Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов




1. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с настоящим Федеральным законом, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

9. Финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) соглашений между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством РФ;

2) соглашений между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам;

3) соглашений, являющихся договорами об оказании финансовых услуг, а также соглашений, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг;

4) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности;

5) соглашений о расторжении ранее достигнутых соглашений;

6) соглашений об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений;

7) соглашений, являющихся предварительными договорами.

10. Форма указанного в части 9 настоящей статьи уведомления устанавливается федеральным антимонопольным органом. К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) копия соглашения в письменной форме с приложениями;

2) сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности;

11. Федеральный антимонопольный орган не вправе запрашивать у финансовых организаций иные документы.

12. Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.

В ст. 18 закона о защите конкуренции расширен перечень лиц, на которые возлагается обязанность осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или аукциона. Помимо органов власти, такая обязанность возложена на субъекты естественных монополий и государственные внебюджетные фонды. Законодатель определяет закрытый перечень финансовых услуг, которые оказываются финансовыми организациями, отобранными на конкурсе или по итогам аукциона. При этом отбор финансовых организаций должен осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Особенностью закона о защите конкуренции является новация в отношении возможности принудительного разделения или выделения финансовых организаций. Предусматривается возможность принятия судом решения по иску антимонопольного органа о принудительном разделении таких организаций в случае систематического осуществления монополистической деятельности. В отношении кредитных организаций антимонопольный орган подает иск в суд по согласованию с Банком России.

4. Органы, осуществляющие конкурентную политику в РФ: виды, основные функции и полномочия.

Президент России. Полномочия Президента России в области кон­курентной политики (регулирования отношений конкуренции и мо­нополии) условно можно разделить на две группы:

1.общие -связаны с общими функциями Президента России по участию в разработке и реализации государственной политики в це­лом:

- подписание федеральных законов,

- утверждение состава Правительства, а значит и руководителей федеральных органов вла­сти, ответственных за реализацию политики в сфере конкуренции и монополии

- внешнеполитические функции и пол­номочия, в том числе взаимодействие, проведение переговоров с ру­ководством и представителями зарубежных государств и международ­ных организаций, в предмет которых также могут входить различные вопросы конкурентной политики.

2.специ­альные – связаны с непосредственным руководством, контролем, регули­рованием сфер, связанных с вопросами конкуренции и монополии, которые находятся в ведении Президента в соответствии с Конститу­цией России, федеральными законами.

Правительство Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование конкуренции и монополии в пределах своих полномочий, на основе, в соответствии и во исполнение федерального законодательства, соответствующих указов Президента России. В ве­дение Правительства России входит целый ряд федеральных органов исполнительной власти, ответственных за различные направления реализации конкурентной политики, в том числе Минэкономразви­тия России, ФАС России, Федеральная служба по тарифам (ФСТ Рос­сии), Роспатент. При этом в отношении ФАС России и ФСТ России Правительство России осуществляет непосредственное руководство и контроль.

В целях координации государственной политики между органами исполнительной власти, осуществления межведомственного взаимо­действия по различным вопросам государственной политики, входя­щим в компетенцию Правительства России, Правительством созданы и при Правительстве же действуют различные межведомственные координационные и совещательные органы, в том числе комиссии, комитеты, консультативные советы. В рамках целого ряда соответст­вующих координационных и совещательных органов, созданных Правительством России, осуществляется, в частности, координация межведомственного взаимодействия, разработка и реализация согла­сованной государственной политики по различным направлениям конкурентного направления.

К координационным и совещательным ор­ганам Правительства России относятся:

—Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;

—Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и ис­пользованию;

—Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

—Комиссия Правительства Российской Федерации по законопро­ектной деятельности;

—Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Фе­дерации с Организацией экономического сотрудничества и развития;

—Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике;

—Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, и др.

Антимонопольный орган (ФАС России Рассматривая в целом полномочия и формы деятельности Феде­ральной антимонопольной службы, следует выделить несколько таких групп полномочий и форм деятельности:

1. Нормотворческие функции и полномочия, обусловленные особым статусом службы, не имеющей над собой головного министерства и подчиняющейся непосредственно Правительству России, что требует непосредственного участия в разработке нормативно-правовой базы в сфере конкурентного регулирования. В рамках данных полномочий ФАС России:

- принимает собственные нормативные правовые акты - приказы в области антимонопольного контроля и надзора, разрабатываемые и утверждаемые во исполнение конкурентного законодательства;

- представляет свои замечания и предложения по проектам феде­ральных законов, иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов конкуренции и монополии, сферы компетенции ФАС Рос­сии, поступающих в том числе из Федерального Собрания Россий­ской Федерации, федеральных органов исполнительной власти;

- представляет в Правительство России собственные проекты фе­деральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере своей компетенции, например ФАС России непосредственно инициировал разработку проектов федеральных законов «О защите конкуренции», «О рекламе» и др.

