Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема ценности и смысла жизни человека. Смысл и ценность жизни – основание выбора жизненного пути человека.




Личностный аспект проблемы человека раскрывается в поиске смысла собственной жизни каждым человеком. В поиске понимания смысла жизни человека на всех этапах развития истории человечества вызывает ожесточенные споры.

Смысл жизни человека – это философские размышления о цели и предназначенности жизни. Это понятие выполняет регулятивную функцию в жизни человека, т.к. помогает ему осознанно выбрать нравственные ориентиры в жизни, достойно прожить свою жизнь.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в мире, наполненности его бытия тем или иным содержанием. По мнению известного философа XX века Альберта Камю, есть только один фундаментальный философский вопрос: «Стоит или не стоит жизнь ради того чтобы ее прожить?». Смысл жизни человека - это философское размышление о цели и предназначении жизни. Это понятие выполняет регулятивную функцию в жизни человека, так как помогает ему осознанно выбрать нравственные факторы в жизни и достойно прожить свою жизнь.

В истории философии существовало 2 главных подхода к проблеме предназначения человеческой жизни: 1)Жизнь человеческого существования в моральных нормах земного бытия 2)Смысл в том, что человек должен попасть в иной мир, избавившись от своих пороков, недостатков и прочего. Этот подход характерен для религиозно-философских теорий. Смысл жизни определяется своим замыслом творца, создавшего саму жизнь.

Например, в древнегреческой философии возникло направление эвдемонизм (от греч. «блаженство»). Представители эвдемонизма считали, что счастье является высшей целью человеческой жизни. Они рассматривали счастье как мотив и цель всех человеческих стремлений, при этом счастье понималось как достижение блаженства, переживание удовольствий, причем не только чувственных, но и духовных. Этот идеал счастья человека тесно связан с сократовским идеалом внутренней свободы личности, ее зависимости от собственного внутреннего мира.

Стоики считали, что жизнь человека драматична, часто трагична, поэтому человек должен быть мужественным перед реальными угрозами жизни и лицом смерти. Следовательно, смысл жизни состоит в том, чтобы мужественно переносить все беды и страдания, выпадающие на долю человека, сохраняя при этом нравственную чистоту, следуя нравственным идеалам. Смысл жизни, согласно стоицизму, определен природой мироздания, велением Творца, законами социальной истории.

Согласно христианству, человек должен стать внутренне свободным, достойным свободы и вечной жизни. Смысл всей истории земной жизни человечества состоит в искуплении и спасении мира.

В эпоху Возрождения появляется идея о том, что смысл жизни человека надо искать в самом человеческом существовании, а не в промысле Божьем.

Представитель немецкой классической философии И. Кант понимал смысл жизни человека как исполнение им его нравственного долга, который изначально присущ природе человека и следованию им обязательным нравственным законам. Другой выдающийся немецкий мыслитель Г. Гегель считал, что человеческая жизнь только в том случае обретает смысл, если она служит орудием саморазвития и самопознания человеческого духа.

В русской философии проблема жизни, ее предназначения, ее ценности была одной из главных. Русские религиозные философы считали, что смысл жизни состоит в подчинении и достижении определенной свыше цели, которая состоит в достижении нравственной свободы. Именно свобода дает человеку возможность подчинить свою жизнь верховному благу.

В конце XIX – начале XX века в философии появляется множество новых направлений, в которых развиваются идеи о множественности форм бытия, в том числе бытия человека.

В современных социально-философских теориях смысл жизни часто видится в реализации внеисторических (предопределенных Богом) задач или в достижении потребительских стандартов и индивидуального благополучия.

Следует отметить и издавна существующую в истории философии идею бессмысленности человеческого существования, человеческих надежд и деятельности, бесполезности человеческой жизни. Например, философские идеи Ж.-П. Сартра. Сартр и его последователи считают, что любая деятельность бессмысленна и абсурдна, т.к. в ней отсутствует какая-либо явная направленность.

В философии существует также мнение о том, что смысл жизни установить вообще невозможно. Э. Фромм, рассуждая о человеческой деструктивности, сделал вывод о том, что «ценность жизни может ускользать от человека». Именно поэтому человек становится агрессивным, способным на убийство.

