Тема: Психологические теории и направления. Основные психологические школы.
Продолжительность 2 часа
План:
Цель: Изучение теоретических подходов, научных школ и направлений исследований в зарубежной и отечественной психологии.
Обсуждаемые вопросы:
1. Исследование В. Вундтом явлений и фактов сознания как первая форма научного психологического знания. Сознание как специфически человеческий феномен. У.Джеймс – исследование функций сознания. Сравнительный анализ концептуальных подходов в изучении сознания в структурализме и функционализме.
2. Бихевиоризм как наука о поведении (Дж. Уотсон). Поиск единицы поведения в бихевиоризме. Поведение животных и человека в бихевиоризме. Необихевиоризм Б.Скиннера. Гештальтпсихология как течение в психологии (М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин). Тезис об изначальной целостности, структурной организованности психического в гештальтпсихологии. Сравнительный анализ концептуальных подходов в изучении психических явлений в бихевиоризме и гештальтпсихологии.
3. Психоанализ как учение о глубинной психике человека (З.Фрейд). Поиск источников человеческого поведения и действий в психоанализе. Неофрейдизм. Гуманистическая психология как направление психологии, ориентированное на уникальность личности человека (Г.Олпорт, К.Рожжерс, А.Маслоу). Гуманистическая психология как особая форма антропотехники. Сравнительный анализ концептуальных подходов в изучении личности в психоанализе и гуманистической психологии.
4. Человек познающий в когнитивной психологии (У.Найссер). Учение об общественно- исторической обусловленности человеческой психики в отечественной психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Сравнительный анализ специфики исследований когнитивных процессов в отечественной и когнитивной психологии.
Перечень тем рефератов и докладов к семинару:
Необихевиоризм (Э.Толмен, К Халл). Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Г.С.Салливан, Э.Эриксон). Генетическая психология Ж.Пиаже. Социальный бихевиоризм Д.Мида. Теория социального научения А.Бандуры и Д.Роттера Законы научения Э.Л.Торндайка Необихевиоризм Э.Толмена. Становление гештальтпсихологии М.Вертгеймер. Инсайт и принцип изоморфизма В.Келлер. Проблема развития психики в гештальтпсихологии К.Коффка Теория психологического поля К.Левина Гипотетико-дедуктивный подход в необихевиоризме К.Халла. Теория личности Э.Эриксона. Гуманистическая теория личности Э.Фрома Социокультурная теория личности К.Хорни. Описательная психология В.Дильтея. Теория персонализма В.Штерна. Педология комплексная наука о ребенке. Развитие психологии в России в рамках философии (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, С.Л.Франк). И.М.Сеченов – основатель рефлексологического подхода. И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. Объективная психология В.М.Бехтерева. К.Д.Кавелин: национальная и индивидуальная психика в контексте культуры. Психологические проблемы языкознания (А.А.Потебня) Психологические идеи М.М.Троицкого. Г.Г.Шпет: язык, мышление и самосознание. П.П.Блонский: биогенетический подход к проблеме психического развития. А.Б.Залкид: социогенетический подход к проблеме психического развития. Психология как объективная экспериментальная наука (Н.Я.Грот) А.А.Ухтомский – учение о доминанте. Психологические взгляды М.Я.Басова Л.С.Выготский – теория высших психических функций. Воспитание личности в коллективе А.С.Макаренко. С.Л.Рубинштейн – единство сознания и деятельности. А.Н.Леонтьев – психологическая структура деятельности. Теория формирования умственных действий, и понятий П.Я.Гальперина. А.Р.Лурия –создатель нейропсихологии. Психология установки Д. Н. Узнадзе. Физиология построения движений и поведение (Н.А.Берштейн) А.Ф.Лазурский: исследование индивидуальных различий 41. Исследования Б.М.Теплова в области дифференциальной психофизиологии.
42. Б.Г.Ананьев: комплексный подход к изучению человека.
43. Психология запоминания А.А.Смирнов
44. Б.Ф.Ломов - системный подход в психологии.
45. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков теории развивающего обучения.
46. Л.И.Божович –формирование личности в детском возрасте.
47. К.Е.Платонов: динамическая функциональная структура личности.
