Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы




Рабочая программа дисциплины

 

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ СЕМЬИ»

 

 

Направление подготовки

37.04.01 Психология

 

 

Магистерская программа «Психология семьи и семейное консультирование»

 

 

Присваиваемая квалификация (степень)

магистр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Челябинск 2015 г.

Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Ученым советом факультета психологии и педагогики

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2015г.

 

Председатель Ученого совета

факультета психологии и педагогики ________________ С.А. Репин

 

Секретарь Ученого совета

факультета психологии и педагогики _____________ _______________

подпись И.О. Фамилия

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой психологии

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2015г.

 

Заведующий кафедрой ______________ _________________________

подпись И.О. Фамилия

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 Психология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 № 797

 

Автор (составитель)

Доцент кафедры психологии _____________ Е.В. Веденеева

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» от «10» июня 2014 г. № 901-2 «Об утверждении шаблонов образовательной программы высшего образования, рабочей программы дисциплины (модуля), программы практики и структуры УМК»

 

 

Начальник управления

образовательной политики _________________ С.П. Еремеева

 

«____»__________ 2015 г.


 

Содержание

Вводная часть

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины................................................. 4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы........ 4

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы...................................................................... 5

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся..................................................................... 7

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий........................... 8

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине...................................................................................................................... 18

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине...................................................................................................................... 19

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины..................................................................................................................... 31

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины............................................................................................ 33

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины........ 34

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине................................................................................................ 37

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине................................................................................................ 37


Вводная часть

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель: Ознакомление студентов с основными направления­ми семейной психотерапии на современном этапе, отработка умений, необходимых для решения профессиональных задач, связанных с оказанием психологической помощи семьям. Поскольку понятия психотерапии и психологического консультирования в настоящее время все более сближаются, в данном курсе подразумевается изуче­ние основ психотерапии с использованием ее немедицинской модели для более четкого разгра­ничения содержания соответствующих курсов. В силу невозможности даже кратко осветить все существующие системы психотерапии (их несколько сотен), в данном курсе студенты озна­комятся с наиболее распространенными и признанными психотерапевтическими методами, а также с теми, элементы которых можно использовать в практической работе с детьми.

Задачи:

- формирование у студентов профессиональной позиции в отношении семей, имеющих проблемы;

- приобретение студентами знаний о теории и практике современной семейной психотерапии;

- развитие способности производить оценку семейного функционирования, выявлять проблемное поле семейного взаимодействия, цель и стратегию психотерапевтического вмешательства;

- ознакомление с техниками семейной психотерапии.

- формирование понимания важности психопрофилактической работы и умения ее осуществлять.

- развитие потребности в профессиональном и личностном росте студента как консультанта по психологическим проблемам семьи.

 

 

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина входит в профессиональный цикл, в вариативную часть и основывается на знаниях, полученных в ходе изучения таких дисциплин как: «Психология развития», «Психологическое консультирование семьи», «Психология детско-родительских отношений», «Психология семьи», участвует в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у магистров. Является базой для изучения дисциплины «Практикум по супервизии».

Дисциплина изучается на 2 курсе магистратуры в 3 семестре.

1.3 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции (по ФГОС ВО)   Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС ВО Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения Знать способы, средства и формы применения знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности. Уметь применять знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности. Владеть навыками использования знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности
ПК-2 готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий Знать способы, средства и формы модификации, адаптации существующих и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в области психотерапии и психологии с использованием современных информационных технологий Уметь применять знания по модификации, адаптации существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий Владеть навыками использования знаний модификации, адаптации существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий
ПК-3 Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. Знать психологические свойства и состояния, психические процессы, различные виды деятельности человека с учетом возрастных особенностей и принадлежности к определенной социальной группе. Уметь осуществлять диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом возрастных особенностей, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. Владеть навыками диагностики, экспертизы и коррекции психических процессов, свойств и состояний, различных видов деятельности человека с учетом возрастных особенностей, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
ПК-5 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария Знать способы, средства и формы создания программ, направленных на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария Уметь выявлять специфику программ, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария Владеть навыками и готовностью к созданию программ, направленных на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
ПК-6 Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. Знать психологические свойства и состояния, психические процессы, различные виды деятельности человека с учетом возрастных особенностей и принадлежности к определенной социальной группе. Уметь осуществлять диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом возрастных особенностей, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. Владеть навыками диагностики, экспертизы и коррекции психических процессов, свойств и состояний, различных видов деятельности человека с учетом возрастных особенностей, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

2.Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,

общий объем часов 144, в том числе:

 

Объем дисциплины Очная форма Заочная форма
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ/часы 4/144 4/144
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий), всего    
Аудиторная работа по учебному плану (всего):    
в том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Лабораторные работы - -
Самостоятельная работа обучающихся (всего)    
В интерактивной форме    
Контроль    
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет/экзамен) экзамен экзамен
Семестр обучения    

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

№ темы Название темы Виды учебных занятий и трудоемкость (в часах)
Всего (очно) Лекции Практич занятия Самост. работа
Очная форма Заочная форма Очная форма Заочная форма Очная форма Заочная форма
Раздел 1. Введение в семейную психотерапию
  Семейная психотерапия как учебная дисциплина и практика психологической помощи семье              
  Семья как источник психической травматизации личности              
Раздел 2. Основные направления семейной психотерапии
  Психоаналитическая семейная и супружеская психотерапия              
  Трансгенерационная семейная психотерапия              
  Когнитивно-поведенческая семейная психотерапия              
  Стратегический подход к семейной психотерапии              
  Структурная семейная психотерапия              
  Гуманистическая психотерапия В. Сатир              
  Постмодернизм в семейной психотерапии              
  Экзамен              
Итого              

Темы и содержание лекций

ТЕМА 1. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ

Цели, задачи, предмет, содержание и структура учебной дисциплины. Межпредметные связи. Медицинская и психологическая модель психотерапии. История становления и развития семейной психотерапии. Классики семейной системной психотерапии: Джей Хейли, С. Минухин, М.Сильвини Палацолли, М.Боуэн, К. Витакер, В. Сатир и др. Классификации основных направлений семейной психотерапии. Сравнительный анализ индивидуальной, супружеской и семейной психотерапии. Продолжительность психотерапии; позиция психотерапевта; роль диагностического оценивания; основные техники психотерапии. Этические нормы семейного психотерапевта. Семейная психотерапия на современном этапе.

 

ТЕМА 2. СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Современная семья и нарушения ее функционирования. Типы нарушений, обуславливающие психическую травматизацию личности. Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи, нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга, нарушение межличностной коммуникации в семье. Нарушение механизмов интеграции семьи, нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

ТЕМА 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СЕМЕЙНАЯ И СУПРУЖЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Методологические основания психоаналитической семейной психотерапии: классический психоанализ З.Фрейда, Эго-психология, теория объектных отношений. Условия нормального развития семьи. Развитие расстройств поведения. Цели психотерапии, условия успешности психотерапии. Основные техники.

Эволюционный подход к супружеской психотерапии. Стадии развития супружеских отношений в эволюционном подходе. Диагностика стадий развития супружеских пар. Терапия семейных пар по эволюционной модели развития.

 

ТЕМА 4. ТРАНСГЕНЕРАЦИОННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Методологические основания трансгенерационной семейной психотерапии. Основные теоретические конструкты теории эмоциональных систем Мюррея Боуэна. Развитие идей Боуэна в современной трансгенерационной психотерапии. Характеристики здоровой семьи Практика трансгенерационной семейной психотерапии. Цели психотерапии. Позиция психотерапевта. Анализ основных техник. Генограмма как метод исследования и психотерапии семьи. Возможности использования трансгенерационного подхода в терапии супружеских пар и в индивидуальной психотерапии.

 

ТЕМА 5. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Методологические основания и теоретические положения поведенческой психотерапии. Условия нормального развития семьи. Причины расстройств поведения. Цели психотерапии. Анализ основных техник. Супружеская поведенческая психотерапии.

 

ТЕМА 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Джей Хейли – основоположник стратегического подхода к семейной психотерапии. Методологические основания стратегической семейной психотерапии. Понятие семьи в стратегическом подходе.

Семейная иерархия. Симптом и его функции. Понятие о последовательностях взаимодействия в семье. Предписания как основной терапевтический прием в стратегическом подходе к семейной терапии. Миланская школа семейной психотерапии, ее вклад в развитие семейной психотерапии. Цель терапевтического вмешательства. Циркулярное интервью. Техники стратегической семейной психотерапии.

 

ТЕМА 7. СТРУКТУРНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Теоретические конструкты структурной семейной психотерапии. Эволюция паттернов взаимодействия. Уровни изменений. Здоровые и дисфункциональные семьи: признаки и характеристики. Проблемы с определением границ, расстановкой сил, разделением властных функций.

Практика структурной семейной психотерапии. Оценка семейных отношений. Цели семейной психотерапии. Создание терапевтической системы. Основные техники присоединения. Стратегии изменения: вызов симптому, вызов структуре, вызов семейной реальности. Техники психотерапевтического вмешательства. Позиция психотерапевта. Эффективность структурной семейной психотерапии.

 

ТЕМА 8. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В.САТИР

Влияние В. Сатир на современников и последователей. Теоретические конструкты гуманистического подхода к семейной психотерапии. Понятие о здоровой и неблагополучной семье. Процессуальный подход к психотерапии, стадии терапевтических изменений в человеке и семье. Практика гуманистической семейной психотерапии. Цели психотерапии. Основные техники.

 

ТЕМА 9. ПОСТМОДЕРНИЗМ В СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Социальный конструктивизм как теоретическая основа нарративного подхода. Основные идеи социального конструктивизма: реальности социально конструируются, учреждаются через язык, организуются и поддерживаются через нарратив, субъективность реальности. Концепция семьи. Терапия как сотрудничество. Роль терапевта. Методы и техники нарративной семейной психотерапии. Краткосрочная терапия, основанная на решении.

Содержание практических занятий студентов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...