Политическая идеология утопического социализма. Марксизм
1.1. Зарождение политической мысли в древности и средневековье. Родоначальником изучения общественной деятельности, по сути, выступил китайский мыслитель, политический деятель и педагог Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Учение Конфуция проникнуто своеобразным космизмом. Так мудрец, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти в своем главном труде «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), обосновывает существование государства как механизма поддержания порядка и общения между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Он следует патриархально-патерналистскому пониманию власти и уподобляет иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мудрость Конфуция привлекла к нему многих последователей, а созданное им учение – конфуцианство, более чем на две тысячи лет стало духовной основой китайской империи. Отдельные элементы конфуцианства тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, создавая деспотическое централизованное государство. Как определённая теория организации общества, конфуцианство сосредотачивается на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления, при формировании которых оно было весьма консервативным. Усилиями древнегреческих исследователей был совершен переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения. Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права. В Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли.
Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ(ок. 470-399 гг. до н.э.). Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона, а главным критерием жизненных поступков человека считал законопослушание. Интересные мысли Сократ высказал и по вопросу об управлении государством. По его мнению, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления. В центре взглядов Платона (428 - 347 г. до н.э.) находятся причины возникновения государства, концепция «идеального государства». Государство появляется в результате врожденных социальных потребностей. Оно необходимо для поддержания порядка, защиты людей от внешних врагов. Его схема, изложенная в трактате «Государство», хорошо известна. Наряду с философами-правителями оно включает еще два сословия – стражей и ремесленников, землепашцев, торговцев. Каждому из сословий соответствует одно из начал души – разумное, яростное и вожделеющее, и представитель того или иного сословия должен заниматься своим делом, что и есть проявление справедливости. Идеальному государству он противопоставляет реально существующие формы– тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Но, как считает Платон, все они есть извращенные, правильными же формами государственной власти, он полагал, являются монархия и аристократия. В другой своей работе – «Законах» Платон вносит коррективы в модель совершенного государственного устройства. В нем допускаются рабство и частная собственность у всех сословий при ограничении богатств, вводится имущественный ценз, предполагаются выборы, предельно жестко, детально, даже мелочно, регламентируются все стороны жизни людей и общества.
Платон высказывал много идей, которые сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Это относится, прежде всего, к идее правового государства. По его мысли, то государство близко к совершенству, в котором господствуют не правители, а законы. Он так же выдвинул и обосновал идею идеального устройства государства. Таким государством, по его мнению, должны управлять одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. Аристотель (род. в 384 г. до н.э.) – ученик Платона, учитель А.Македонского. Среди его сочинений, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии, нас интересуют «Никомахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «политий». Человек, по Аристотелю, от рождения является политическим животным, высшей и всеобъемлющей формой общественной жизни является государство. Ссылаясь на природу, неравномерно, по его мнению, распределившую между людьми умственные способности, Аристотель защищает один из устоев античного общества – рабство. Он также выступает защитником частной собственности, обосновывая это тем, что потребность в собственности якобы свойственна человеку по природе. Аристотель, в своих произведениях, представил классификацию видов государственного устройства. Как известно, он выделяет 6 видов – три правильные и три неправильные, т.е. извращения первых трёх. Правильные виды – царская власть, аристократия, полития; неправильные – тирания, олигархия, демократия. В правильных формах Аристотель усматривает проявление надлежащей добродетели. Царская власть есть правление одного, имеющего в виду общее благо; тирания – правление одного в своих интересах. Аристократия – правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; олигархия - правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития – правление большинства, отбираемого на основании определённого ценза и пекущегося об общем благе; демократия – правление большинства, неимущих, в интересах этого большинства.
