Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

оргперчод 6 страница





 




нять условия соревнования. Они их уже знают, так как общаются с телевизором не меньше вас.

И, кстати, по мотивам телеигр " О, счастливчик" и " Своя игра" уже выпущены книги, из которых можно позаимствовать вопросы.

Если же вопросов, заготовленных заранее, у вас нет, их придет­ся придумать. Хотя это и не совсем просто, но зато увлекательно. А если вы займетесь составлением вопросов вместе с детьми, вашими помощниками из инициативной группы, - это еще и полезно: вы неплохо пообщаетесь с ребятами 1, 5-2 часа, узнаете об их интере­сах и круге чтения, обогатите детей собственными обширными по­знаниями.

При составлении вопросов нужно руководствоваться следую­щими правилами:

- нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее раз­
вернутого ответа (Дайте характеристику круговорота воды в
природе);

- нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углублен­
ных знаний (Кто был комендантом Полтавской крепости во
времена знаменитой битвы 1709 года);

- нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления (Какие
команды были чемпионами мира по футболу? );

- нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и
зачем изобрел порох? );

- нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (Не ампермет­
ром ли измеряется сила тока? ).

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются " не­корректными", и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспа­ривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, лучше сразу избавиться от " сомнительных" вопросов. А для этого надо предварительно ис­пытать " качество и остроумие" заготовок на коллегах из соседнего отряда.

В очень выгодном свете всегда выглядят вопросы, подобран­ные по темам (" О природе", " О технике", " О спорте", " О знаменитых путешественниках" ). Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы. Даже к сказке " Колобок" можно при­думать не менее десяти остроумных вопросов.

Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов важ­но не забыть и о других условиях успеха. Эти условия ничем не от­личаются от тех, что должны быть соблюдены при организации спортивной эстафеты или творческого конкурса, т. е. такого дела, в котором главное - соревновательность. А это значит, что должны


быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды. И еще должен быть быстро ориентирую­щийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Поскольку ведущим наверняка предстоит стать вам, подумайте заранее, что вы будете говорить при представлении участников, при 'комментировании ответов, при возможных подсказках " из зала". Вспомните, какими приемами можно нагнетать напряженность, поддерживать игровую интригу: " таинственный шепот", " взрывное ликование", " заворажи­вающая пауза".

Если вы все это учли, учтите еще и временной фактор. Ваша познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше про­водить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасо­вым интеллектуальным марафоном. Такой марафон еще предстоит вашим ребятам в сентябре. А пока все-таки лето.

Вполне возможно, что вы - человек неспортивный. Вполне воз­можно, что ваши жизненные интересы никак не пересекаются с во­лейболом, плаванием и тем более с греблей на байдарках и каноэ. В этом случае вас может подстерегать опасность. Вы свое отношение к спорту можете передать детям. Для этого не надо кричать на каж­дом углу: " Я не люблю физкультуру! " Для этого достаточно скепти­ческой улыбки по поводу предложения поиграть в футбол или даже рассеянного взгляда во время детского восторженного рассказа о получении переходящего вымпела за зарядку. Несколько таких си­туаций - и большинство детей заразится вашей апатией. Вы же, не подозревая своей " заслуги", будете говорить коллегам: " У меня та­кие дети подобрались в отряде, их даже футбол не интересует". В лагере это бывает часто: дети копируют своего вожатого, а вожа­тые проецируют свое отношение к жизни на детей. Есть даже такая примета: каждый отряд похож на своего вожатого.

Детям без спорта нельзя. Спортивные упражнения для них - и удовольствие, и возможность проявить себя, и потребность расту­щего организма. Как бы вы ни относились к спорту, ограничивать тягу к движениям у детей вы не имеете права. Поэтому преодолейте себя и организуйте ежедневный активный двигательный отдых. Его формы могут быть самыми разнообразными...


 




И шумные подвижные игры на воздухе: " салки", " жмурки", " че­харда".

И командные игры на спортивной площадке: футбол, пионер­бол, снайпер.

И ежедневные пробежки.

И углубленные занятия в спортивных кружках и секциях.

И разучивание экзотических комплексов " у-шу".

И походы по пересеченной местности.

И заплывы в лагерном бассейне.

И лазанье по тренажерам или деревьям.

И военизированные игры с их неизменной беготней за " шпионами".

И просто прыганье через скакалку или игра в " классики".

Но особенно нравятся детям полуспортивные-полуигровые эста­феты, которые чаще всего называют " Веселые старты". " Веселые стар­ты" - это командные соревнования, в них дети демонстрируют и силу, и ловкость, и быстроту. В них дух соперничества, в них переживания за успех товарища, в них накалы страстей и взрывы эмоций. На фоне других подвижных занятий " Веселые старты" выгладят как праздник среди повседневных хлопот. И хотя дети постоянно состязаются меж­ду собой, еще ни разу и нигде они не организовали сами для себя " Весе­лые старты". " Веселые старты" - это спортивный праздник, который дарят детям взрослые. А по собственному опыту вы, наверное, знаете: хороший праздник - это тот, который хорошо подготовлен. Чтобы ничего не забыть при подготовке " Веселых стартов", лучше всего сле­довать следующим семи заповедям:


 

1. Я должен заранее собрать команды, две, три и больше, с рав­
ным числом участников и с равным числом мальчиков и девочек. И
предложить им выбрать звучные и яркие названия.

2. Я должен заранее подготовить площадку и инвентарь: мячи,
скакалки, обручи, кегли, гимнастические палки и т. д. в достаточ­
ном количестве. И несколько раз проверить, все ли на месте.

3. Я должен заранее найти надежных помощников. И объяснить
им, когда какой инвентарь приносить и уносить.

4. Я должен заранее пригласить или назначить судей. И догово­
риться с ними о критериях оценок и штрафных очков.

5. Я должен заранее изготовить табло. И пригласить счетную
комиссию для работы с ним.

6. Я должен заранее подготовить болельщиков. И посоветовать
им выучить лозунги и написать транспаранты.

7. Я должен заранее приготовить награды. И проигравшим, и
победившим.

А еще для успеха " Веселых стартов" нужны веселые задания. Вы их найдете в приложении к этому сборнику.

Кстати, пользоваться всегда названием " Веселые старты" вовсе не обязательно, а порой и нежелательно. У старших ребят оно мо­жет вызвать негативную спонтанную реакцию: " Ну вот, опять " Ве­селые старты". Мы что - маленькие? " Изменение же названия интригует, обновляет интерес, повышает эмоциональность ожида­ния. Поэтому название каждый раз можно менять:

" Спортландия",

" Сказочные эстафеты",

" Молодецкие забавы",

" Зоологические забеги",

" Спортивный смеходром",

" Дурэстафета",

" Водно-сухопутные соревнования",

" Стадион неожиданностей",

" Шуточная олимпиада",

или так - " Веселые финиши".

А когда название будет выбрано и подготовительная работа завершена, постарайтесь не забыть еще об одном обязательном ат­рибуте праздника - о торжественном открытии. В него включают­ся, как правило, такие элементы:

- выход и построение команд,

- приветственное обращение главного организатора,

- приветствие командами друг друга,

- представление арбитров,


 




- подъем спортивного флага,

- зажжение олимпийского огня,

- показательные выступления " профессионалов",

- объяснение правил предстоящих соревнований,

- произнесение клятвы,

- торжественное прохождение и выход команд на старт под при­
ветственное скандирование зрителей.

Допускается костюмирование, допускается хороший юмор, до­пускается музыкальное сопровождение.

Ну и, разумеется, во время самих " Веселых стартов" не забы­вайте о зажигательном комментировании, о текущем объявлении результатов, о поддержке болельщиков, которая без вашего орга­низационного участия может и не состояться.

Ну, а о процедуре награждения дети не позволят вам забыть.

Когда человек пребывает в мрачно-брюзжащем состоянии духа, его обычно спрашивают: " Ты что, не с той ноги встал? " Тем самым признается незамысловатая истина: " Как день начнешь, так его и проживешь".

Начало лагерного дня - это время от момента протирания спро­сонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во вре­мя завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздается сигнал " Подъем"; дети встают и, почти не одев-


шись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку; физруки организуют детей на выполнение комплекса гимнастичес­ких упражнений; дети возвращаются в корпус; начинается массовая заправка постелей; затем все плещутся под водопроводными крана­ми; потом дети одеваются и покидают палаты; дежурные по комна­там метут и моют пол; чуть позже отряд собирается в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день; и, наконец, с места сбора все организованно направляются к столовой.

И так каждый день!

Если предположить, что утренние процедуры занимают час вре­мени (а кое-где - 2 часа), и если предположить, что лагерная смена длится 24 дня, то можно произвести несложный расчет: 24 часа (или сутки) уходит на деятельность однообразную, повторяющуюся, вы­полняемую в силу необходимости и привычки. А поскольку все од­нообразное детей быстро утомляет, то они лишь первые три-четыре дня с интересом бегут на зарядку и со старательностью чистят зубы, а потом, как только исчезает эффект новизны и лагерь превращает­ся в привычную реальность, они утрачивают энтузиазм и занимают позицию пассивного неприятия. Тем большим бывает это неприя­тие, если к тому же у детей нет навыков самостоятельной заправки кроватей и выжимания половой тряпки: ведь никто не любит де­лать то, что не умеет или умеет очень плохо. В итоге к началу вто­рой недели лагерной смены утро превращается в источник конфликтов и скандалов. Дети делают что-то " не так", вожатый по­вышает голос, призывая сделать " так", дети делают " так", но оби­жаются на вожатого, вожатый ходит " взвинченный и накаленный". В семьях, где утро состоит из таких же монотонных процедур и где дети так же делают все медленно и лениво, именно в эти часы чаще всего родители срываются на крик и брань.

А если вспомнить: " Как день начнешь... ", то понятно, почему у |ас в стране такой неулыбчивый, обозленный народ.

К счастью, в лагерях встречаются вожатые, которые знают, как |збежать превращения утра в источник раздражения на весь день. |1х знание держится на двух " китах":

1.          Дети должны иметь навыки быстрого выполнения всех ут­
ренних режимных моментов.

2. В проведение утренних режимных моментов нужно постоян-
|но вносить разнообразие.

Если вам захочется стать такими же вожатыми, то вам надо...

... Еще в первый-второй день смены выяснить степень самостоя-|тельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, (выбивании ковриков и установке подушки " корабликом". Эту ин-


 




формацию можно получить через наблюдение за детьми в " естествен­ных условиях" или путем организации игры-конкурса.

Игра может называться " Утренние спринтеры". В ней каждая комната - это команда. Команды набирают очки, соревнуясь меж­ду собой. На каждом этапе соревнования команду представляет один участник. Этапы же будут такие:

1. Заправка кровати.

2. Чистка зубов.

3. Одевание спортивной формы.

4. Укладка встрепанных волос.

5. Приведение в " боевое состояние" швабры с тряпкой и демон­
страция процесса мытья квадрата пола 2x2 метра с последующим
полосканием тряпки и повторным обертыванием ею швабры.

На всех этапах учитывается время и правильность выполнения задания. Чтобы по поводу " правильности" не возникло споров, нуж­ны предварительные " показательные выступления". Т. е. перед каж­дым конкурсом вам лично надо продемонстрировать, как правильно встряхнуть простыни или выдавить из тюбика пасту. Эта игра бу­дет, с одной стороны, формой предъявления единых организацион­но-бытовых требований, с другой стороны, методом диагностики реальных умений детей, с третьей стороны, способом тренировки этих умений.

Так же потренироваться можно, если поиграть в " армию". Эту игру можно провести днем в палатах мальчишек. Им надо предло­жить испытать себя на готовность к солдатской жизни. А для этого всем надо лечь, закрыть глаза, а потом после вашего сигнала за одну минуту встать, одеться и привести кровать в образцовый вид. Мыть руки с мылом и чистить зубы на время не надо.

В дальнейшем можно повторять по утрам подъем " по секундоме­ру". Но изредка, чтобы игра не превратилась в настоящую казарму.

Если после таких игр и тренировок у вас останутся дети, не справляющиеся с " вроде бы элементарными вещами", то их следует взять под личный контроль и помогать им каждое утро. Ругать или стыдить таких детей бессмысленно - от этого у них не прибавится ни ловкости, ни скорости.

А что касается разнообразия в проведении утренних режимных моментов, то только разбудить детей можно более чем ста способа­ми. Среди них:

- громко включить ритмичную музыку;

- пощекотать каждого за ушком, сказав ласково: " Вставай, Сол­
нышко, утро уже на дворе";

- сымитировать крик петуха;


 

- криками " Караул! Беда! " изобразить панику (так Пончик раз­
будил Незнайку во время полета на Луну);

- принести настоящий горн и звонко протрубить в него;

- войти с ведром воды и, позвякивая об него металлической
кружкой, шутливо объявить: " А вот водой холодной поливаю!
Кому водички холодненькой? ";

- хлопнуть три раза в ладоши и торжественно произнести:
" Вставайте, господа, вас ждут великие дела! ";

- заговорщическим шепотом встревожить всех: " Скорее, скорее,
а то опоздаем! ";

- организовать в коридоре джаз-рок-банду;

- хитро объявить: " Кто сейчас последним подойдет ко мне, тому я
чего-то не дам! " (не дать можно " персональное рукопожатие" );

- проскрипеть голосом робота: " Внимание, экипаж, начинаем
выход из состояния летаргического анабиоза. На счет " раз"
всем громко сказать: " Хрю-хрю" ";

- громко и заливисто засмеяться, причитая: " Ой, не могу! Ой,
сейчас лопну от смеха! ";

- предложить такую услугу: " А кто здесь самый маленький? Кто
боится ножки с кровати спустить? Кого на ручки взять? ";

- продекламировать стих: " Я пришел к тебе с приветом... ";

- дотронуться каждому до плеча и обратиться по имени: " Вста­
вай, Саша, уже пора".

Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разно­му объявлять и объяснять.

Можно придумать комплексы: " морской", " индейский", " психо­больничный", " гладиаторский", " космонавтский", " тили-мили-трям-ский".

Можно сопровождать упражнения стихами в модном стиле рэп: " Упражненью просто " класс" Научу сейчас я вас. Руки вверх поднять всем нужно И похлопать ими дружно... "

Можно разминаться под баянную музыку, договорившись при этом с баянистом о ежедневном обновлении его репертуара.

Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вым­пел - соревновательность порой стимулирует детей лучше всего.

Можно по-разному расставлять детей: в колонну, кругом, в ли­нейку, квадратом.

Можно менять места проведения зарядки.

Главное - вызвать у ребят любопытство: " А что будет на заряд­ке сегодня? "


 




Внести разнообразие в то, что называется " утренний туалет", наиболее сложно. Но и здесь можно нарушить монотонность, вклю­чая в это время бодрую музыку, под которую хочется двигаться: се­годня - песни Вячеслава Добрынина, завтра - композиции Майкла Джексона.

В общем, при желании можно все сделать не так, как всегда. Только делать все это надо с самыми добрыми намерениями. Пото­му что разнообразие ради разнообразия и во имя разнообразия -это очень изощренное издевательство над детьми. Если вы сами с утра в злом настроении (например, по причине регулярного вожат-ского недосыпания) и при этом вы " по-новому" проводите утрен­ний сбор отряда, детям не станет радостнее и веселее. Потому что самое важное для детей утром - ваша добрая улыбка, ваше привет­ливое обращение, ваше " настроенное на оптимизм биополе". Про­ведите за пять минут до подъема маленькую аутогенную тренировку. Скажите себе:

- Я с радостью встречаю новый день!

- Я бодр и свеж!

- Меня ждут сегодня приятные заботы!                           ,

- Я хочу улыбаться!

- Я люблю своих непослушных детей!
Многие пробовали. Помогает!

Утро и вечер - это две противоположности.

Эта истина банальна, так же как и вытекающее из нее следствие: задачи, которые решает вожатый с детьми утром, не похожи на за­дачи, которые он решает вечером.

Увы, противоположности способны меняться местами. И поэто­му порой в некоторых лагерях некоторые вожатые начинают в пос­ледний час перед сном решать те задачи, которые вообще-то принято решать утром. То ли оттого, что они сами - поклонники ночного образа жизни, то ли потому, что им просто не жаль детей, эти вожа­тые превращают самое окончание дня в яркое шоу с хохотом, виз­гом, с взрывами эмоций и всплесками двигательной активности.

Извините за еще одну банальность: этого делать нельзя!

Да, после ужина часто проходят " юморины" и дискотеки. Да, после ужина может состояться общелагерный веселый праздник. Но как минимум за 30-40 минут до сигнала " Отбой" всякая шумная де­ятельность должна завершиться и уступить место занятиям тихим,


плавным, успокаивающим. А иначе дети просто не уснут, а если и уснут, то сон их будет тревожным и беспокойным.

Последний вечерний час лучше оставить только для двух " ме­роприятий": вечернего сбора отряда и вечернего туалета.

Сбор отряда может состояться на том отрядном месте, что вы оборудовали " на природе". Во время этого сбора можно разжечь ма­ленький костерок. Считается, что нужен такой сбор для разговора о прожитом дне, для анализа взаимоотношений в коллективе. Вероят­но, в отрядах старших ребят именно так и следует поступить. Но в отрядах малышей из этого может ничего не получиться - опыта кол­лективного анализа жизни у них нет, а главное - нет еще и потребно­сти в этом. Поэтому вечерние посиделки у костра с малышами можно превратить в " Вечер сказок". Для этого надо взять интересную книгу и фонарик. Книга должна быть неизвестна ребятам и лучше всего -одна на всю смену. Т. е. каждый день вы будете читать страничек по 10, и каждый день останавливаться на " самом интересном месте". Кстати, оказание " помощи" вам в несении книги к костру может стать одной из форм поощрения и даже - наградой. Но можно и не читать книгу, можно рассказывать сказки и истории " живьем", и тоже с " про­должение следует". Вечер, костер, небо, деревья, звезды и сказки - все это ни один нормальный ребенок не променяет на " Спокойной ночи, малыши".

