Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие,задачи и основные представители телесно-ориентированной терапии.




Цели и задачи телесно-ориентированной терапии.

Телесно-ориентированной психотерапией называется группа психотерапевтических

методов, ориентированных на изучение тела, осознание клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение реалистическим способам разрешения проблем в этой области. Наиболее известными и основополагающими видами телесно-ориентированной

психотерапии являются:

1. биоэнергетический анализ Лоуэна,

2. 2метод Фельденкрайза,

3. метод Александера,

4. структурная интеграция Рольф (рольфинг)

5. первичная терапия Янова.

Все они базируются на работах известного психоаналитика Вильгельма Райха, метод которого называется “характерологический анализ”.

Основные школы телесно-ориентированной психотерапии

1. Характерологический анализ Райха

Вильгельм Райх – австрийский психиатр, представитель неопсихоанализа. Он

предложил структу­ру личности, состоящую из трех независимых уровней.

“Поверхнос­тный уровень" образуют социально одобряемые формы меж­личностных

коммуникаций под воздействием социальных ценностей обще­ства. “Промежу­точный

уровень” представляет собой импульсы, включа­ющие агрессивно-садистические

влечения и влечения либидо. “Глубинный уро­вень” – это природно-социальные

импульсы, имеющие подлинно человечес­кий характер; здесь человек явля­ется

эмоционально здоровым, гармонич­ным, способным на искреннюю любовь.

По мнению Райха, под влиянием соци­ального устройства буржуазного общества

природно-социальные импульсы трансформируются в агрессивные тенденции. Их

блокировка и маскировка на поверхностном уровне личности в виде социального

конформизма ведут к форми­рованию невротического характера.

Райх считал, что характер человека включает постоянный “набор” защит.

Хронические мы­шечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния:

тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Райх пришёл к выводу, что

мышечный и психоло­гический панцирь — одно и то же. Хронические напряжения

блокиру­ют энергетические потоки, лежащие в ос­нове сильных эмоций.По Райху, полное

освобождение от забло­кированной эмоции происходит только после ее глубокого

переживания.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он

анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать

пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях

тела.

 

Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Он

часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов

повторять или преувеличивать штамп поведения – например, нервную улыбку.

ПОХОДКА

 

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически

зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения – чувство тепла или

холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти

ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической

энергии.

Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных

сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты

образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к

позво­ночнику. Основные сегменты панциря рас­полагаются в области глаз, рта,

шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом

сегменте, начиная с глаз и кончая тазом:

1. Глаза.

2. Рот.

3. Шея.

4. Грудь (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, руки с

кистями).

5. Диафрагма.

6. Живот.

7. Таз (все мышцы таза и нижних конечностей).

Терапия Райха состоит прежде всего в распускании пан­циря в каждом сегменте,

начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с

ним можно работать отдельно. В распускании панциря исполь­зуются 3 типа

средств:

· накопление в теле энергии посредством глубокого ды­хания;

· прямое воздействие на хрони­ческие мышечные зажимы посредством

давления, пощипывания и т. д.;

· откры­тое рассмотрение совместно с клиентом сопротивлений и

эмоциональных ограни­чений, которые при этом выявляются.

 

2. Структурная интеграция (рольфинг)

Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он

является прямым физическим вмешательством, ис­пользуемым для психологической

моди­фикации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха.

По мнению Рольф, хорошо функциони­рующее тело остается прямым и вертикаль­ным

с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но под влиянием

стресса оно может приспосабливаться к последне­му и искажаться. Наиболее

сильные изме­нения происходят в фасции – соедини­тельной оболочке,

покрывающей мышцы.

Структурная интеграция – это система, стремящаяся вернуть телу правильное

положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных

вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием.

Цель структурной интеграции – привести тело к лучшему мышечному равновесию, к

лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой

можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это

ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела – пор головы,

груди, таза и ног, – к более грациозным и эффективным движениям.

Рольфинг работает прежде всего с фасциями – связующей тканью, которая

поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, что

психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может

выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная

ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей

препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в

месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках

тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит

поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на

шею, на другое плечо, на бедра.

 

1-ое занятие охватывает большую часть тела, со специальным фокусированием на тех мышцах груди и живота, которые управляют дыханием, а также на бедренных связках, которые управляют подвижностью таза
2-ое занятие концентрируется на ступнях, преобразованиях ног, лодыжках, выравнивании ног с туловищем
3-ье занятие посвящается преимущественно вытягиванию боков, в особенности большим мышцам между тазом и грудной клеткой
4-ое, 5-ое и 6-ое занятия посвящаются высвобождению таза; считается одной из важных задач рольфинга – сделать таз более подвижным и вписанным остальные линии тела;
7-ое занятие концентрация на шее и голове, на мускулах лица
8-ое, 9-ое и 10-ое занятия в основном, организация и интеграция тела в целом.

 

Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые

воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем,

целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция,

психологические аспекты процесса не становятся предметом специального

внимания.

3. Биоэнергетический анализ Лоуэна

На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником.

Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии,

которой Лоуэн за­нимался в 1945–1953 гг., и непосредст­венно связана с ней. В

1953 г. он стал одним из основателей Института биоэнер­гетического анализа.

На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния),

читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе. Он является автором

нескольких книг, наиболее известные из них — “Физическая динамика структуры

характера”, “Биоэнерге­тика” и др.

Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется

исследованию функ­ций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна,

личность и харак­тер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в

телесном облике — в строении тела и движениях. Движение рас­сматривается

с точки зрения основных физических законов. Единая энергия, заключенная в

теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и

есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоедине­ние сознания и

тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спон­танному

освобождению тела от напряже­ния.

Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от

напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. Согласно

Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В

основе биоэнергетической концепции лежит утвер­ждение, что люди являются в

первую оче­редь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от

него.

Важным элементом биоэнерге­тической терапии является обучение тому, как стать

“заземленным” и слиться с при­родой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость

“заземления” или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных

процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и

тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.

4. Первичная терапия Янова

Артур Янов – aмериканский психолог, в конце 60-х годов сформулировавший

основные положения “первичной терапии”, получившей развитие в деятельности

Института первичной терапии в Лос-Анжелесе.

В основе первичной терапии лежат положение о том, что травмы, пережитые

детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные

потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными.

Они сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы

психологической защиты.

Первичная терапия строится на том, что человек должен заново пережить

первичную травму, возвратиться в ситуацию, вызвавшую её, и освободиться от

нее при помощи крика. Цель первичной терапии состоит в том, чтобы избавиться

от всего “ненастоящего”, что заставляет человека употреблять алкоголь,

наркотики, курить или принимать опрометчивые, необоснованные решения только

потому, что иначе он не может справиться с постоянно увеличи­мся внутренним

напряжением

Групповая психотерапия сочетается с обучением глубокому дыханию, для того чтобы

участники избавились от повер­хностного, невротического дыхания и при­близились

к переживанию первичного стра­дания. Психотерапевт работает также над изменение манеры речи клиента, которая рассматривается как один из защитных

ме­ханизмов. Цель этих и многих других приемов – дать человеку во

змож­ность соприкоснуться с первичными пере­живаниями и обрести способность

выразить те чувства, которые он осознал.

Первичная терапия была одним из первых ме­тодов психотерапии, который

радикаль­но отошел от психоанализа, придавая большее значение

сосредоточению на чувствах и переживанию целостности своего Я. ЯДРО

5. Метод Александера

Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал повторяющейся

потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством

длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с

давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию,

Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на

шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой,

Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на

уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является

наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера:

“Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать

больше удлиниться и расшириться”.

Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в

дополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится и в

руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и

расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора

во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и

напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной

жизни. Техника Александера особенно популярна среди людей творчества, но

также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических

заболеваний.

Психотехника Александера помогает людям, неправильно и неэффективно

пользующимся своим телом, избежать этих неправильностей в действии и в покое.

Под “использованием” имеются в виду привычки в держании и движении тела,

привычки, которые непосредственно влияют на физическое, умственное и

эмоциональное функционирование человека.

6. Метод Фельденкрайза

Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм,

Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначен для

восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все

маленькие дети. Техники Фельденкрайза – это работа с паттернами мышечных

движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способ движения и

устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые

вошли в привычку в течение многих лет.

Фельденкрайз разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку

(они систематизированы и подробно описаны в книге “Сознавание через

движение”). Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно

соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том чтобы

развить легкость и свободу движений в каждой части тела.

Поэтому цель работы Фельденкрайза состоит в том, чтобы

создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом

эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством

возрастающего понимания того, как тело работает.

7. Чувственное сознавание

Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на

работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Для терапевта, работающего в этой традиции,

представляет интерес “личная экология” человека: как он совершает действия,

как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что

естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт

эволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”,

которая изолирует его.

Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение

с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи

ребёнком, но утратил во время формального обучения. Большинство упражнений

системы имеет внутреннюю, медитативную ориентацию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...