2. Контрольно-надзорные функции и полномочия. В рамках данных функций и полномочий ФАС России, в частности:

- в целях предупреждения монополистической деятельности осу­ществляет контроль экономической концентрации, предварительное согласование соглашений хозяйствующих субъектов, которые запре­щены антимонопольным

- законодательством, но могут быть признаны допустимым в случаях и порядке, предусмотренном антимонополь­ным законодательством;

- в целях пресечения возбуждает и рассматривает дела о наруше­ниях конкурентного законодательства, в том числе антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе (в пределах своей ком­петенции), о естественных монополиях (в пределах своей компетен­ции), законодательства о размещении государственных и муници­пальных заказов (в пределах своей компетенции) и других сфер зако­нодательства, контроль и надзор в области которых отнесен к компетенции ФАС России;

- проводит проверки соблюдения конкурентного законодательства органами публичной администрации, в том числе органами власти, физическими лицами, организациями в рамках своей компетенции;

- выдает заключения о соответствии требованиям конкуренции специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер и иных при импорте товаров, в отношении иностранных государств и производителей, вводимых уполномоченными государством органами власти;

- иным образом участвует в реализации таможенно-тарифной по­литики государства в целях обеспечения добросовестной конкуренции и реализации целей конкурентной политики.

3.Осуществляет аналитическую деятельность, в том числе в целях контрольно-надзорной деятельности, в частности, проводит анализ товарных рынков и рынков финансовых услуг, исследует зарубежный опыт конкурентного законодательства и практики в целях совершен­ствования отечественных механизмов конкурентного регулирования.

4.Осуществляет международное сотрудничество в целях реализа­ции своих полномочий, в частности:

- участвует в межгосударственном совете по антимонопольной по­литике стран СНГ, в том числе осуществляет с антимонопольными органами стран СНГ обмен информации, совместное обсуждение и разработку мер национальных законодательных систем стран СНГ в области конкурентного регулирования в целях их гармонизации и со­вершенствования, участвует в совместных с органами других стран СНГ расследованиях трансграничных правонарушений в сфере кон­куренции и монополии и др;

- участвует в конференции конкурентных ведомств стран мира — Международной конкурентной сети - в целях, в частности, обмена опытом, обсуждения и совершенствования национальных механизмов конкурентного регулирования;

- иным образом взаимодействует с зарубежными конкурентными ведомствами, в том числе посредством организации двухсторонних и многосторонних семинаров, встреч с их участием для обмена опытом; осуществляет подготовку и подписание международных межведомст­венных соглашений;

- участвует в международных форумах, в том числе экономиче­ских, юридических и иных конференциях, в которых затрагиваются вопросы конкурентной политики;

- осуществляет иные международные контакты и в иных формах осуществляет международное сотрудничество в целях реализации конкурентной политики в рамках предоставленных полномочий.

5. Организационные полномочия, связанные с необходимостью управ­ления антимонопольной службой, решением кадровых вопросов, организацией деятельности антимонопольного органа, в том числе хозяйственного обеспечения его деятельности, координацией и не­посредственным управлением деятельности территориальных орга­нов ФАС России, распределением полномочий между центральным аппаратом и территориальными органами и другими организацион­ными вопросами.

При ФАС России действуют: Экспертный совет по вопросам свя­зи, Экспертный совет по железнодорожному транспорту, Экспертный совет по агропромышленному комплексу, Экспертный совет по при­менению антимонопольного законодательства в части защиты от не­добросовестной конкуренции, Экспертный совет по применению за­конодательства о рекламе и др.

Федеральная служба по тарифам. - регулирует вопросы тарифов субъектов естественных монополий. К региональным органам тарифного регулиро­вания относятся, например, энергетические комиссии субъектов России — региональные энергетические комиссии и др.

Минэкономразвития России осуществляет непосредствен­ную подготовку и разработку таможенно-тарифных мер, введение ко­торых в том числе связано с реализацией конкурентной политики России. Разработка указанных таможенно-тарифных мер осуществля­ется во взаимодействии с ФАС России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти России. Осу­ществляет полномочия, связанные с проведением предварительной, подготовительной работы в области международно-правового регули­рования экономических отношений с участием России, прямо или косвенно касающихся вопросов международной конкуренции, меж­дународно-правового регулирования конкуренции и монополии, в том числе связанной с заключением международных дву- и многосто­ронних экономических, торговых договоров, с вступлением и участи­ем России в международных организациях, в рамках которых осуще­ствляется международное конкурентное регулирование, в частности, в рамках ВТО, СНГ, АТЭС и др. Одним из направлений непосредственного участия в реализации конкурентной политики является разработка и внедрение программ, направленных на развитие конкуренции.

