оргперчод 6 страница
нять условия соревнования. Они их уже знают, так как общаются с телевизором не меньше вас. И, кстати, по мотивам телеигр " О, счастливчик" и " Своя игра" уже выпущены книги, из которых можно позаимствовать вопросы. Если же вопросов, заготовленных заранее, у вас нет, их придется придумать. Хотя это и не совсем просто, но зато увлекательно. А если вы займетесь составлением вопросов вместе с детьми, вашими помощниками из инициативной группы, - это еще и полезно: вы неплохо пообщаетесь с ребятами 1, 5-2 часа, узнаете об их интересах и круге чтения, обогатите детей собственными обширными познаниями. При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами: - нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее раз - нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углублен - нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления (Какие - нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и - нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (Не ампермет Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются " некорректными", и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, лучше сразу избавиться от " сомнительных" вопросов. А для этого надо предварительно испытать " качество и остроумие" заготовок на коллегах из соседнего отряда.
В очень выгодном свете всегда выглядят вопросы, подобранные по темам (" О природе", " О технике", " О спорте", " О знаменитых путешественниках" ). Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы. Даже к сказке " Колобок" можно придумать не менее десяти остроумных вопросов. Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов важно не забыть и о других условиях успеха. Эти условия ничем не отличаются от тех, что должны быть соблюдены при организации спортивной эстафеты или творческого конкурса, т. е. такого дела, в котором главное - соревновательность. А это значит, что должны быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды. И еще должен быть быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Поскольку ведущим наверняка предстоит стать вам, подумайте заранее, что вы будете говорить при представлении участников, при 'комментировании ответов, при возможных подсказках " из зала". Вспомните, какими приемами можно нагнетать напряженность, поддерживать игровую интригу: " таинственный шепот", " взрывное ликование", " завораживающая пауза". Если вы все это учли, учтите еще и временной фактор. Ваша познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасовым интеллектуальным марафоном. Такой марафон еще предстоит вашим ребятам в сентябре. А пока все-таки лето. Вполне возможно, что вы - человек неспортивный. Вполне возможно, что ваши жизненные интересы никак не пересекаются с волейболом, плаванием и тем более с греблей на байдарках и каноэ. В этом случае вас может подстерегать опасность. Вы свое отношение к спорту можете передать детям. Для этого не надо кричать на каждом углу: " Я не люблю физкультуру! " Для этого достаточно скептической улыбки по поводу предложения поиграть в футбол или даже рассеянного взгляда во время детского восторженного рассказа о получении переходящего вымпела за зарядку. Несколько таких ситуаций - и большинство детей заразится вашей апатией. Вы же, не подозревая своей " заслуги", будете говорить коллегам: " У меня такие дети подобрались в отряде, их даже футбол не интересует". В лагере это бывает часто: дети копируют своего вожатого, а вожатые проецируют свое отношение к жизни на детей. Есть даже такая примета: каждый отряд похож на своего вожатого.
Детям без спорта нельзя. Спортивные упражнения для них - и удовольствие, и возможность проявить себя, и потребность растущего организма. Как бы вы ни относились к спорту, ограничивать тягу к движениям у детей вы не имеете права. Поэтому преодолейте себя и организуйте ежедневный активный двигательный отдых. Его формы могут быть самыми разнообразными...
