Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и предмет антимонопольного (конкурентного) права.




Характерной чертой конкурентного права является широкое вклю­чение в него экономических знаний, понятий и категорий.

Конкурентное (антимонопольное) право является одним из регу­ляторов хозяйственной деятельности. Объектом антимонопольного (конкурентного) права как одной из комплексных отраслей законода­тельства, регулирующих рыночную, хозяйственную деятельность, яв­ляются общественные отношения в экономической сфере, связанные с вопросами конкуренции и монополии. Антимонопольное право, имея предмет и объект, определенную сферу регулирования и круг субъектов регулирования, в то же время применяет самые разнообраз­ные методы правового регулирования, характерные для различных отраслей права: например, гражданско-правовой метод дозволений или диспозитивный метод и метод императивных предписаний, вла­стного принуждения, характерный для административного права и иных публично-правовых отраслей. С теоретико-правовой точки зрения конкурентное право, формируясь вокруг своего объекта -общественные отношения в экономической сфере, связанные с во­просами конкуренции и монополии, — для осуществления такого регулирования использует правовые институты различных правовых отраслей, таких как конституционное, гражданское, гражданско- и арбитражно-процессуальное административное, уголовное и уго­ловно-процессуальное право.

Антимонопольное (конкурентное) право - это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии.

Под отношениями, регулируемыми антимонопольным (конкурент­ным) правом, следует понимать общественные отношения, в которых могут участвовать физические и юридические лица, включая потреби­телей, хозяйствующих субъектов, находящихся или не находящихся в конкурентных отношениях друг с другом, органы государственной власти и местного самоуправления, объединения физических и юри­дических лиц. Эти отношения возникают в сфере конкуренции и мо­нополии, права и обязанности их участников определены нормами законодательства, регулирующего отношения в сфере конкуренции и монополии.

Не являясь отраслью права, антимонопольное (конкурентное) пра­во тем не менее образует самостоятельную область правовой науки и относится к правовым дисциплинам.

Предмет антимонопольного (конкурентного) права в качестве пра­вовой и учебной дисциплины или учебного курса составляют норма­тивные правовые акты, регулирующие отношения в сфере конкурен­ции и монополии, административная и судебная практика в данной области, история развития антимонопольного (конкурентного) права в России и за рубежом, отечественная и зарубежная правовая доктри­ны в области антимонопольного (конкурентного) регулирования, за­рубежное антимонопольное (конкурентное) законодательство, отече­ственный и зарубежный опыт правового регулирования конкуренции и монополии, экономические знания в сфере антимонопольного (конкурентного) регулирования.

Специфика предмета конкурентного права обусловлена прежде всего тем важным значением, которое игра­ет в построении и функционировании системы конкурентного права экономическая теория. Вторым отличием предмета российской науки антимонопольного (конкурентного) права является применение срав­нительно-правового метода исследования. Это связано с тем, что в силу специфики экономической и политической жизни России в XX в. конкурентное право после революционных потрясений 1917 г. практически прекратило свое развитие, а после завершения периода НЭПа и те немногие проконкурентные нормы, которые действовали в советском праве, были исключены, за небольшими исключениями, относящимися к сфере внешней торговли. Между тем во многих странах, экономика которых развивалась в условиях свободного рынка, в этот период конкурентное законодательство активно развивалось. Накопленный за этот период зарубежный опыт в данной об­ласти, творчески адаптированный к условиям российских политиче­ских, экономических, правовых, социально-культурных и мировоз­зренческих реалий важно использовать для построения эффектив­ной отечественной системы правового регулирования конкуренции и монополии.

Субъектный состав регулирования антимонопольного (конкурент­ного) права в узком смысле образуют хозяйствующие субъекты, инди­видуальные предприниматели участвующие в регулируемых нормами права отношениях в сфере конкуренции, а также потребители и орга­ны власти и их должностные лица, уполномоченные в той или иной сфере правового регулирования конкуренции и монополии. В широ­ком смысле, представляется, что субъектный состав регулирования ан­тимонопольного (конкурентного) права состоит из самого обширного круга частных лиц и публичных органов и организаций, участвующих в отношениях, связанных с конкуренцией и монополией. Это хозяй­ствующие субъекты, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую, хозяйст­венную деятельность, органы государственной власти и местного са­моуправления и их должностные лица, ответственные за те или иные аспекты реализации норм конкурентного права, потребители товаров, работ и услуг, а также все публичные и частные лица, на которых рас­пространяется обязанность воздерживаться от нарушения правил, предусмотренных конкурентным правом, лица, допустившие такое нарушение или действия которых рассматриваются как такое наруше­ние. Представляется, что критерием отнесения тех или иных лиц к кругу субъектов конкурентного права выступает наличие признаков их участия в отношениях конкуренции и/или монополии, урегулирован­ных теми или иными нормами, институтами, механизмами конку­рентного права.

Как уже отмечалось, в субъектный состав конкурентного права входят и потребители, правой статус которых в конкурентном праве имеет свои особенности по сравнению с аналогичным статусом, за­крепленным в законодательстве о защите прав потребителей. Об осо­бенностях правового статуса потребителя и вообще о специфике за­щиты прав потребителей в антимонопольном (конкурентном) праве речь будет идти далее.

Цели и задачи антимонопольного (конкурентного) права.

Цель правового регулирования конкуренции и монополии — обеспе­чение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, зашита публичных экономических интересов, в том числе интересов потребителей продукции.

Задачи правового регулирования в данной сфере — государственная поддержка и защита конкуренции, осуществляемая посредством сле­дующих правовых способов:

- создания необходимых условий для существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отноше­ний);

- признания за субъектом предпринимательства права на конку­ренцию и зашиты этого права;

- контроля за монополизацией предпринимательской деятельно­сти (за доминирующим положением, концентрацией капиталов);

- предупреждения и преследования правонарушений (монополи­стической деятельности, недобросовестной конкуренции, противо­правных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц) и других способов.

Механизмы обеспечения конкуренции при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с ФЗ №135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» и ФЗ №94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

ФЗ «О защите конкуренции»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...