48. Л.И.Уманский парметрическая концепция коллектива
Список рекомендуемой литературы:
Автор
Название
Вид издания (учебник, учебное пособие)
Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц
Основная литература
Ждан, А.Н.
История психологии от античности до наших дней
Учебник
-М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2007. -576 с.
Марцинковская, Т.Д.
История психологии
Учебное пособие
-М.: Академия, 2007. -538 с.
-М.: Академия, 2004. -544 с.
Саугстад П.
История психологии
Учебное пособие
-Самара: «Бахрах-М», 2008, -544 с.
Дополнительная литература
Адлер, А.
Понять природу человека
Учебное пособие
СПб.: Академический пр-т, 2000. -256 с.
Бандура, А.
Теория социального научения
Учебное пособие
СПб.: Евразия, 2000. -320 с.
Великие психологи/ сост. С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко
Учебное пособие
-Ростов н/Д: Феникс, 2000. -576 с.
Годфруа, Ж.
Что такое психология: в 2-х т. Том 1.
Учебное пособие
-М.: Мир, 1996. -496
История психологии. XX век. п\р П.Я. Гальперина
Хрестоматия
-М.: Академический пр-т. –Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 832 с.
История психологии.(10-е-30-е гг. Период открытого кризиса). п\р П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан: 3-е изд.
Учебное пособие
-Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 480 с.
Клоннингер, С.
Теории личности: познание человека
Учебное пособие
-СПб.: Питер, 2003. -718 с.
Лихи, Т.
История современной психологии
Учебное пособие
-СПб.: Питер, 2003. -448 с.
Лукацкий, М.А., Остренкова, М.Е.
Психология
Учебник
-М.: ЭКСМО, 2007.-416 с.
Лучинин А.С.
История психологии
Учебник
-Ростов н/Д: Феникс, 2005. -416 с.
Овчаренко, В.И., Лейбин, В.М.
Антология российского психоанализа: в 2-х т.
Том 1.
Учебное пособие
-М.: Моск. Психолого- соц. ин-т.: Флинта. 1999. -848 с.
Овчаренко, В.И., Лейбин, В.М.
Антология российского психоанализа: в 2-х т.
Том 2.
Учебное пособие
-М.: Моск. Психолого- соц. ин-т.: Флинта. 1999. -864 с.
Психология личности в трудах зарубежных психологов. п\р А.А.Реана
Хрестоматия по психологии
-СПб.: Питер, 2000. -320 с.
Петровский, А.В.
Записки психолога
Учебное пособие
-М. Изд. УРАО, 2001. -464 с.
Петровский, А.В., Ярошевский М.Г.
История и теория психологии
Учебное пособие
-Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1996.
Т.-1. – 416 с.
Т.-2. – 416 с.
Степанов, С.С.
Век психологии. Имена и судьбы. Изд 2-е.
Учебное пособие
-М.: Эксмо. 2002. -592 с.
Столяренко, Л.Д.
Психология: учебник для вузов
Учебник
СПб.: Питер, 2005. -592 с.
Фрейд, З.
Введение в психоанализ: Лекции.
Учебное пособие
-СПб.: Питер, 2004. -384 с.
Фрейд, З.
Психология бессознательного
Учебное пособие
-СПб.: Питер, 2005. -400 с.
Фромм, Э.
Кризис психоанализа
Учебное пособие
-СПб.: Академический пр-т, 2000. -215 с.
Хьелл, Л., Зиглер
Теории личности: Основные положения, исследования и применение
Учебное пособие
-СПб.: Питер Пресс, 2002. -608 с.
Шабельников В.К.
Психология души
Учебное пособие
-М.: Академия. 2003. -240 с.
Шульц, Д., Шульц, С.
История современной психологии
Учебник
-СПб.: Евразия, 2002. -532 с.
Юнг, Г.
Психологические типы. п\р В.В. Зеленского
Учебное пособие
-Спб.: Азбука, 2001. -736 с.
Ярошевский, М.Г.
История психологии от античности до середины XX века
Учебное пособие
-М.: Академия, 1996. -416 с.
-М.: Академия, 1997. -416 с.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 2 (активный семинар в формате круглого стола)
Воспользуйтесь поиском по сайту: