Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая природа мышления

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, большое внимание уделяется лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицо с ОВЗ – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Несмотря на развитие науки, медицины в частности, рост числа таких детей стремительно растёт. Так, согласно статистике Министерства образования, каждый год в Российской Федерации число детей с ОВЗ растёт на 5%.

Перед государством стоит задача решения вопросов реабилитации, социализации и образования детей данной категории. Такие дети нуждаются в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении.Недостаточная сформированность познавательных процессов, зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей  с ОВЗ  при обучении в школе. Именно поэтому проблема исследования мышления и его коррекции относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных с теоретической и практической точек зрения.

Проблема и необходимость психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ освещена в работах таких авторов, как: Богданова Т. Г., Князева Т. И., Левченко И. Ю., Лубовский В. И., Мамайчук И. И., Фельдштейн Д. И. и др.

Цель данной работы: изучение особенностей мышления у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования –  мышление как психологический феномен. Предметом исследования являются особенности мышления у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза: в развитии мышления подростков с ограниченными возможностями здоровья важную роль играет психолого-педагогическое сопровождение.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы: изучить научную, учебную, справочную литературу по данному вопросу; рассмотреть теоретические основы проблемы мышления в подростковом возрасте в психолого-педагогической литературе; познакомиться со спецификой психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ; рассмотреть особенности  мышления подростков с ограниченными возможностями здоровья; систематизировать и обобщить полученные знания.

Методы работы: теоретические - методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования; эмпирические - наблюдение, методы опроса.

Структура данной работы классическая: курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы – теоретическую и практическую, заключения и списка использованной в работе литературы.

 

 

ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы мышления в подростковом возрасте в психолого-педагогической литературе

Психологическая природа мышления

В первый год своей жизни ребенок получает информацию с помощью сенсорного восприятия. Пробуя все на ощупь или вкус, он делает первые открытия. В результате этих действий малыш начинает понимать, что у каждого предмета есть свои свойства. По мере взросления у ребенка развивается наглядно-действенное мышление. Он ставит перед собой простейшие задачи и ищет пути их решения: достать какую-нибудь вещь, принести игрушку, что-то открыть или закрыть и т.п. В основном данный вид мышления формируется самостоятельно, так как от родителей требуется только увлечь ребенка тем или иным предметов, побудив его совершить определённое действие.

Такая форма мышление преобладает до 3-4 лет и оказывается в наименьшей степени нарушенным, поэтому на этом этапе родители могут не заметить каких-либо отклонений в развитии. Вслед за этим мышлением начинает развиваться наглядно-образное. Оно предполагает, что ребенок способен образно представить то, что может произойти, при этом не совершая никаких целенаправленных действий. У детей с ОВЗ на этом этапе появляются первые трудности с решением поставленной задачи. Им сложнее проанализировать ход событий, опираясь на предыдущий опыт. Эта форма мышления у детей с нормой развития становится активной после 4-х лет.

Помочь ребенку развить наглядно-образное мышление можно с помощью конструирования, рисования. На этом этапе ребенок должен научиться мысленно проектировать тот образ, который он хочет получить, а затем его реализовывать.

На основе образного мышление у ребенка начинает формироваться словесно-логическое мышление, выраженное во внешней или внутренней речи. Это наиболее сложный вид мышления, так как здесь уже появляются суждения, умозаключения, развернутые рассуждения и понятия. Осваивается детьми в возрасте 5-6 лет. На этом этапе необходимо обратить большое внимание на речь, помочь детям найти способы словесного выражения своих мыслей.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения [1].

Словесно-логическое мышление таких детей характеризуется неполноценностью мыслительных процессов: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения. Дети затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявить составляющие их элементы [2]. Несформированность операции абстрагирования выражается у учащихся в неумении отделить существенные признаки от несущественных. При сравнении часто соотносят между собой несопоставимые признаки предметов. В ходе сравнения обнаруживается «соскальзывание»: переходят к более простому виду деятельности, например, описанию одного из описываемых объектов [4].

