Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи и практические задания




1. Современный английский философ Бертран Рассел писал: «Душа человека – сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно – частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое – всеобщее, бесконечное и беспристрастное». Охарактеризуйте понимание сущности человека Б.Рассела.

2. Древнекитайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек…не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». Какие закономерности жизни человека отражены в этом высказывании?

Литература

Основная:

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.

Дополнительная:

1. Губин, В.Д. Философия: учебник. – Москва.: Проспект, 2011. – 336 с.

2. Гуревич, П.С. Основы философии. Учебное пособие. - М.: Издательство КНОРУС, 2011. – 480 с.

3. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Момджян, К.Х., Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2009. – 519 с.

4. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

6. Философия: учебник / [В. Д. Губин и др.]; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 625 с.

7. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина - М,: Проспект, 2011. – 711 с.

8. Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Научный электронный архив Академии естествознания http://www.econf.rae.ru/category/

2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

3. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

4. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

5. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

6. Сайт о философии. http://intencia.ru/FAQ-5.html

7. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

8. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

9. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Информационный блок

Индивид-индивидуальность-личность. Социализация личности.

Генезис личности.

Термин «индивид» употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии этим термином обозначается единичный представитель какого-то социального целого (исторически определенного общества или группы). Индивид всегда не просто «один», а всегда «один из». Различия людей как индивидов – это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, во-вторых, различия в том, насколько полно, типически признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью данного понятия подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (объективное социальное положение, характер включения в общественное производство, решающий для группы материальный интерес и т.д.).

В марксизме человек понимается как продукт социальных отношений. Общество не просто окружает человека, оно как бы живет «внутри него». Эпоха, в которую человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, отличающий группу, к которой он принадлежит, - все это накладывает отпечаток на индивидуальное поведение, определяет первоначальные установки (чаще всего неосознаваемые), влияет на осознанные мотивы поступков.

Характеристика индивида как продукта общественных отношений не означает, что исходные условия индивидуального существования раз и навсегда предопределяют последующее поведение людей. Человек не сводим к его социально-групповому положению, он относительно независим в своем поведении от первоначально обусловивших его факторов, способен быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью. Эти аспекты отражены в понятиях индивидуальность и личность.

Личность – термин, обозначающий сходные понятия в философии, социологии, психологии и других областях социогуманитарного знания. Впервые это понятие наполнилось близким к современному содержанием в эпоху Возрождения. В философии это понятие имеет два главных значения:

1. личность – это индивид, взятый в его социальных характеристиках. Все люди становятся личностями, но не сразу, а в процессе социализации, формирования в рамках заданных требований. Но в качестве личности индивид не сводится к элементу и части общественного целого. Он сам есть целое и в этом качестве – субъект. Будучи личностью, он «в своей единичности понимает себя как нечто всеобщее, способное к отказу от всего частного, следовательно, как бесконечное» (Гегель).

2. личность – это не каждый прошедший социализацию индивид, а только такой, который обретает свои характеристики в рамках оппозиции «личность – безличность». В отечественной литературе такое понимание личности предложил Ф.М.Достоевский, говоривший «о сильной развитой личности, вполне уверенной в своем праве быть личностью, уже не имеющей за себя никакого страха». В наше время близкие идеи развивал С.Л.Рубинштейн.

Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «персона» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, царя, судьи и т.д.). В настоящее время эти аспекты жизнедеятельности человека описываются при помощи понятия «социальная роль». Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он теряет лица.

Понятие личности используется, когда говорят о человеке, включенном в систему общественных отношений, когда имеется в виду совокупность социальных ролей, «исполняемых» человеком. Исполнение индивидом социальных ролей предполагает их осознание, определенное отношение к ним. Действия личности понимаются как поступки, то есть преднамеренные, произвольные поведенческие акты. Личность – это инициатор последовательного ряда жизненных событий.

Понятия «индивидуальность» и «личность» близки по смыслу. Понятие «индивидуальность» подчеркивает своеобразие, неповторимость, многосторонность и гармоничность деятельности человека. Понятие «личность» выделяет сознательно-волевое начало человека.

