Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация эмпирического исследования

Формирование мышления учащихся имеет большое значение в развитии их познавательных (когнитивных) навыков и способностей.

В специальном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сказано следующее: «целью образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в наиболее общем смысле, является введение ребёнка в культуру и общество, который по тем или иным причинам выпадает из образовательного пространства».

У школьников с ОВЗ имеется значительное недоразвитие всех познавательных процессов (в том числе и мышления), что создает значительные трудности при их обучении. Образно-схематическое мышление, как одна из важнейших психических функций и видов мышления, имеет универсальное значение для всех сторон деятельности учащихся, охватывая различные стороны их взаимодействия с окружающей действительностью. Тем более, что гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к выполнению мыслительных операций.

Исследователи, изучавшие особенности мышления детей с нарушениями интеллекта, такие как А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, В.Г. Петрова, А.Д. Виноградова и др., установили, что несформированность мыслительных процессов является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми с умеренной степенью нарушения интеллекта школьными навыками. Большинство авторов для исследования мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта предлагают методы, направленные на оценку таких компонентов мыслительной деятельности как классификация, анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д. [2].

Но для изучения образно-схематического мышления необходимы методики, позволяющие оценить развитие таких компонентов, как зрительно-пространственная ориентировка; мыслительная деятельность (умение делать логические заключения, пространственный анализ и синтез); зрительный гнозис; умение читать и понимать схемы, а также схематические образы, видеть связи между ними.

Исходя из того, что образно-схематическое мышление является составной частью наглядно-образного и представляет собой наивысшую степень его развития, рассмотрим  следующие методики диагностики мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ:

1. Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена.

2. Методика «Сюжетные картинки» (по С.Д. Забрамной).

3. Методика «Классификация предметов» (по С.Я. Рубинштейн).

4. Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. Забрамной).

5. Методика «Лабиринт» (А.Л. Венгера).

6. Методика «Тест Когана» (В.М. Коган).

Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена позволяет оценить уровень наглядно-образного мышления, логичность мышления детей с недостатками интеллекта, умение анализировать структуру основного изображения и обнаружение аналогичных особенностей в одном из нескольких фрагментов. Таблицы с заданием нарастающей сложности (цветной вариант «Матриц Равена», набор А, Ав, В – 3 серии по 12 таблиц). Каждая таблица состоит из 2-х частей: матрицы, содержащей «условие» задачи и 6 вариантов ее решения. Структурный анализ матриц показывает, что 28 матриц Дж. Равена сконструированы по принципу поиска закономерностей в заданиях на тождество и симметрию, а 8 из них (А11, А12; Ав12; В8–12) – направлены на выявление закономерности установления связи по аналогии. Ребенку предлагается найти «заплатку» для «коврика», т.е. найти недостающий фрагмент и восстановить основной рисунок.

 Методика «Сюжетные картинки».  Целью данной методики является изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи. Ребенку предъявляется пять наборов сюжетно-связанных картинок. Они выкладываются в нарушенной последовательности. Ребенку необходимо разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета. Затем предлагается составить рассказ по картинкам. Данная методика хорошо подходит для оценки словесно-логического мышления. Некоторые иллюстрации могут быть представлены в простой схематизированной интерпретации.

Методика «Классификация предметов» (по С.Я. Рубинштейн) [5] Целью исследования данной методики является диагностика процессов обобщения и абстрагирования, но также анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенно наглядно-образного мышления. Также выявляются такие особенности мышления, как способность к вычленению существенных признаков (для объединения карточек в группы), способность к обобщению.

Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. Забрамной) [3] Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки. Стимульный материал: карточки со словами. Процедура проведения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «В каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Методика «Лабиринт» (А.Л. Венгера) [1] направлена на выявление уровня сформированности образно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). Также данная методика позволяет оценить уровень развития пространственной ориентировки, умение находить решение задачи в той или иной схематической ситуации, позволяет оценить логичность выполнения задания, его последовательность. Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах этих дорожек, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой.

Методика «Тест Когана» (В.М. Коган) [4] направлена на выявление возможности распределения, переключения внимания, позволяет оценить способность ребенка соотносить схематические изображения, например, такие как геометрические фигуры, с учетом их признаков (цвет, форма) или же сопоставлять реальные геометрические фигуры с образным изображением данной фигуры на плоскости. Также благодаря этой методике можно оценить уровень развития пространственной ориентировки ребенка.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные методики исследования мыслительной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта, для диагностики образно-схематического мышления наиболее подходящими являются методика «Лабиринт» и методика «Тест Когана». Это обосновывается тем, что данные методики позволяют наиболее полно оценить уровень развития непосредственно образно-схематического мышления, а также отдельных его компонентов, таких как пространственная ориентировка, зрительный гнозис, умение читать и понимать схемы или схематические изображения, логичность выполнения задания, умение видеть скрытые взаимосвязи между образами и их признаками и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...