Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивные теории психосоматических заболеваний.




Теория вегетативного невроза

Ф.Александер разработал теорию согласно которой симптомы вегетативного невроза — не способ выражения подавленного чувства, а выражение некоторых эмоциональных состояний на уровне физиологии.
Он предложил теорию векторов, согласно которым может происходить развитие психосоматического заболевания. При этом он выделяет три вектора:
1. Желание объединить, получить, принять.
2. Желание исключить, отдать, удалить, израсходовать энергию на нападение, нанесение вреда, или каких-либо иных действий.
3. Желание сохранить, накопить

Соответственно, психический конфликт между этими векторами приводит к нарушениям в работе определенных органов

Концепция Александера — далеко не единственная в теории происхождения психосоматических заболеваний. Более того, она рассматривается в числе прочих. А всего, их с легкостью можно насчитать десятка полтора.
В частности, это:

Конверсионная модель Фрейда

Впервые идея конверсии упоминается в работах З.Фрейда «Психоневрозы защиты» (1894 г.) «Исследования истерии» (1895 г.). Под конверсией З.Фрейд понимал трансформацию конфликта психологического в соматический (телесный) через вытеснение из сознания опасных элементов. Вследствие этого, происходит происходит удаление конфликта из сознания и перенос его на тело.
Таким образом, следуя конверсионной модели, происходит смягчение эмоционального конфликта за счет переноса его на тело.

Концепция ресоматизации-десоматизации М.Шура

Согласно модели М.Шура, в детстве аффекты напрямую связаны с телесными проявлениями. Например, при испуге — психический уровень; ребенок одновременно начинает дрожать, иногда заикаться, могут возникать проблемы с дыханием и другие симптомы на телесном уровне. В процессе развития происходит десоматизация. Механизмы реагирования — как психические, так и телесные становятся более зрелыми, телесные реакции заменяются на речь и внутренние переживания. Тем не менее, в случае тяжелых жизненных ситуаций, стрессов, может произойти регрессия — ресоматизация — и аффект будет вновь выражаться через телесные проявления. То есть, через ранее привычный способ реагирования. В этой связи считается, что ресоматизация присуща в первую очередь инфантильным личностям. Хотя, надо оговориться, что это совсем не обязательно целиком инфантильные люди — это проявляется в определенных жизненных ситуациях, обычно связанных с травмирующим ранним детским опытом.

Теория двухфазного вытеснения А.Митчерлиха

Эта концепция связана также с ресоматизацией. При этом, в случае внутрипсихического конфликта, который не был разрешен, сначала действует первая фаза — психическая. Затем, если на этой стадии конфликт по-прежнему остается неразрешен, тогда уже происходит перенос на тело.
Последовательность первой части при этом может быть следующая:

1. Попытка разрешения конфликта стандартными средствами — через обсуждение проблем, через использование зрелых механизмов защиты — например, вытеснение.

2. При недостаточной действенности стандартных средств, проблема выходит на невротический уровень. Проявления могут быть самыми разнообразными — депрессии, фобии, навязчивости.

3. Если же и это не помогает, что конфликт может перейти на всю личность, глубоко въедаясь в характер.

Ну, а если психические средства не помогают, то, соответственно уже подключается и телесная часть. То есть, конфликт переносится на телесный уровень.

Теория стресса Г.Селье.

Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одна из главных функций психики, по его мнению — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

Термин «стресс» часто употребляется весьма вольно. Он используется в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках.

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:
• системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.;
• психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

В принципе, состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. stress — нажим, давление) — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды, трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии стресса как такового, а в его количестве (выраженности), перерастающем в качество.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:
• первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги;
• вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления;
• третья стадия — стадия истощения.

На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи».

По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой».

Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо. По мнению Селье, наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады.

Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.

Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета). Играет роль и реактивность организма, изменяющаяся в зависимости от внутренних и внешних условий. Одна и та же ситуация может вызвать тревогу у одного человека, фрустрацию у другого, конфликт у третьего. Кроме того, один и тот же человек способен проявлять разные состояния — от безразличия до психического срыва. Так, психолог О. Мик-шик выделял различные пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях:
• один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее, впадает в ступор);
• другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т. д.);
• третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физическую и психическую мобилизованность, но изменяет своим жизненным принципам и установкам; например, жертвует жизнью окружающих ради своего спасения или бежит с поля боя).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...