А перед тем, как уйти, можно провести маленькую игру. Мож­но заявить: " Я хочу сказать пять " Спасибо" тем ребятам, которые этого заслужили сегодня больше всех. Как вы думаете, кого я хочу поблагодарить и за что? " Пусть ребята попробуют угадать - это будет маленький тренинг внимательного отношения к другим лю­дям и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить " спа­сибо" при всем отряде.

А еще ребята любят, когда вожатый под гитару поет песни. Если вы вдруг умеете играть, подарите ребятам то, что они любят, т. е. песню. Но только одну! В крайнем случае - две. Если же не умеете играть, то порадуйте ребят какой-нибудь приятной информацией относительно завтрашнего дня.

Закончить сбор отряда можно тихой речевкой-стихотворени-ем. Например, такой:

День отшумел,

И, ночью объятый,

Лагерь зовет уснуть.

Доброй вам ночи, наши девчата,

Доброй вам ночи, наши ребята.

Завтра нам снова в путь.


 





И после этого можно спокойно уйти с отрядного места и при­ступить к вечернему туалету.

Сбор отряда можно провести и не в природных условиях, а в родном корпусе. В этом случае все будет точно так же, лишь менее романтично.

Тематические дни в обилии существовали в прошедшую эпоху: рыбный день - в столовых, донорский день - в учреждениях, еди­ный политдень - в воинских подразделениях. Сверяя свой шаг с по­ступью державы, пионерские лагеря тоже организовывали дни, посвященные одной теме: День Мира, День Советского Союза, День Солидарности, День советско-болгарской дружбы. В процессе орга­низации этих дней обнаружилось, что такие дни существуют и во всем остальном заграничном мире: День пожилых людей, День за­боты о младших братьях. День некурения. Поэтому с окончанием эпохи тематические дни из жизни лагерей не исчезли.

Удобство такого дня прежде всего организационно-содержа­тельное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой; тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познаватель­ное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из раз­говорного жанра и еще какой-то ритуал. Например, если планировать День леса, то программа дня будет такой:

1. " Зоологические забеги" (что-то спортивное);

2. Викторина " Загадки леса" (что-то познавательное);

3. Конкурс поделок из природного материала " Природа и фан­
тазия" (что-то творческое);

4. Операция " Помощь другу" по очистке леса от консервных
банок (что-то трудовое);

5. Церемония закапывания этих банок (какой-то ритуал);

6. Беседа " Человек - дитя природы" (что-то из разговорного
жанра).

При организации любого другого дня алгоритм останется тем же. Может измениться только очередность. И может что-то доба­виться. Например, просмотр кинофильма. Например, танцевально-игровая программа. Например, концерт заезжего полупрофессионального коллектива. Поэтому тематический день


можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каж­дый раз новый.

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточ­но накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано.

А еще тематический день позволяет внести " что-то свеженькое" в скучные оргмоменты. Ведь и подъем, и утренняя зарядка, и убор­ка территории тоже становятся тематически нацеленными. В резуль­тате появляются на свет " конкурс на лучшую фазенду" вместо уборки палат, " смотр индейских войск" вместо зарядки, " процедура заправ­ки топливом" вместо полдника.

Таким образом получается, что тематический день - замечатель­ная организационно-педагогическая находка. Только вот дети не всегда могут по достоинству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заоргани-зованность, необходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и " бедность ассортимента" - из смены в смену во всех лагерях детям предлагается один и тот же набор: День именинника, День сказок, День леса и День Нептуна. Если взрослые находят воз­можность избежать этих двух опасностей, то тематические дни охот­но принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям. И надо предла­гать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционностью. Хотя бы на уровне названия. Когда несколько лет назад перед детьми вста­вал выбор: День сказок или День Мексиканского Сериала, - они всегда отдавали предпочтение южно-американскому колориту, даже зная, что им придется " работать на ранчо".

Обычно на одну лагерную смену приходится 3-4 тематических дня. Но вы при желании можете сделать тематическим хоть каждый день. Вот возможные темы:

День аномальных явлений,

День цветов,

День здоровья,

День Древней Греции,

День Эдуарда Успенского,

День рекордов Гиннесса,

День смеха,

День эволюции человечества,

День индейца,

День проказ и приколов,

День страхов и жуткостей,


 





День дождя,

День спорта,                                               \

День Киевской Руси,

День Уолта Диснея,

День девочек,

День мальчиков,

День изысканных удовольствий,

День капитализма,

День веселой политики.

А еще банный день и родительский день. Даже если идея орга­низации тематических дней вас не вдохновила, от этих двух дней вы никуда не денетесь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...