Излагая своё учение об идеальном строе, Аристотель исключает из числа полноправных граждан ремесленников и торговцев, так как образ жизни тех и других не способствует развитию добродетели, а счастливой жизнью может быть только жизнь в соответствии с добродетелью. Организация землевладения должна обеспечить гражданам пропитание и в то же время возможность дружески предоставлять свою собственность в пользование другим гражданам. Всему гражданскому населению следует участвовать в сисситиях, т.е. общественных трапезах. Предлагается разделить всю землю в государстве на две части – общественную и частновладельческую. Одна часть общественной земли будет давать средства на покрытие расходов по религиозному культу, другая – по сисситиям. Хорошую организацию государство может получить только благодаря знанию и сознательному плану. Управлением государством должны заниматься средние слои, которые обеспечивают стабильность общественной жизни. Особое значение придаётся брачным законам, которые должны быть направлены на то, чтобы рождалось нормальное в физическом отношении молодое поколение. В последней его книге содержатся подробные предписания, касающиеся воспитания будущих граждан. Взгляды Аристотеля по этим вопросам находятся в тесной связи с его идеалами общественного устройства. Марк Туллий Цицерон(106-43 до н. э.) – знаменитый римский оратор, политический деятель и мыслитель, идеолог рабовладельческой аристократии. Он выражал стремление римской аристократии, напуганной восстаниями рабов и выступлениями плебейских масс, усилить государственную власть, улучшив ее форму; оправдывал возросшее неравенство людей ссылками на законы природы. В его взглядах на государство наиболее ценными представляются: во-первых, мысли о причинах появления государства (он считал, что государство возникло из-за природной приверженности людей к общению и, как следствие, из-за добровольного их желания упорядочить это общение, взаимодействуя через государство); во-вторых, утверждение о том, что активное участие граждан в политической жизни является высшим проявлением их добродетели и долга; в-третьих, сравнительный анализ трех основных форм государства (демократической, аристократической и монархической) и причин их кругооборота (неустойчивости, склонности к вырождению). Худшей формой государства он считал демократию, ее порочность видел в тирании массы, ужасался злой воле толпы (охлократии), присвоившей себе имя и видимость народа. Лучшей формой государства среди трех названных он считал монархию. Превосходство ее над другими формами он видел в том, что воля одного липа эффективнее воли многих: разумная царская власть, по его мнению, управляет страной так же как умный отец семейства управляет семейными отношениями. Но в монархии, считал Цицерон, всегда скрыта опасность тирании.
В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Аврелий Августин(354-430 гг.), учение которого легло в основу католицизма. Его взгляды на политическую жизнь общества изложены в трактате «О граде божьем», в котором красной нитью проходит мысль о том, что «исторические события зависят от божественного провидения». Главным условием существования государства должно быть его подчинение церкви. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и беднякам надо правильно понять эту необходимость, и терпеть ее. Ярким представителем средневекового католического богословия и схоластики был Фома Аквинский (1226–1274 гг.). В политическом учении Фомы Аквинского прослеживается влияние Аристотеля, Цицерона и стоиков, сочетающееся с воздействием традиции политической теологии Августина, Альберта Великого, других идеологов христианства. Государство, согласно учению Фомы Аквинского, представляет собою некую часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Кроме того, государство как форма предустановленной людской общности и сотрудничества возникает из потребности «природы» и «разума». Законами государства могут быть только специфические установления, отвечающие требованиям божественного порядка. Властью, которая приводит в действие эти законы, является сила, источник которой также находится в божестве. Эта объединяющая власть естественно необходима, она отвечает предустановленной потребности человеческой природы быть моральным, разумным, религиозным, социальным и политическим существом. Для того чтобы жить и трудиться сообща, необходим высокий авторитет, который направлял бы каждого члена общества к достижению общего блага. Цель и оправдание государства состоит в том, чтобы предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития, которое, в свою очередь, должно оказывать государству помощь в духовном воспитании христианина.
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский утверждает, что человек в отличие от животных руководствуется не инстинктом, а разумом, и это дает ему возможность организовывать общественную жизнь. Но эту взаимосвязь разума и социальной организованности Фома Аквинский возводит к божественным предустановлениям. Политическая общность, по мысли Фомы Аквинского, образуется из ремесленников, земледельцев, солдат, политиков и других категорий работников. Государство может нормально функционировать только тогда, когда природа произведет такую массу людей, среди которых одни являются физически крепкими, другие – мужественными, третьи – проницательными в умственном отношении. В трактате «О правлении государей» Фома Аквинский поднимает еще одну очень важную тему: взаимоотношение церковной и светской властей. В такой постановке проблемы дается ответ на вопрос о том, к какой цели справедливый государь должен вести общество. Согласно Фоме Аквинскому, высшая цель человеческого общества – вечное блаженство, но для ее достижения усилий правителя недостаточно. Забота об этой высшей цели возлагается на священников, и особенно на наместника Христа на земле – папу, которому все земные правители должны подчиняться, как самому Христу.
