Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы патогенеза психосоматических заболеваний




Факторы патогенеза психосоматических расстройств

·неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами;

·наследственное предрасположение к психосоматическим расстройствам;

·нарушения деятельности ЦНС;

·личностные особенности;

·психическое и физическое состояние во время действия психотравмирующих событий;

·эмоциональнй климат в семье и фон неблагоприятных социальных факторов;

·обенности психотравмирующих событий.

5. Механизм формирования психосоматических заболеваний

В основе формирования психосоматических нарушений лежат физиологические механизмы стресса. Реакция напряжения-стресса (Г.Селье).
Психосоматические расстройства представляют собой сочетание трех факторов:
1.Вызванное эмоциями нарушение деятельности внутренних органов (физиологическая реакция напряжения);
2. «застойное», тоническое мышечное напряжение, также представляющее собой остаточные явления неотреагированных эмоций;
3. негативное рефлекторное влияние.

Внешним пусковым фактором (толчком) возникновения психосоматических проблем часто являются: стресс, жизненная неудача, конфликт, потеря близких, резкое изменение жизненных обстоятельств, неопределенность.
Ответными реакциями со стороны организма
· на физиологическом уровне являются соответствующие вегетативные сдвиги,
· на психоэмоциональном – аффективные и когнитивные сдвиги, связанные с субъективным переживанием стресса (фрустрацией),
· на уровне поведения – приспособительное поведение и поисковая активность.
В целом, психосоматические нарушения изначально обладают для организма определенной целесообразностью: они по сути играют роль психологической защиты, так как уменьшают психическую напряженность, но в то же время на более высоких уровнях снижают психическую адаптированность.
Так как происходит подавление отрицательных эмоций в сочетании с избеганием поиска внешней поддержки, то подобное посттравматическое подавление и отрицание эмоций оказывается адаптивным лишь в течение короткого времени.

 

Роль долговременной памяти в патогенезе психосоматических заболеваний

Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сложен и определяется:

1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;

2. наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам;

3. нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС);

4. личностными особенностями;

5. психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;

6. фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;

7. особенностями психотравмирующих событий.

Долговременная память – это всегда эмоциональная память. Ведущая роль в формировании долгосрочной памяти принадлежит не столько действительной тяжести соматического страдания, сколько стрессогенным действием вызванных им или случайно совпавших с ним душевных переживаний. Первостепенным фактором, обусловливающим преимущественную локализацию психосоматических расстройств, становится страх смерти, испытанный хотя бы раз в жизни в связи с каким-либо заболеванием.

В современном понимании патогенеза психосоматических заболеваний признается многофакторность в объяснении их природы. Соматическое и психическое, влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и ее субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и взаимодополнении – все это имеет значение в качестве взаимодействующих между собой факторов психосоматических заболеваний.

Понятие психотравмы и ПТСР

Психотравма - теоретический конструкт и эмоционально нагруженное бытовое псевдопонятиес неопределенным содержанием, отвечающее идеологическим, педагогическим, психотерапевтическим и коммуникативным потребностям людей. Предположительно, психотравма - это вред, нанесенный душевному здоровью человека неблагоприятными обстоятельствами или действиями людей.

Точнее, психологическая травма - гипотетическая причина неадекватного поведения при здоровой психике, связанная с происшедшими в жизни человека трудными, болезненными событиями. Или - погружение в душевное нездоровье по причинам, которые окружающими воспринимаются как уважительные.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти[1]. При ПТСР группа характерных симптомов, таких как психопатологические переживания, избегание либовыпадение памяти о травмирующих событиях и высокий уровень тревожности сохраняется на протяжении более месяца после психологической травмы.

Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники,насилием, пытками) а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. В большинстве случаев, если психологическая травма является тяжёлой, она вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.

 

Диагностика: методы беседы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

· Управляемая

· Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...