Противоположным является мнение о том, что человек имеет врожденное, присущее ему от природы, огромное и неистребимое жизнелюбие. Именно жизнелюбие помогает побеждать тяжелые болезни, причем как индивидуальные, так и социальные. Эти идеи лежат в основе различных теорий гуманистического направления.

Сторонники гуманистической философии утверждают: здоровый человек любит жизнь, печаль является грехом, а радость – добродетелью. Поэтому цель человеческой жизни состоит в том, чтобы ощущать влечение ко всему живому и отказываться от всего мертвого и механического.

Вопрос о развитии любви к жизни, свободе созидания, о создании необходимых предпосылок для полного обретения смысла жизни ставили многие философы. При этом подчеркивалось величие человека, благородство его натуры, способность откликаться на чужую боль, трепетно относиться к жизни в целом. Примером такого понимания жизни и ее ценности является теория благоговения перед жизнью А. Швейцера – врача, священника, философа.

А. Швейцер считал, что человек и мир составляют неразрывное единство. О мире человек знает только то, что все живущее, как и он сам, демонстрирует волю к жизни. Это и рождает благоговение перед жизнью. К этому миру человек может проявить пассивное или активное отношение. С одной стороны, он подчинен тому ходу событий, в соответствии с которым протекает всеобщая жизнь. Но с другой стороны, он способен влиять на жизнь, разрушая ее, или, наоборот, активно поддерживая.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не о том, «почему?», а о том, «для чего?» живет человек. Человек не может жить, не зная, для чего он живет, и наоборот, «у кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как» (Ницше). Это подтверждается наблюдениями психологов, оказавшихся в качестве заключенных в немецких концлагерях (Франкл и др.), исследованиями мотивации суицидов и суицидальных попыток в развитых странах Европы и Америки и т.д. Не случайно, поэтому возведение рядом экзистенциально ориентированных философов вопроса о самоубийстве в ряд философских: «Есть только один фундаментальный философский вопрос. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить» (А.Камю). Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главные:

1)смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных религиозных основаниях;

2)смысл жизни в содействии прогрессу, участии в переустройстве мира на началах добра и справедливости;

3)смысл жизни созидается самим субъектом.

Важно отметить, что всем трем подходам присуще стремление к человеческой солидарности и заинтересованность в становлении человеческого в человеке. Личный жизненный смысл, согласно А.Адлеру, не является таковым вообще, ибо «жизнь означает вклад в общее дело». Вместе с тем следует опасаться превращения «общего дела» в общую идею, способную поработить человека извне.

Понятие «смысл» тесно связано с понятием «содержание». Смысл жизни проявляется в соответствии с содержанием жизни человека, содержанием тех идей, представлений, убеждений, идеалов и норм, которыми он руководствуется в своем поведении. Смысл жизни конкретизируется в целях жизни, иерархии жизненных ценностей человека.

Экзистенциализм объявляет жизнь бессмысленной.

Религия определяет смысл жизни как духовное совершенствование для жизни вечной с Богом.

Доктор Фауст говорит:

«Я богословьем овладел,

Над философией корпел,

Юриспруденцию долбил

И медицину изучил.

Однако я при этом всем

Был и остался дураком» (Гете. Фауст)

Мефистофель и Фауст заключают договор: Фауст получает молодость и вместе с Мефистофелем начинает поиски смысла жизни. Как только он найдет то, ради чего стоит жить и признает это, произнеся слова «остановись, мгновенье, ты прекрасно», договор считается выполненным и душа Фауста переходит к Мефистофелю.

Альтруизм – понятие натуралистической антропологии, характеризующее одну из форм общественного поведения человека, осуществляемого ради пользы других.

Альтруистическое поведение одного организма приносит выгоду другому организму и наносит относительный вред организму, его реализующему. При этом общая приспособленность данного вида живых существ повышается. Альтруизм может быть неосознанным. Такой альтруизм развивается в эволюции живого посредством естественного отбора. Альтруистическое поведение может быть и осознанным (ожидание ответных благ для самого субъекта или его родственников). Эта форма альтруизма существенно обусловлена культурной эволюцией и типична для человека.

Альтруизм играет важнейшую роль в эволюции живого и человека. Сообщества, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются более жизнестойкими, чем те, члены которых прежде всего заботятся о собственном благополучии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...