Каждая личность индивидуальна. В индивидуальности отмечается самобытность личности, в личности – ее самостоятельность. С.Л.Рубинштейн: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств»,

Таким образом, понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не просто внешний облик человека, а прежде всего комплекс его социально значимых качеств. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразия социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

Уметь многое, не быть профессионально ограниченным, соединять в своем занятии различные дарования и обладать в случае необходимости быстро овладевать другими видами деятельности – таково выражение индивидуальной развитости. Выдающиеся деятели эпохи Возрождения – пример такой развитой индивидуальности.

Ф.Энгельс: «Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором…Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени…Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их приемников…Отсюда та полнота характера, которые делают их цельными людьми».

Многосторонне одаренные люди жили всегда, во все времена, но именно эпоха Возрождения реально показала миру содержание понятия индивидуальность, хотя само это понятие появилось значительно позже. Самобытность каждого из тогдашних мастеров была интегральным выражением его многосторонности.

В итальянских, южнофранцузских и немецких городах 15 – первой трети 16 столетия родилась культура, деятели которой ярко продемонстрировали, чем вообще может быть человек, какие универсальные задатки кроются в каждом из людей. Сообщество деятелей ренессансной культуры было бесконечным многообразием многогранно одаренных индивидуальностей. Для большинства западных мыслителей, размышлявших над проблемой индивидуальности, Ренессанс был общекультурной мерой, с которой они соотносили свои идеалы.

Идея полнокровной индивидуальности, разносторонне развитой личности занимает важное место в марксистской теории, его части, посвященной обществу будущего – коммунизму. Коммунистическое общество мыслилось ими как свободная ассоциация всесторонне развитых, индивидов, каждый из которых вносит свой неповторимый вклад в предметное и духовное богатство общества.

Характерные черты индивидуальности: разносторонне развитые способности, целостность.

Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью различных способностей, но они составляют целостную совокупность – ансамбль. Одно из дарований, как правило, доминирует над другими, определяя оригинальный способ их сочетания.

Личность в истории – философско-историческая (а также социологическая, психологическая и культурологическая) проблема, акцентирующая внимание на вопросе о движущих силах в историческом процессе.

При натуралистическом понимании истории человеческая личность воспринимается как нечто, странным образом (из-за своей разумности, сознательности и свободы) противостоящее природе. В новоевропейской культуре (либералистской, просветительской и сциентистской) натурализм дополняется социологизмом, культурологизмом, психологизмом, в рамках каждого из которых оформляется свое собственное понятие о личности и ее роли в истории. Основное и общее в этом понимании – убеждение в активности и автономности личности, созидающей гражданское общество и правовое государство, а также свободный мир интеллектуальной, этической и эстетической форм существования и самовыражения. Романтическая добавка к господствующему взгляду на личность – воспевание бунтарства, героики, гениальности и мистицизма. Сращение этих добавочных элементов с иррационалистическими трактовками исторического процесса, апеллирующими к бессознательному коллективизму (расовая теория, большевистская версия классовой теории), создавали предпосылки для теоретического культивирования – в противоположность новоевропейскому либерализму – объективистских моделей культа личности.

В христианстве личность человека, как его высшая характеристика, напрямую соотнесена с его духовной природой, с его изначальной сотворенностью Богом по Его образу и подобию. В силу этого человек, даже падший, является активным участником осуществляемого Богом в истории человеческого «спасения».

Социализация – процесс формирования личности в условиях социальной среды. В связи с много плавностью характеристик личности и действиях всеобщих закономерностей развития, говорят о динамике изменения личности и генезисе.

Развитие личности идет у каждого человека в своем темпе, со своими периодами покоя и бурного интенсивного развития. Длительная задержка развития приводит к деградации личности, так как, не восполняя, не совершенствуя свой личностный потенциал и используя только то, что имеется, человек постепенно упрощается, деградирует в своем внутреннем мире. Философско-антропологическая проблема личности и смысла жизни человека имеет не только экзистенциальный личностный аспект, но социально-философский и научный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...