1.2. Политическое воззрение эпохи Возрождения и Реформации. (Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Лютер, Кальвин). В ХIV - ХV вв. сначала в Италии, а позже в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения. Накоплен потенциал производственных средств, изобретений, позволявший сделать рывок в освоении природы. Эти перемены в культуре, мировоззрении, сопровождались и серьезными политическими сдвигами. Происходило укрепление и объединение национальных государств, централизация осуществляется на основе королевского абсолютизма. Пала священная Римская империя, папство потеряло надежду на мировое господство. Англия, Франция, Испания постепенно утверждаются в современных границах. Происходит объединение стран, возникают конфликты и на этом фоне зарождается новая эпоха. Яркими представителями этой эпохи явились Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Лютер, Кальвин. Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель Никколо Макиавелли(1469-1527 гг.), изложивший свои идеи в работах «Государь», «История Флоренции». В отличии от средневековых мыслителей он рассматривал политическую жизнь с чисто земных позиций, полагая, что она не подчиняется действию религиозных догм. По его мнению, политическая власть развивается по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, действующих в других сферах жизни общества. Н.Макиавелли ввел в науку понимание государства как общего политического состояния общества, его определенной политической организации. Жан Боден (1530-1596 гг.) – юрист, профессор университета Тулузы. Свои принципы рассмотрения политико-правовых проблем впервые изложил в сочинении «Метод легкого изучения истории». Отверг прежние толкования римского права в качестве всеобщего, приступил к изучению государства и политики на основе обобщения факторов, с учетом национальных систем. В сочинении "Шесть книг о государстве» Ж. Боден отразил завершение процессов централизации национальных государств. В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, он выделил три формы государства: Демократия – это государство, в котором большинство граждан обладают верховной властью над всеми. При аристократии – меньшая часть граждан обладает властью. В монархииверховная власть принадлежит одному лицу. Симпатии Ж. Бодена на стороне наследственной монархии, как единственной власти, которая способна сплотить страну, обеспечить порядок и т. д. Платоновское государство, по мнению Ж. Бодена, прямо направлено против закона Бога и природы. Кроме того, общность всего имущества невозможна и несовместима с семейным правом. Ведь если все объединить, то не будет ни государства, ни семьи. Таким образом, право частной собственности, право на индивидуальную семью и частную семейную жизнь является незыблемым требованием разума. Тем самым Ж. Боден отстаивал интересы восходящего «третьего сословия». Протестовал против абсолютистского государства, которое вылилось в религиозные войны между католиками и гугенотами, следствием чего стали Варфоломеевская ночь и экономический упадок страны. Его важнейший вклад в политическую теорию – концепция суверенитета. Роль идеи Бодена заключалась в обосновании необходимости единого централизованного государства и сильной королевской власти. Важную роль в освобождении политической мысли от средневековой схоластики сыграл нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский(1466-1536 гг.), защищавший мирные отношения между народами. Своего выдающегося представителя реформаторское движение нашло в лице Мартина Лютера (1483-1546 гг.). Этот немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика и учение Яна Гуса, не был философом и мыслителем. В июле 1505 г. Лютер ушёл в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава. После Лютер начинает осознавать, что выработка в монастыре дополнительных «христианских заслуг» – дело пустое. И уже в 1515-1516 гг. он ставит под сомнение основы монашеско–аскетического благочестия. Началом реформаторского движения явилось событие, происшедшее в Виттенберге 31 октября 1517 г., когда Лютер обнародовал свои 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями. Основной мотив «Тезисов»– мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым делам, подвигам и заслугам. Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем: Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; бог не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Лютер не признаёт посредников между богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Он отверг деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании. В своих публикациях «Разъяснение к диспуту…», «Разговор об отпущении и милости» и др. он растолковывал смысл своих «Тезисов». В 1520 г. выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию: «К христианскому дворянству немецкой нации…», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и «найдены формулы полного нравственно - религиозного размежевания с папством». Лютер объявляет войну церковно-феодальному централизму. Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы совести как неотчуждаемого личного права; признание самостоятельного значения государственно-политических отношений; защита идеи всеобщего обучения; отстаивание нравственного значения труда; религиозное освещение деловой предприимчивости – таковы установки учения Лютера, приближавшие его к ранне-буржуазной идеологии и культуре. После спада первой волны реформации (1531 г.) поднимается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина(1509-1564 гг.). Герой его ранних сочинений (как и у М. Лютера) – человек, до ущербности несоразмерный творцу, но в то же время наделённый возвышенным божественным сознанием своей несоразмерности. Ничтожество трактуется как качество, присущее только одному божественному совершенству. Абсолютно неправомерно, чтобы одни люди взирали на других с божественной высоты, только перед богом люди равны. Кальвин, под влиянием идей Лютера, отрёкся от католической церкви и примкнул к протестантскому движению. В Швейцарии он написал свой главный тракт «Наставление в христианской вере», его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвин не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идеи Лютера, Цвингли. Для Кальвина демократия – не лучший способ правления, он считал наиболее удачной политической системой олигархию, в крайнем случае – умеренную демократию. С 1536 г. Кальвин поселился в Женеве, где в 1541 г. становится фактическим диктатором города, добивается подчинения светской власти церкви. Основа кальвинизма - учение о божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди ещё до рождения предопределены богом к спасению и небесному блаженству, а другие – к гибели и вечным мукам, причём никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределён к спасению. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, если бы он был предопределён к спасению. Кальвин проповедовал предельное ограничение всех жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, запрет на все увеселения и развлечения. Провозглашённую Реформацией свободу совести и толкование Библии Кальвин свёл к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения.
