Наставничество как эффективная форма сопровождения подростков с ОВЗ
В последние годы государственные реформы, идеология и социально-значимые сферы (в том числе и система образования) стали в большей степени обращены в сторону реализации принципов равенства и законных прав инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечивающих это равенство. Достоинства новой системы и современных направлений работы общественных структур будут эффективны в большей степени для детей, находящихся на уровне начального образования. При этом нельзя забывать про ту группу подростков, юных людей и молодежи, на которую уже не распространяется влияние формирующих государственных институтов, но они тоже хотят и могут быть вовлечены в полноценную жизнь общества, хотя зачастую недостаточно готовы к подобному шагу, недостаточно самостоятельны, уверены в своих силах, имеют незначительный опыт нахождения в обществе без поддержки и опеки со стороны семьи или других взрослых. В результате молодые лица с инвалидностью и ОВЗ имеют низкий уровень владения даже базовыми социальными навыками, понимания сути и содержания основных социальных ролей, своей роли в обществе, вариативности путей развития своего будущего. Многие инвалиды в этой связи обладают низкой самооценкой, высоким уровнем зависимости, неуверенности в своих силах и действиях, проблемами в коммуникации, прочими характеристиками личности, усложняющими им социальные контакты [2]. Государственные учреждения разных сфер не могут в полной мере компенсировать данную проблему, в том числе и в связи с формализованностью своей деятельности, и соответствующему отношению к ним со стороны инвалидов и лиц с ОВЗ. По этой причине высокую значимость и важность приобретает сопровождение данной группы подростков волонтерскими организациями с целью развития и поддержания их социального потенциала, навыков, стимулирования их активности в обществе, помощи в построении социальных отношений, понимания сути социальных ролей, социальных ожиданий, контактов.
Высокуюэффективность в этом направлении могут показать программы наставничества, так как они воздействуют на подопечных через дружбу, личный пример, чувство равенства, принятия и содействия. Опыт специалистов регионального центра практической психологии и инклюзивного образования ГАУ ДПО «СОИРО» показал, что наставничество является наиболее эффективной формой сопровождения подростков с ОВЗ. На этапе становления личности любому подростку важен ориентир на значимую личность, ориентир на позитивный пример. Конечно, всегда рядом есть важные для них люди: родители, учителя, тренеры. Они воспитывают его, являются его защитниками, советчиками и просто друзьями [3]. Наставник же объединяет в себе все эти роли, помогая подростку и поддерживая его в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения. Именно наставничество является высокоэффективным инструментом социализации. Основная цель наставничества – обеспечение системного индивидуального сопровождения подростка с ОВЗ, непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта наставника подопечному. Наставник помогает молодому человеку с ОВЗ или инвалидностью поверить в свои силы и свои возможности, учит адекватно оценивать и понимать проблему, находить ресурсы для ее решения, учиться справиться с ней и при необходимости обращаться за помощью. Наставник помогает подростку безопасно войти в социум, учит овладевать социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. Взаимодействие с наставником может быть полезно на этапе адаптации при переходе из одной ступени обучения на другую, при смене образовательного маршрута.
Важную роль наставничество играет в вопросах профориентации подростков с ОВЗ. Конечно, наставником для подростка с ОВЗ может стать не каждый. Большую роль в этом вопросе играет не столько наличие дипломов и статусных регалий, сколько личностная и мотивационная готовность взрослого человека протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается. Только тот, кто способен стать значимым «взрослым» для подростка, способен найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психологическую помощь и поддержку. Специфика работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью предъявляет серьезные требования к личности наставника. Наставники должны быть подготовлены к работе с данной категорией, к сложным ситуациям взаимодействия, как с самим ребенком, так и с его окружением. Специалисты регионального центра практической психологии и инклюзивного образования выстраивают подготовку наставников при поддержке национального ресурсного центра наставничества «Ментори». Благодаря программе ведется тщательный отбор наставников, который позволяет сделать наставничество безопасным и максимально эффективным. Претенденты в наставники проходят предварительную подготовку, изучают психологические особенности подросткового возраста, характерологические и поведенческие характеристики лиц с ОВЗ. Программа подготовки проходит в три основные этапа. Этап 1 – отбор предполагаемых наставников. На этом этапе важно составить целостное представление о личности наставника. Команда специалистов изучает личностные особенности, психологические характеристики, мотивацию, увлечения, ценности, профессиональные навыки предполагаемого наставника. Куратор наставников проводит диагностику и интервьюирование, по результатам которых составляется социально-психологический портрет кандидата в наставники. Если кандидат на роль наставника не соответствует критериям, то его кандидатура отклоняется. Обязательными условиями участия в программе для наставников, является сбор справок об отсутствии судимости и состоянии здоровья (в том числе психического).
