Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика предприятия и анализ организационной структуры.




Прежде чем приступить к непосредственному анализу деятельности предприятия, в первом параграфе необходимо дать общую характеристику организации (организационно-правовая форма, время создания, ресурсы которыми располагает, учётная политика…) и проанализировать организационную структуру, которая оказывает существенное влияние на способность предприятия выполнять необходимые функции, на характер коммуникационного процесса, процесса принятия решений, на количественные и качественные характеристики персонала, а следовательно, и на общую эффективность предприятия.

Организационная структура должна быть изображена схематично в самом тексте работы или в приложениях.

Требуется показать:

· насколько структура соответствует виду деятельности осуществляемой предприятием;

· к какому типу относится;

· её преимущества и недостатки;

· какое влияние она оказывает на степень формализации организации (количество формально установленных норм, правил, процедур и т.д.);

· соотношение централизации и децентрализации;

· как можно охарактеризовать организацию с точки зрения её комплексности (количество уровней в иерархии управления, степень территориального распределения, степень диверсификации и т.д.).

 

Ошибка! Написание первого параграфа зачастую превращается в копирование должностных инструкций персонала, которые никакого отношения не имеют к теме работы.

 

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Во втором параграфе проводится анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия за три года (анализ может проводиться поквартально в случае, если характер спроса носит явно выраженный сезонный характер, как в туриндустрии). Основной информационной базой для данного параграфа являются данные бухгалтерской отчётности (формы 1-5, в основном 1 и 2). Этапы анализа изображены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 Этапы анализа

Таблица 1: Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Показатель 201… 201… 201…
  Выручка (ед. изм.)      
  Себестоимость(ед. изм.)      
  Прибыль (ед. изм.)      
  Фонд оплаты труда (ед. изм.)      
  Численность персонала (ед. изм.)      
  Производительность (ед. изм.)      
  Рентабельность продаж (ед. изм.)      
  Рентабельность деятельности(ед. изм.)      

В ряде тем, связанных в первую очередь с проблемами управления персоналом, целесообразно провести общий анализ предприятия с точки зрения баланса в структуре персонала и оплате труда. Данный тип анализа особенно актуален если объектом исследования избрано государственное (муниципальное) предприятие (организация), где нарушение этого баланса встречается наиболее часто. Пример представлен на рисунке 2:

 

Структура фонда заработной платы ОАО «Факел
Структура численности ОАО «Факел»
ОАО «Факел»
1.01.08 1.01.09. 1.03.09
1.01.08 1.01.09. 1.03.09

Рисунок 2. Общий анализ предприятия.

В начале данного параграфа было дано понятие эффективности, но нужно понимать каким образом формируется результат и что представляют собой затраты. Эта информация находится в Отчёте о прибылях и убытках (форма №2), который можно изобразить схематично (рисунок 3).

Данная форма подлежит анализу, схема которого приведена на рисунке 4.

В себестоимости продукции необходимо выделить наиболее весомые и быстрорастущие статьи, после чего проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства.

Для проведения углубленного анализа целесообразно разделить затраты на постоянные и переменные, что позволит рассчитать минимальный объём продаж, обеспечивающий покрытие всех расходов, то есть «точку безубыточности». Кроме того появится возможность оценить и скорректировать производственную программу для получения максимальной прибыли при заданных ограничениях (продажи, финансовые и производственные ресурсы и т.д.)

Пример анализа затрат приведён на рисунке 5.

Рисунок 3 Отчёт о прибылях и убытках.

Рисунок 4. Анализ отчёта о прибылях убытках

 
 
 
ОАО «Вулкан»

Рисунок 5. Анализ затрат.

 

Для правильной оценки состояния организации необходимо разобраться в структуре активов и пассивов предприятия, которая изображена на рисунках 6 и 7, а так же ознакомиться с понятием денежных потоков.

Рисунок 6. Анализ структуры активов.

Рисунок 7. Анализ структуры пассивов.

Одним из главных условий нормальной деятельности компании является обеспеченность денежными средствами, оценить которую позволяет анализ денежных потоков.

Различают денежные потоки:

· от основной деятельности (операционные): движение денежных средств в процессе производства и реализации основной продукции;

· от инвестиционной деятельности: доходы и расходы от инвестирования средств и реализация внеоборотных средств;

· от финансовой деятельности: получение и выплата кредитов, выпуск акций и т.д.

Рассчитать величину денежных потоков по каждому виду деятельности и проанализировать основные притоки и оттоки денежных средств можно по данным баланса и формы №2. Схема формирования денежных потоков приведена на рисунке 8.