И шумные подвижные игры на воздухе: " салки", " жмурки", " чехарда". И командные игры на спортивной площадке: футбол, пионербол, снайпер. И ежедневные пробежки. И углубленные занятия в спортивных кружках и секциях. И разучивание экзотических комплексов " у-шу". И походы по пересеченной местности. И заплывы в лагерном бассейне. И лазанье по тренажерам или деревьям. И военизированные игры с их неизменной беготней за " шпионами". И просто прыганье через скакалку или игра в " классики". Но особенно нравятся детям полуспортивные-полуигровые эстафеты, которые чаще всего называют " Веселые старты". " Веселые старты" - это командные соревнования, в них дети демонстрируют и силу, и ловкость, и быстроту. В них дух соперничества, в них переживания за успех товарища, в них накалы страстей и взрывы эмоций. На фоне других подвижных занятий " Веселые старты" выгладят как праздник среди повседневных хлопот. И хотя дети постоянно состязаются между собой, еще ни разу и нигде они не организовали сами для себя " Веселые старты". " Веселые старты" - это спортивный праздник, который дарят детям взрослые. А по собственному опыту вы, наверное, знаете: хороший праздник - это тот, который хорошо подготовлен. Чтобы ничего не забыть при подготовке " Веселых стартов", лучше всего следовать следующим семи заповедям:
1. Я должен заранее собрать команды, две, три и больше, с рав 2. Я должен заранее подготовить площадку и инвентарь: мячи, 3. Я должен заранее найти надежных помощников. И объяснить 4. Я должен заранее пригласить или назначить судей. И догово 5. Я должен заранее изготовить табло. И пригласить счетную 6. Я должен заранее подготовить болельщиков. И посоветовать 7. Я должен заранее приготовить награды. И проигравшим, и А еще для успеха " Веселых стартов" нужны веселые задания. Вы их найдете в приложении к этому сборнику. Кстати, пользоваться всегда названием " Веселые старты" вовсе не обязательно, а порой и нежелательно. У старших ребят оно может вызвать негативную спонтанную реакцию: " Ну вот, опять " Веселые старты". Мы что - маленькие? " Изменение же названия интригует, обновляет интерес, повышает эмоциональность ожидания. Поэтому название каждый раз можно менять: " Спортландия", " Сказочные эстафеты", " Молодецкие забавы", " Зоологические забеги", " Спортивный смеходром", " Дурэстафета", " Водно-сухопутные соревнования", " Стадион неожиданностей", " Шуточная олимпиада", или так - " Веселые финиши". А когда название будет выбрано и подготовительная работа завершена, постарайтесь не забыть еще об одном обязательном атрибуте праздника - о торжественном открытии. В него включаются, как правило, такие элементы: - выход и построение команд, - приветственное обращение главного организатора,
- приветствие командами друг друга, - представление арбитров,
- подъем спортивного флага, - зажжение олимпийского огня, - показательные выступления " профессионалов", - объяснение правил предстоящих соревнований, - произнесение клятвы, - торжественное прохождение и выход команд на старт под при Допускается костюмирование, допускается хороший юмор, допускается музыкальное сопровождение. Ну и, разумеется, во время самих " Веселых стартов" не забывайте о зажигательном комментировании, о текущем объявлении результатов, о поддержке болельщиков, которая без вашего организационного участия может и не состояться. Ну, а о процедуре награждения дети не позволят вам забыть. Когда человек пребывает в мрачно-брюзжащем состоянии духа, его обычно спрашивают: " Ты что, не с той ноги встал? " Тем самым признается незамысловатая истина: " Как день начнешь, так его и проживешь". Начало лагерного дня - это время от момента протирания спросонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во время завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздается сигнал " Подъем"; дети встают и, почти не одев- шись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку; физруки организуют детей на выполнение комплекса гимнастических упражнений; дети возвращаются в корпус; начинается массовая заправка постелей; затем все плещутся под водопроводными кранами; потом дети одеваются и покидают палаты; дежурные по комнатам метут и моют пол; чуть позже отряд собирается в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день; и, наконец, с места сбора все организованно направляются к столовой. И так каждый день! Если предположить, что утренние процедуры занимают час времени (а кое-где - 2 часа), и если предположить, что лагерная смена длится 24 дня, то можно произвести несложный расчет: 24 часа (или сутки) уходит на деятельность однообразную, повторяющуюся, выполняемую в силу необходимости и привычки. А поскольку все однообразное детей быстро утомляет, то они лишь первые три-четыре дня с интересом бегут на зарядку и со старательностью чистят зубы, а потом, как только исчезает эффект новизны и лагерь превращается в привычную реальность, они утрачивают энтузиазм и занимают позицию пассивного неприятия. Тем большим бывает это неприятие, если к тому же у детей нет навыков самостоятельной заправки кроватей и выжимания половой тряпки: ведь никто не любит делать то, что не умеет или умеет очень плохо. В итоге к началу второй недели лагерной смены утро превращается в источник конфликтов и скандалов. Дети делают что-то " не так", вожатый повышает голос, призывая сделать " так", дети делают " так", но обижаются на вожатого, вожатый ходит " взвинченный и накаленный". В семьях, где утро состоит из таких же монотонных процедур и где дети так же делают все медленно и лениво, именно в эти часы чаще всего родители срываются на крик и брань.