 Ближе к школе у ребенка можно заметить отклонения в развитии интеллекта или эмоционально-волевой сферы. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы сказывается на социальном развитии ребенка. У таких деток страдает коммуникация с другими детьми, нарушено формирование самосознания, неправильная самооценка. Низкий уровень эмоционально-волевой готовности к обучению приводит к тому, что ребенок не может следовать правилам дисциплины. Ему тяжело даются сложные интеллектуальные усилия. Быстрая утомляемость приводит к снижению работоспособности, что пагубно влияет на усвоение новой информации.

Нарушения умственной деятельности носят легкий характер, но затрагивают все мыслительные процессы. Речь идёт о памяти, мышлении, внимании, восприятии. Восприятие. Им требуется больше времени, чем нормальному ребенку, чтобы осмыслить и переработать информацию. Чаще всего у таких детей хорошо развито зрительное восприятие, нежели слуховое. Именно поэтому в работе с такими детьми активно используются наглядные пособия.

Нарушения работы восприятия, памяти, внимания приводит к тому, что у ребенка нарушено мышление. Главное отличие мышления от вышеперечисленных процессов состоит в том, что эта деятельность связана с решением поставленных задач, той или иной проблемной ситуации. Этот процесс очень важен в жизни каждого человека, так как каждый день мы сталкиваемся с определёнными трудности, ставим перед собой цели, анализируем события и ищем оптимальные пути решения.

Причины нарушения мыслительной деятельности:

1) Главная причина – это снижение познавательной или поисковой мотивации. Такой ребенок не желает делать любые интеллектуальные усилия. Это приводит к тому, что он выполняет более простую часть, или вовсе отказывается выполнять трудную для него задачу. У детей нет заинтересованности в результате и преодолении трудностей.

2) Отмечалось, что дети заинтересованы быстро выполнить поставленную задачу, но не качественно. Не умение анализировать, отсутствие ориентировочного этапа приводит к ошибкам. Такие дети не вдумываются в задание, не планируют ход своей работы, а пытаются быстрее достичь результата.

 3) Из-за такой поспешности чаще всего действуют необдуманно. Они пытаются найти решение поставленной задачи наугад. У них нет целенаправленного поиска решения. Даже если ребенок правильно справился с заданием, он не может объяснить, как его решил.

 4) Отмечается шаблонное мышление. Им сложно провести анализ образца, выделить главное, установить взаимосвязь. Это происходит из-за нарушения активности восприятия, способности анализировать, целенаправленности. Таким детям удается без проблем определить такой наглядный признак предмета, как цвет и форма. Зато затруднения вызывают определения общих признаков, например, величина. Это связано с тем, что дети при анализе предмета или его свойства могут определить лишь поверхностные качества. Чаще всего такие дети могут определить вдвое меньше признаков, чем их сверстники с нормой развития.

У всех детей логическое мышление значительно уступает уровню нормального ребенка. Они имеют нарушения важнейших операций, составляющих логическое мышление. Такой ребенок может выделить незначительные признаки, но не заметит главного. Так же происходит со сравнением. Ребенок будет сравнить у предметов несущественные, малозначимые признаки. Зато дети неплохо справляются с классификацией предметов, и чаще всего верно выполняют поставленную задачу, но вот объяснить свой ход мыслей не могут, не понимают принцип.

 К школе у ребенка с нормальным развитием начинает формироваться словесно-логическое мышление. Дети начинают рассуждать, пытаются объяснить действия, явления, делают выводы и умозаключения. В этом периоде они начинают овладевать двумя видами умозаключения как индукция (ребенок делает обобщенные выводы, от частного к общему) и дедукция (ребенок может прийти от общего к частному). Дети с ОВЗ испытают трудности даже в самых простых умозаключениях, поэтому этап логического построения мыслей с применением индукции и дедукции для них малодоступен. В этом им помогает взрослый. Он направляет ход мыслей ребенка, помогает выстроить взаимосвязь, цепочку событий, выделить главное.

В заключении можно отметить, что при работе с такими детьми необходимо обращать внимание на развитие всех форм мышления. Учитывать не только общие особенности, но и индивидуальные проявления. При своевременном оказании медицинской и коррекционно-педагогической помощи таким деткам, возможно частичное или полное преодоление данного нарушения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...