Рисунок 8. Схема формирования денежных потоков.

Наиболее важным показателем является величина денежного потока от основной деятельности. Необходимо, чтобы суммы поступлений средств было достаточно, как минимум, для покрытия всех расходов, связанных с производством и реализацией продукции

Анализ денежного потока позволяет получить ответы на вопросы:

· Чем объясняются различия между полученной прибылью и наличием денежных средств?

· Откуда получены и на что использованы денежные средства?

· Достаточно ли полученных средств для обслуживания текущей деятельности?

· Хватает ли предприятию средств для инвестиционной деятельности?

· В состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим долгам?

 

В зависимости от темы исследования как правило возникает необходимость использовать ряд других показателей, позволяющих определить состояние предприятия и, главное, степень влияния исследуемых процессов на это состояние.

К ним относятся показатели:

1. Ликвидности баланса: показывают, в какой степени предприятие способно расплатиться по краткосрочным обязательствам текущими активами.

Для оценки ликвидности используются коэффициенты:

·

·

·

 

В качестве базового можно использовать коэффициент общей ликвидности. Два других коэффициента используются в случае необходимости углубления анализа для отражения влияния отдельных статей текущих активов

Снижение значения ликвидности чаще всего говорит об общем ухудшении ситуации с обеспеченностью оборотными средствами и о необходимости серьезных мер по управлению ими.

Еще одним показателем ликвидности является величина собственных оборотных средств - разность между текущими активами и текущими обязательствами (рисунок 9).

Рисунок 9. Собственные оборотные средства.

 

2. Финансовой устойчивости: отражают уровень риска деятельности компании и зависимости от заемного капитала

В качестве оценочных коэффициентов используются:

·

·

·

 

В качестве базового можно использовать коэффициент финансирования. Коэффициенты автономии и маневренности собственных средств позволяют дать более детальную оценку структуры капитала

 

3. Деловой активности (оборачиваемости).

Для оценки эффективности использования собственных оборотных средств используются коэффициенты оборачиваемости:

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

Эти коэффициенты используются также при анализе финансовой деятельности компании.

· Показатель оборачиваемости активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности их использования

Еще одним параметром, оценивающим интенсивность использования активов является показатель периода оборота в днях, рассчитываемый как отношение длительности выбранного периода к оборачиваемости активов за данный период.

 

Рентабельности.

· Рентабельность продаж является одним из важнейших показателей эффективности деятельности компании. Он рассчитывается как:

 

Этот коэффициент показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции.

Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший

аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также оценивает долю себестоимости в продажах.

 

· Рентабельность активов - это комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на рубль активов компании:

 

Для оценки влияния различных факторов можно использовать другую формулу:

 

 

 

Ошибка! В работе рассматривается ряд показателей, но студент не может связать их между собой, не понимает их экономического смысла и характера взаимозависимости.

 

Необходимо учитывать не только значения показателей и их динамику, но и взаимное влияние коэффициентов друг на друга (рисунок 10).

 

Рисунок 10. Схема взаимосвязей показателей.

 

Как видно из представленной схемы, причины ухудшения рентабельности активов, могут лежать как в снижении рентабельности продаж, так и в уменьшении оборачиваемости активов

Причиной ухудшения рентабельности продаж может быть рост себестоимости продукции

Для решения этой проблемы необходимо проработать механизмы управления затратами:

• выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения

• произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности

• проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе вклада на покрытие, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции

 

Еще одной причиной может быть падение объема продаж. Это приводит к росту себестоимости единицы продукции из-за увеличения в ней доли постоянных (накладных) расходов, что также снижает рентабельность продаж

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение объема продаж к активам.

Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинговой работе, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Снижения величины активов можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:

• продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

• снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

• уменьшения дебиторской задолженности.

При управлении собственными оборотными средствами нужно также учитывать ограничения по ликвидности

Необходимо выбирать между уменьшением оборотных средств, положительно влияющим на рентабельность активов, и снижением общей ликвидности, которая может привести к невозможности расплатиться с кредиторами.

В связи с этим важно использовать методики управления текущими активами и пассивами:

• контроль оборачиваемости текущих активов и обязательств;

• совершенствование кредитной политики;

• управление инкассацией дебиторской задолженности и погашением кредиторской задолженности.

В результате проведённого анализа, можно получить результаты, позволяющие определить причины проблем(рисунок 11).

 

Рисунок 11. Пример использования результатов анализа.

 

Таким образом, можно определить то направление деятельности, которое существенно влияет на эффективность организации и связано с темой работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...