А если вспомнить: " Как день начнешь... ", то понятно, почему у |ас в стране такой неулыбчивый, обозленный народ. К счастью, в лагерях встречаются вожатые, которые знают, как |збежать превращения утра в источник раздражения на весь день. |1х знание держится на двух " китах": 1. Дети должны иметь навыки быстрого выполнения всех ут 2. В проведение утренних режимных моментов нужно постоян- Если вам захочется стать такими же вожатыми, то вам надо... ... Еще в первый-второй день смены выяснить степень самостоя-|тельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, (выбивании ковриков и установке подушки " корабликом". Эту ин-
формацию можно получить через наблюдение за детьми в " естественных условиях" или путем организации игры-конкурса. Игра может называться " Утренние спринтеры". В ней каждая комната - это команда. Команды набирают очки, соревнуясь между собой. На каждом этапе соревнования команду представляет один участник. Этапы же будут такие: 1. Заправка кровати. 2. Чистка зубов. 3. Одевание спортивной формы. 4. Укладка встрепанных волос. 5. Приведение в " боевое состояние" швабры с тряпкой и демон На всех этапах учитывается время и правильность выполнения задания. Чтобы по поводу " правильности" не возникло споров, нужны предварительные " показательные выступления". Т. е. перед каждым конкурсом вам лично надо продемонстрировать, как правильно встряхнуть простыни или выдавить из тюбика пасту. Эта игра будет, с одной стороны, формой предъявления единых организационно-бытовых требований, с другой стороны, методом диагностики реальных умений детей, с третьей стороны, способом тренировки этих умений. Так же потренироваться можно, если поиграть в " армию". Эту игру можно провести днем в палатах мальчишек. Им надо предложить испытать себя на готовность к солдатской жизни. А для этого всем надо лечь, закрыть глаза, а потом после вашего сигнала за одну минуту встать, одеться и привести кровать в образцовый вид. Мыть руки с мылом и чистить зубы на время не надо. В дальнейшем можно повторять по утрам подъем " по секундомеру". Но изредка, чтобы игра не превратилась в настоящую казарму. Если после таких игр и тренировок у вас останутся дети, не справляющиеся с " вроде бы элементарными вещами", то их следует взять под личный контроль и помогать им каждое утро. Ругать или стыдить таких детей бессмысленно - от этого у них не прибавится ни ловкости, ни скорости. А что касается разнообразия в проведении утренних режимных моментов, то только разбудить детей можно более чем ста способами. Среди них: - громко включить ритмичную музыку; - пощекотать каждого за ушком, сказав ласково: " Вставай, Сол - сымитировать крик петуха;
- криками " Караул! Беда! " изобразить панику (так Пончик раз - принести настоящий горн и звонко протрубить в него; - войти с ведром воды и, позвякивая об него металлической - хлопнуть три раза в ладоши и торжественно произнести: - заговорщическим шепотом встревожить всех: " Скорее, скорее, - организовать в коридоре джаз-рок-банду; - хитро объявить: " Кто сейчас последним подойдет ко мне, тому я - проскрипеть голосом робота: " Внимание, экипаж, начинаем - громко и заливисто засмеяться, причитая: " Ой, не могу! Ой, - предложить такую услугу: " А кто здесь самый маленький? Кто - продекламировать стих: " Я пришел к тебе с приветом... "; - дотронуться каждому до плеча и обратиться по имени: " Вста Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разному объявлять и объяснять. Можно придумать комплексы: " морской", " индейский", " психобольничный", " гладиаторский", " космонавтский", " тили-мили-трям-ский". Можно сопровождать упражнения стихами в модном стиле рэп: " Упражненью просто " класс" Научу сейчас я вас. Руки вверх поднять всем нужно И похлопать ими дружно... " Можно разминаться под баянную музыку, договорившись при этом с баянистом о ежедневном обновлении его репертуара. Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вымпел - соревновательность порой стимулирует детей лучше всего. Можно по-разному расставлять детей: в колонну, кругом, в линейку, квадратом. Можно менять места проведения зарядки. Главное - вызвать у ребят любопытство: " А что будет на зарядке сегодня? "