Федеральная служба по интеллектуальной собст­венности, патентам и товарным знакам (Роспатент) участвует в противо­действии недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. К компе­тенции Роспатента, который находится в ведении Министерства образования и науки РФ, относятся, в частности, функции и полно­мочия по контролю и надзору в области охраны временных моно­польных прав в сфере интеллектуальной собственности.

Центральный банк России, осуществляющий ряд властных полно­мочий в регулировании кредитной и банковской системы, участвует в формировании нормативно-правовых основ конкурентного регулиро­вания на рынках кредитных услуг. Наряду с участием в нормировании правового регулирования конкуренции на рынке кредитных услуг, Банк России принимает участие в контрольно-надзорной деятельности в данной области. В частности, представители Банка России участвуют в коли­честве 50% в составе комиссий, образуемых антимонопольным орга­ном для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законода­тельства кредитными организациями на рынке банковских услуг.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) России - участвует в контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой антимонопольным органом в отношении нарушений финансовыми организациями антимонопольного законодательства, но в пределах своей компетенции, предоставленной антимонопольным законода­тельством. Так, согласно ч. 4 ст. 40 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства финансовыми организациями (за исключением кредитных организа­ций), имеющими лицензии, выданные федеральным органом испол­нительной власти по рынку ценных бумаг, в состав комиссии вклю­чаются представители указанного федерального органа исполнитель­ной власти, которые составляют половину членов комиссии. В настоящее время функции данного органа выполняет Федеральная служба по финансовым рынкам.

Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства. является постоянно действующим орга­ном, образованным для обеспечения координации деятельности орга­нов исполнительной власти и взаимодействия с представителями пред­принимательского сообщества по выработке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Прокуратура РФ. Полномочия органов прокуратуры связаны прежде всего с расследованием уго­ловных преступлений, нарушающих законодательство о конкурен­ции и монополии, а также с осуществлением общих надзорных пол­номочий за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе регулирующего вопросы, относящиеся к сфере конку­ренции и монополии.

Следователи Следственного комитета при Прокуратуре Россий­ской Федерации и органов внутренних дел наделены полномочиями по проведению предварительного следствия по уголовным делам, связанным с нарушениями норм законодательства о конкуренции и монополии.

Органы внутренних дел. Основные полномочия органов внутренних дел в области конку­рентной политики также реализуются посредством расследования уголовных преступлений, связанных с нарушением конкурентного законодательства. Кроме того, органы внутренних дел оказывают со­действие ФАС России и при необходимости иным уполномоченным в сфере регулирования конкуренции и монополии органам исполни­тельной власти в проведении различных контрольно-надзорных дей­ствий, в частности, проверок, требующих обеспечения свободы досту­па в помещения, к документам, иногда требующим оперативно-розыскных мероприятий, полномочиями на проведение которых ни ФАС России, ни иные уполномоченные в данной сфере органы не обладают.

Говоря о нормотворческих полномочиях правоохранительных органов, следует назвать МВД России и Генеральную прокуратуру. Данные органы могут, в частности, инициировать разработку и из­менение статей УК РФ, устанавливающих ответственность за пре­ступления, прямо или косвенно связанные с нарушением конку­рентного законодательства, внесение изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство, которые могут способст­вовать более успешному расследованию данных преступлений, изме­нение иных актов, определяющих статус и полномочия правоохрани­тельных органов.

О рганы судебной власти - осуществляют правосудие и судеб­ный контроль, в том числе и по вопросам, связанным с правовыми спорами и нарушениями законодательства в сфере конкуренции и монополии. Среди судебных органов, действующих в данной облас­ти, - суды конституционной юстиции, суды, рассматривающие граж­данские, уголовные и административные дела, в том числе суды об­щей юрисдикции, и арбитражные суды. Кроме того, хозяйственные споры, связанные с применением конкурентного права, могут рас­сматриваться и в третейских судах Российской Федерации.

Механизмы защиты конкуренции от противоправных актов, действий (бездействия) органами публичной администрации и должностных лиц в соответствии с ФЗ №135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» и иными федеральными законами.

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ

1. Указанным органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего ФЗ.

2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (не нашла таких законов).

3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено ФЗ от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ФЗ от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия указанного выше большого перечня органов

Запрещаются соглашения между указанными выше органами или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ (в ред. ФЗ от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ) заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет. Согласно примечанию к указанной статье:

1) лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности следующих условий: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные данным примечанием;

2) не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...