Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение психомоторной и функциональной асимметрии учащихся (спортсменов)




Цель задания: исследование влияния психомоторных и функциональных асимметрий учащегося на процесс выполнения физических упражнений и составление их индивидуального профиля асимметрии (ИПА).

Содержание задания. Практическое освоение данной темы студентами включает задания на исследование моторной, сенсорной асимметрии, психической асимметрии, определение ИПА. Исследование моторной асимметрии предусматривает определение ведущей руки и ноги, сенсорной – ведущего глаза, психической – типа полушарной активности головного мозга. ИПА строится на основе полученных данных. Студенту необходимо изучить моторные, сенсорные и психические асимметрии у всех учащихся класса, описать их ИПА и на этом основании:

а) определить склонность учащихся к определённым видам спорта;

б) выявить учащихся, уже занимающихся какими-либо видами спорта, и описать взаимосвязи между ИПА и особенностями овладения этими видами спорта у данных учащихся.

Под функциональной асимметрией (ФА) понимается неравенство функций полушарий головного мозга, проявляющееся на моторном, сенсорном и психическом уровнях. При этом моторная (или двигательная), сенсорная и психическая асимметрия взаимосвязаны между собой.

Моторная асимметрия – это совокупность неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Моторные асимметрии присущи всем людям. В циклических видах физических упражнений одинаково задействованы обе стороны тела, обе руки, обе ноги спортсмена. В ациклических видах физических упражнений обычно более активными являются ведущая рука и ведущая нога спортсмена, что важно учитывать в двигательном обучении и спортивной тренировке.

Сенсорная асимметрия – это проявление неравенства функций органов чувств. Сенсорные асимметрии характерны для парных дистантных органов чувств человека (глаз и ушей). При этом самооценка ведущегоглаза и уха часто не совпадает с данными специального обследования. Следует также учитывать, что сенсорная асимметрия по зрению (ведущий глаз) является более значимой, чем асимметрия по слуху. Особенно для обучения стрелков и спортсменов в различных видах единоборств с ациклическим характером двигательной деятельности и необходимостью постоянной концентрации внимания на точности выполняемых двигательных действий (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, бокс, фехтование и др.).

Психическая асимметрия рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле проявляется в организации отражения окружающей действительности, а в широком смысле – в обеспечении целостной нервно-психической деятельности человека. В возрастном аспекте психическая асимметрия является более поздним образованием, чем моторная и сенсорная, что обусловлено развитием лобных долей головного мозга вплоть до 15–16 лет.ФА спортсменов рассматривается как фактор достижения высоких спортивных результатов.

Показано, что влияние ФА зависит от специфики вида спорта. В зависимости от вида спорта ФА является либо положительным, либо отрицательным фактором. Под влиянием спортивной деятельности ФА может усиливаться (например, теннис, волейбол, единоборства, стрелковые виды и др.) или, наоборот, сглаживаться (циклические виды спорта, прыжки в воду, прыжки на батуте и др.)

Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) – это присущее конкретному человеку (спортсмену) сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий. Он может быть односторонним (правосторонним или левосторонним) и смешанным. У большинства людей отмечена правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности), слуха и левосторонняя асимметрия функций осязания, обоняния, вкуса.

В целом ФА спортсменов изучается в рамках проблемы реализации индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе, формирования индивидуального стиля деятельности, а также спортивной ориентации и отбора.

Функциональная специализация полушарий мозга

Правое полушарие Левое полушарие
Невербальное эмоциональное (импульсивное) поведение Образная память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (познание мира через органы чувств) Отрицательная эмоциональная окраска ситуаций Опора на прошлый опыт Осознаваемое, специально планируемое поведение Логическая память и мышление (абстрактное познание мира)   Положительная эмоциональная окраска ситуаций. В настоящем – опора на будущее

1.3.2.1 Исследование моторных асимметрий

Задания для определения ведущей руки

Самооценка»

Инструкция: «Какая рука, по вашему мнению, является у вас ведущей, т.е. более активной».

Аплодисменты»

Инструкция: «Давайте представим, что мы на концерте и аплодируем выступающим. Ведущей является рука, которая более активна, т.е. ударяет по ладони другой. Если вы держите ладони параллельно, то доминирования не выявлено и по данному тесту вы – амбидекстр».

Поза Наполеона»

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

Переплетение пальцев»

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По команде сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

Поднимите упавшую ручку»

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука – это рука, в которой вы держите поднятую ручку».

Динамометрия»

Инструкция 1:«Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2:«Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжмите усилие, а затем 1/2от данного усилия. Аналогичную процедуру выполните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему отклонению от идеального 1/2 усилия. Например, вы правой рукой показали 32, а 1/2 усилия – 22 (ошибка составила +5). А левой рукой – 30 и 13 (ошибка –2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

Рисунок»

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По команде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой – круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой – квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

Поймать мяч»

Инструкция: «Встаньте в парах на расстоянии 3–5 шагов друг напротив друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его должен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы поймали мяч, является ведущей».

9. «Бросок»

Инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть в нее шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух метров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попаданию».

Протокол исследования

№ п/п Название задания Правая Левая
  «Самооценка»    
  «Аплодисменты»    
  «Поза Наполеона»    
  «Ручка»    
  «Переплетение пальцев»    
  «Динамометрия»    
  а) максимальное усилие    
  б) 1/2максимального усилия    
  «Рисунок»    
  «Поймать мяч»    
  «Бросок»    
  Итого:    
  Ведущая рука:    

Задания для определения ведущей ноги

Самооценка»

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч. Какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

Нога на ногу»

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху – ведущая».

Шаг вперед»

Инструкция: «Задание выполняется из исходного положения стоя. По команде поднимитесь на носки, а затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, которой вы сделали шаг, является ведущей.

Ступенька»

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде поднимитесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали движение, является ведущей (маховой)».

5. «Длина шага»

Инструкция: «Задание выполняют одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу, по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по сантиметровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же – левой. Ведущая нога определяется по лучшему результату».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...