Внести разнообразие в то, что называется " утренний туалет", наиболее сложно. Но и здесь можно нарушить монотонность, включая в это время бодрую музыку, под которую хочется двигаться: сегодня - песни Вячеслава Добрынина, завтра - композиции Майкла Джексона. В общем, при желании можно все сделать не так, как всегда. Только делать все это надо с самыми добрыми намерениями. Потому что разнообразие ради разнообразия и во имя разнообразия -это очень изощренное издевательство над детьми. Если вы сами с утра в злом настроении (например, по причине регулярного вожат-ского недосыпания) и при этом вы " по-новому" проводите утренний сбор отряда, детям не станет радостнее и веселее. Потому что самое важное для детей утром - ваша добрая улыбка, ваше приветливое обращение, ваше " настроенное на оптимизм биополе". Проведите за пять минут до подъема маленькую аутогенную тренировку. Скажите себе: - Я с радостью встречаю новый день! - Я бодр и свеж! - Меня ждут сегодня приятные заботы! , - Я хочу улыбаться! - Я люблю своих непослушных детей! Утро и вечер - это две противоположности. Эта истина банальна, так же как и вытекающее из нее следствие: задачи, которые решает вожатый с детьми утром, не похожи на задачи, которые он решает вечером. Увы, противоположности способны меняться местами. И поэтому порой в некоторых лагерях некоторые вожатые начинают в последний час перед сном решать те задачи, которые вообще-то принято решать утром. То ли оттого, что они сами - поклонники ночного образа жизни, то ли потому, что им просто не жаль детей, эти вожатые превращают самое окончание дня в яркое шоу с хохотом, визгом, с взрывами эмоций и всплесками двигательной активности. Извините за еще одну банальность: этого делать нельзя! Да, после ужина часто проходят " юморины" и дискотеки. Да, после ужина может состояться общелагерный веселый праздник. Но как минимум за 30-40 минут до сигнала " Отбой" всякая шумная деятельность должна завершиться и уступить место занятиям тихим, плавным, успокаивающим. А иначе дети просто не уснут, а если и уснут, то сон их будет тревожным и беспокойным. Последний вечерний час лучше оставить только для двух " мероприятий": вечернего сбора отряда и вечернего туалета. Сбор отряда может состояться на том отрядном месте, что вы оборудовали " на природе". Во время этого сбора можно разжечь маленький костерок. Считается, что нужен такой сбор для разговора о прожитом дне, для анализа взаимоотношений в коллективе. Вероятно, в отрядах старших ребят именно так и следует поступить. Но в отрядах малышей из этого может ничего не получиться - опыта коллективного анализа жизни у них нет, а главное - нет еще и потребности в этом. Поэтому вечерние посиделки у костра с малышами можно превратить в " Вечер сказок". Для этого надо взять интересную книгу и фонарик. Книга должна быть неизвестна ребятам и лучше всего -одна на всю смену. Т. е. каждый день вы будете читать страничек по 10, и каждый день останавливаться на " самом интересном месте". Кстати, оказание " помощи" вам в несении книги к костру может стать одной из форм поощрения и даже - наградой. Но можно и не читать книгу, можно рассказывать сказки и истории " живьем", и тоже с " продолжение следует". Вечер, костер, небо, деревья, звезды и сказки - все это ни один нормальный ребенок не променяет на " Спокойной ночи, малыши". А перед тем, как уйти, можно провести маленькую игру. Можно заявить: " Я хочу сказать пять " Спасибо" тем ребятам, которые этого заслужили сегодня больше всех. Как вы думаете, кого я хочу поблагодарить и за что? " Пусть ребята попробуют угадать - это будет маленький тренинг внимательного отношения к другим людям и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить " спасибо" при всем отряде. А еще ребята любят, когда вожатый под гитару поет песни. Если вы вдруг умеете играть, подарите ребятам то, что они любят, т. е. песню. Но только одну! В крайнем случае - две. Если же не умеете играть, то порадуйте ребят какой-нибудь приятной информацией относительно завтрашнего дня. Закончить сбор отряда можно тихой речевкой-стихотворени-ем. Например, такой: День отшумел, И, ночью объятый, Лагерь зовет уснуть. Доброй вам ночи, наши девчата, Доброй вам ночи, наши ребята. Завтра нам снова в путь.
