, милейший... ".

Но вообще-то при персональном обращении лучше всего пользо­ваться именами (именно именами, а не фамилиями), причем девочки, да и мальчишки порой тоже, не возра­жают, если их имя будет произнесе­но с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Не " Ольга", а " Олень­ка". Не " Татьяна", а " Танюша". Не " Дарья", а " Дашенька".

Часто возникает проблема, а можно ли использовать клички. Если они обидные, дразнильные -то, конечно, нет. Но бывают ред­кие исключения, когда кличка нра-


 




вится ребенку больше, чем имя. Как правило, это английские про­изводные от русских имен (Майкл - Миша) или прозвища, подчер­кивающие достоинства (" Эрудит", " Шварценегер", " Механик" ). Если ребенок не возражает и даже гордится, когда его так называют, то вы вправе употребить кличку. Только обязательно попросив пред­варительно на то разрешение.

Кстати, в маленьком отряде можно придумать даже игру в пе-реименовйние. Например, предложить всем превратиться в героев историй про Винни-Пуха. Тогда в отряде будут и Тигра, и крошка Ру, и Пятачок, а вам придется стать Кристофером Робином. Или можно поиграть в индейское племя с Зоркими Соколами, Быстры­ми Оленями и Хитрыми Лисами. Но на такой шаг можно пойти, если и все содержание вашей деятельности будет соответствовать этой игре. А иначе получится смешно, и даже нелепо: " Храбрый Барсук, сколько раз тебе говорить, снимай кеды, когда заходишь в палату! "

Ну, а теперь - самое главное. Не увлекайтесь придумыванием слов-обращений. Ведь для ребят намного важнее не слово, а инто­нация, с которой оно произносится. Можно и стандартное " дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной на­зидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и из­начально теплое и доброе " ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться.

А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно про­сто полюбить детей.

б/неоне сл\енЫ

Всю свою сознательную жизнь мы " строим" планы: на сегод­няшний вечер, на завтрашний день, на ближайшее будущее, на даль­нюю перспективу. Мы планируем работу и отдых, встречи и поездки, доходы и покупки. Можно даже сказать: это исключительное каче­ство человека - предвидеть и прогнозировать свои действия.

Вспомните, как только вы узнали, что вам предстоит работа в лагере, в вашей голове тут же возникли мысли: " Что я с собой возьму? ", " Когда я успею подготовиться? ", " Сколько я там зарабо­таю и на что потрачу эти деньги? ". А ключевой мыслью было: " Что я там буду делать? ".

И при попытке ответить на этот вопрос в вашем воображении возникали сначала смутные, а потом все более отчетливые картин-


ки-образы: как вы идете с детьми в лес, как вы разговариваете с непослушным ребенком, как вы гадаете детям по линиям жизни на ладошках... Это были первые шажки по планированию вашей дея­тельности в лагере. Может быть, чуть позже вы даже попробовали составить перечень дел, игр, бесед, экскурсий, конкурсов, эстафет, которые вы могли бы провести с ребятами. Если так было, то, вы, наверное, помните, как после выполнения этой работы вы почув­ствовали огромное облегчение: " Кажется, я знаю, что буду делать". А потом, возможно, вы сделали еще один шаг, как вам казалось -последний. Вы расчертили лист на квадраты (по 7 в ряд - по количе­ству дней в неделе) и попытались в этих квадратах расположить те дела, которые вы вспомнили и выписали. То, что у вас получилось (а это называется " план-сетка" ), окончательно вас успокоило: сме­на обрела контуры, а вы - уверенность. Так бывает всегда: человек испытывает повышенную тревожность, пока пребывает в неизвест­ности, страхи перед будущим исчезают по мере того, как это буду­щее обретает ясность. Предварительное планирование смены - очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план-сетка или хотя бы план-список, более застрахован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас все получится, очень высок.

Но не спешите. Наличие у вас плана - это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование сме­ны вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, - это не совсем справедливо. У детей тоже есть определенные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем ваши задумки, но они есть, и не надо от них пренебре­жительно отмахиваться. А кроме того, не забывайте: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремленность, ког­да реализуют собственные затеи, и наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и рав­нодушно. По этой причине план, намеченный вами перед сменой, может " не пойти".

Степень привлечения детей к планированию растет по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть мини­мальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью.

На то, что вожатые редко привлекают к планированию смены малышей, есть основания. Во-первых, опыт у ребят этого возраста крохотный, и предложить в план смены " нечто действительно сто-


 




ящее" они не могут. Если хотите убедиться в этом сами, проверьте: дети предложат вам " Комический футбол", " День именинника" и " Поход с ночевкой". А во-вторых, мыслить такими временными ка­тегориями, как " смена", планировать, что будет через неделю, а то и две, - это уж слишком!

Но, тем не менее, привлечь малышей к составлению плана сме-ны можно. Например, так! Разбейте ребят на группы (это могут быть звенья). Вручите каждой группе пять листочков. На каждом лис­точке - название какого-то дела. Их вы можете взять из того спис­ка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выб­рать для плана смены только два. Это очень сложно. Поэтому ма­лыши могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. Когда все группы закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны - пусть малыши учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров групп и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе. По форме ваше творение будет " планом-сеткой".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...