Понятие и предмет антимонопольного (конкурентного) права.
Стр 1 из 51Следующая ⇒ Характерной чертой конкурентного права является широкое включение в него экономических знаний, понятий и категорий. Конкурентное (антимонопольное) право является одним из регуляторов хозяйственной деятельности. Объектом антимонопольного (конкурентного) права как одной из комплексных отраслей законодательства, регулирующих рыночную, хозяйственную деятельность, являются общественные отношения в экономической сфере, связанные с вопросами конкуренции и монополии. Антимонопольное право, имея предмет и объект, определенную сферу регулирования и круг субъектов регулирования, в то же время применяет самые разнообразные методы правового регулирования, характерные для различных отраслей права: например, гражданско-правовой метод дозволений или диспозитивный метод и метод императивных предписаний, властного принуждения, характерный для административного права и иных публично-правовых отраслей. С теоретико-правовой точки зрения конкурентное право, формируясь вокруг своего объекта -общественные отношения в экономической сфере, связанные с вопросами конкуренции и монополии, — для осуществления такого регулирования использует правовые институты различных правовых отраслей, таких как конституционное, гражданское, гражданско- и арбитражно-процессуальное административное, уголовное и уголовно-процессуальное право. Антимонопольное (конкурентное) право - это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии. Под отношениями, регулируемыми антимонопольным (конкурентным) правом, следует понимать общественные отношения, в которых могут участвовать физические и юридические лица, включая потребителей, хозяйствующих субъектов, находящихся или не находящихся в конкурентных отношениях друг с другом, органы государственной власти и местного самоуправления, объединения физических и юридических лиц. Эти отношения возникают в сфере конкуренции и монополии, права и обязанности их участников определены нормами законодательства, регулирующего отношения в сфере конкуренции и монополии.
Не являясь отраслью права, антимонопольное (конкурентное) право тем не менее образует самостоятельную область правовой науки и относится к правовым дисциплинам. Предмет антимонопольного (конкурентного) права в качестве правовой и учебной дисциплины или учебного курса составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере конкуренции и монополии, административная и судебная практика в данной области, история развития антимонопольного (конкурентного) права в России и за рубежом, отечественная и зарубежная правовая доктрины в области антимонопольного (конкурентного) регулирования, зарубежное антимонопольное (конкурентное) законодательство, отечественный и зарубежный опыт правового регулирования конкуренции и монополии, экономические знания в сфере антимонопольного (конкурентного) регулирования. Специфика предмета конкурентного права обусловлена прежде всего тем важным значением, которое играет в построении и функционировании системы конкурентного права экономическая теория. Вторым отличием предмета российской науки антимонопольного (конкурентного) права является применение сравнительно-правового метода исследования. Это связано с тем, что в силу специфики экономической и политической жизни России в XX в. конкурентное право после революционных потрясений 1917 г. практически прекратило свое развитие, а после завершения периода НЭПа и те немногие проконкурентные нормы, которые действовали в советском праве, были исключены, за небольшими исключениями, относящимися к сфере внешней торговли. Между тем во многих странах, экономика которых развивалась в условиях свободного рынка, в этот период конкурентное законодательство активно развивалось. Накопленный за этот период зарубежный опыт в данной области, творчески адаптированный к условиям российских политических, экономических, правовых, социально-культурных и мировоззренческих реалий важно использовать для построения эффективной отечественной системы правового регулирования конкуренции и монополии.
Субъектный состав регулирования антимонопольного (конкурентного) права в узком смысле образуют хозяйствующие субъекты, индивидуальные предприниматели участвующие в регулируемых нормами права отношениях в сфере конкуренции, а также потребители и органы власти и их должностные лица, уполномоченные в той или иной сфере правового регулирования конкуренции и монополии. В широком смысле, представляется, что субъектный состав регулирования антимонопольного (конкурентного) права состоит из самого обширного круга частных лиц и публичных органов и организаций, участвующих в отношениях, связанных с конкуренцией и монополией. Это хозяйствующие субъекты, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую, хозяйственную деятельность, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, ответственные за те или иные аспекты реализации норм конкурентного права, потребители товаров, работ и услуг, а также все публичные и частные лица, на которых распространяется обязанность воздерживаться от нарушения правил, предусмотренных конкурентным правом, лица, допустившие такое нарушение или действия которых рассматриваются как такое нарушение. Представляется, что критерием отнесения тех или иных лиц к кругу субъектов конкурентного права выступает наличие признаков их участия в отношениях конкуренции и/или монополии, урегулированных теми или иными нормами, институтами, механизмами конкурентного права. Как уже отмечалось, в субъектный состав конкурентного права входят и потребители, правой статус которых в конкурентном праве имеет свои особенности по сравнению с аналогичным статусом, закрепленным в законодательстве о защите прав потребителей. Об особенностях правового статуса потребителя и вообще о специфике защиты прав потребителей в антимонопольном (конкурентном) праве речь будет идти далее.
Цели и задачи антимонопольного (конкурентного) права. Цель правового регулирования конкуренции и монополии — обеспечение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, зашита публичных экономических интересов, в том числе интересов потребителей продукции. Задачи правового регулирования в данной сфере — государственная поддержка и защита конкуренции, осуществляемая посредством следующих правовых способов: - создания необходимых условий для существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений); - признания за субъектом предпринимательства права на конкуренцию и зашиты этого права; - контроля за монополизацией предпринимательской деятельности (за доминирующим положением, концентрацией капиталов); - предупреждения и преследования правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц) и других способов. Механизмы обеспечения конкуренции при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с ФЗ №135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» и ФЗ №94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». ФЗ «О защите конкуренции»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|