И после этого можно спокойно уйти с отрядного места и приступить к вечернему туалету. Сбор отряда можно провести и не в природных условиях, а в родном корпусе. В этом случае все будет точно так же, лишь менее романтично. Тематические дни в обилии существовали в прошедшую эпоху: рыбный день - в столовых, донорский день - в учреждениях, единый политдень - в воинских подразделениях. Сверяя свой шаг с поступью державы, пионерские лагеря тоже организовывали дни, посвященные одной теме: День Мира, День Советского Союза, День Солидарности, День советско-болгарской дружбы. В процессе организации этих дней обнаружилось, что такие дни существуют и во всем остальном заграничном мире: День пожилых людей, День заботы о младших братьях. День некурения. Поэтому с окончанием эпохи тематические дни из жизни лагерей не исчезли. Удобство такого дня прежде всего организационно-содержательное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой; тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познавательное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из разговорного жанра и еще какой-то ритуал. Например, если планировать День леса, то программа дня будет такой: 1. " Зоологические забеги" (что-то спортивное); 2. Викторина " Загадки леса" (что-то познавательное); 3. Конкурс поделок из природного материала " Природа и фан 4. Операция " Помощь другу" по очистке леса от консервных 5. Церемония закапывания этих банок (какой-то ритуал); 6. Беседа " Человек - дитя природы" (что-то из разговорного При организации любого другого дня алгоритм останется тем же. Может измениться только очередность. И может что-то добавиться. Например, просмотр кинофильма. Например, танцевально-игровая программа. Например, концерт заезжего полупрофессионального коллектива. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый. Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано. А еще тематический день позволяет внести " что-то свеженькое" в скучные оргмоменты. Ведь и подъем, и утренняя зарядка, и уборка территории тоже становятся тематически нацеленными. В результате появляются на свет " конкурс на лучшую фазенду" вместо уборки палат, " смотр индейских войск" вместо зарядки, " процедура заправки топливом" вместо полдника. Таким образом получается, что тематический день - замечательная организационно-педагогическая находка. Только вот дети не всегда могут по достоинству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заоргани-зованность, необходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и " бедность ассортимента" - из смены в смену во всех лагерях детям предлагается один и тот же набор: День именинника, День сказок, День леса и День Нептуна. Если взрослые находят возможность избежать этих двух опасностей, то тематические дни охотно принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям. И надо предлагать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционностью. Хотя бы на уровне названия. Когда несколько лет назад перед детьми вставал выбор: День сказок или День Мексиканского Сериала, - они всегда отдавали предпочтение южно-американскому колориту, даже зная, что им придется " работать на ранчо". Обычно на одну лагерную смену приходится 3-4 тематических дня. Но вы при желании можете сделать тематическим хоть каждый день. Вот возможные темы: День аномальных явлений, День цветов, День здоровья, День Древней Греции, День Эдуарда Успенского, День рекордов Гиннесса, День смеха, День эволюции человечества, День индейца, День проказ и приколов, День страхов и жуткостей,
День дождя, День спорта, \ День Киевской Руси, День Уолта Диснея, День девочек, День мальчиков, День изысканных удовольствий, День капитализма, День веселой политики. А еще банный день и родительский день. Даже если идея организации тематических дней вас не вдохновила, от этих двух дней вы никуда не денетесь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|