Этап 2 – обучение и подготовка наставников. Данный этап ориентирован на формирование когнитивной составляющей, выработке психологических установок, необходимых для выстраивания осмысленных и продуктивных отношений с ребенком. В ходе тренингового курса и индивидуальных консультаций будущий наставник знакомится с особенностями подросткового возраста, изучает вопросы конфликтологии и эффективной коммуникации, учится ставить цели и планировать их достижение. Этап 3 – подбор и сопровождение тандемов «наставник – наставляемый». На этом этапе происходит формирование тандемов. Право выбора наставника всегда остается за ребенком. Так в ходе совместных сессий, на которых присутствуют несколько кандидатов в наставники и несколько подростков с ОВЗ проходит знакомство и формирование тандемов. Сопровождение сформированных пар осуществляется куратором, который готовил и отбирал наставников. Оно включает в себя: 1) постановку целей для тандема «наставник – наставляемый» (основные направления развития подростка, проблемы, задачи); 2) регулярную оценку динамики отношений между подростком и наставником; 3) регулярную оценку изменений личностных особенностей и навыков подростка в результате взаимодействия с наставником; 4) супервизии в ходе возникающих трудностей. Роль наставника в вопросах социализации подростка с ОВЗ характеризуется рядом функции: – регуляция общего хода социализации и адаптации в среде нормативно развивающихся сверстников; – интеграция подростка с ОВЗ в социум как за счет обучения его самого, так и за счет других инструментов; – контроль отклоняющегося поведения; – личный пример для наставляемого в поведении и действии в той или иной ситуации. Потенциал деятельности наставников для лиц с ОВЗ и инвалидностью расширяется за счет возможности привлечения к данному взаимодействию не только людей с нормативным здоровьем, но и успешных и социализированных инвалидов, которые на своем жизненном примере могут показать подопечным возможность нахождения и реализации своих сильных сторон. Все больше и чаще в обществе появляются инвалиды, которые показывают высокий уровень личных достижений и готовы помогать другим достичь того же уровня.
В завершении еще раз хочется отметить, что в работе с подростками с ОВЗ и инвалидностью наставничество является одним их наиболее эффективных средств формирования эффективного и целесообразного социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главное отличие мышления как процесса в целом состоит в том, что эта деятельность связана с решением поставленных задач, той или иной проблемной ситуации. Этот процесс очень важен в жизни каждого человека, так как каждый день мы сталкиваемся с определёнными трудности, ставим перед собой цели, анализируем события и ищем оптимальные пути решения. Основной вид мышления в подростковом возрасте - это словесно-логическое мышление, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. При работе с подростками, имеющими ОВЗ, необходимо обращать внимание на развитие всех форм мышления. Учитывать не только общие особенности, но и индивидуальные проявления. При своевременном оказании медицинской и коррекционно-педагогической помощи таким подросткам, возможно частичное или полное преодоление данного нарушения. Психолого-педагогическое сопровождение в нашем исследовании – это особая технология комплексной помощи лицам с ОВЗ, их родителям и педагогам; направленная на создание благоприятных условий для социальной адаптации, реабилитации и развития лиц с ОВЗ с учётом их индивидуальных особенностей. В контексте данной работы сопровождение нас интересует с точки зрения развития мышления педагогическими методами. Данная технология требует разработки, поиска новых путей реализации и повышения эффективности. Для изучения образно-схематического мышления необходимы методики, позволяющие оценить развитие таких компонентов, как зрительно-пространственная ориентировка; мыслительная деятельность (умение делать логические заключения, пространственный анализ и синтез); зрительный гнозис; умение читать и понимать схемы, а также схематические образы, видеть связи между ними.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей мышления подростков с ОВЗ. Исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Тульская школа для детей с ОВЗ №4» Выборка испытуемых составила 7 учащихся восьмого класса с ОВЗ. В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение.В работе с подростками с ОВЗ и инвалидностью наставничество является одним их наиболее эффективных средств формирования не только эффективного и целесообразного социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей, но и развития мышления, как основы вышеназванных качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|