1.3. Политическая мысль Нового времени в Англии (Дж. Локк, Т. Гоббс). В Англии в ХVIII в. произошла буржуазно-демократическая революция. В процессе развития революции выявились различные интересы участвующих в ней классов, их разные представления о целях и задачах общей борьбы против феодального строя, государства и права. Этим обусловлены различия основных направлений политико-правовой идеологии, выражавшейся преимущественно в программных требованиях и наложившие отпечаток на способы их обоснования. Теория «естественного права» в целом отвергалось сторонниками короля, которые ссылались на священное писание («Нет власти, кроме, как от Бога»). Среди сторонников абсолютизма в период революции сложные позиции занимал английский философ, материалист Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Он написал ряд произведений – «Левиафан» или «Материя, форма и власть государства». Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия. Однако намерения Гоббса создать свободное от субъективных оценок политико-правовое учение оказались не сбыточными, при всей абстрактности исходных позиций учения и логические выводы этих позиций несли в себе отпечаток бурной политической борьбы в Англии той эпохи. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. И его мнение об этом крайне пессимистично: людям присуще соперничество, стремление к наживе и любовь к славе. Эти стремления делают людей врагами. Гоббс подобно Бодену признает только три формы государства, отдавая предпочтение неограниченной монархии. Реакционные феодалы отрицательно относились к теории Гоббса. После реставрации Стюартов и смерти Гоббса его сочинения были запрещены. Политико-правовые итоги революции получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632-1704 гг.). Д. Локк внес большой вклад в развитие политической науки, разработал концепцию разделения властей, выделив законодательную, исполнительную и федеративную. Весьма обстоятельно Д. Локк рассуждает о том, как возникло человеческое общество, культура, какие законы определяют события социума, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, какова роль языка в становлении человека как социального существа. Локк основатель английского сенсуализма, предлагает иную концепцию общества и государства, нежели Гоббс, хотя отправные точки у того и другого одинаковы. Он исходит из того, что естественное состояние, в котором пребывали люди на заре своей истории, отнюдь не представляет «войну всех против всех», как об этом писал Гоббс. С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало и каждый владел участком земли, которую он и его близкие были способны обработать. Индивид владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Говоря другими словами, Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определённой стадии развития человеческого общества. Общество в идейном состоянии у Локка выглядит как социум, организованный на основе принципов равенства, справедливости, независимости людей друг от друга. В этом обществе отношение между индивидами регулируются нормами морали и религии, но не права, о котором люди, пребывающие в естественном состоянии, ничего не знают. Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно противятся этому. Второй предпосылкой разлада в обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения. При нехватке земли каждый видит в другом не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей. Так возникает состояние «войны всех против всех», которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей. В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они в конечном итоге приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников. Это согласие и есть «общественный договор», на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества. Таким образом, государство по Локку, есть искусственное, т.е., культурное образование, создаваемое волей и деяниями людей. Из этого следует, что генезис государства повторяет генезис самой культуры, а формы государства соответствуют тем или иным формам культуры. Последняя же согласно, воззрениям Локка, не существует изначально, она не дается свыше, а создается людьми в процессе их исторической практики.
1.4. Политическая мысль Франции (Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье). Крупнейшим теоретиком государства во Франции был Шарль Луи де Монтескье(1689-1775 гг.). Свои общественно-политические воззрения он первоначально изложил в книге «Персидские письма», а также в историческом очерке «Размышления о величии и падении Римский империи» и других сравнительно небольших работах. В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд – «О духе законов». Монтескье создал первую крупнейшую развернутую доктрину идеологии просветительства. В своих стремлениях стремился расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины вызывающие изменения в законодательстве и правах и, обобщив накопленный материал, выявил закон истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. Он различал три вида правления – республику, монархию и деспотию. Республика представляет собой государство, где власть принадлежит всему народу. Но вместе с тем, демократия не есть отождествление с самоуправлением народа. Народ является только источником государственной власти, обладающий верховной властью. Непосредственно управление государственными делами должны осуществлять представители избранные народом. Народ способен контролировать их деятельность, но не способен сам вести дела. Движущим принципом республики выступает положительная добродетель, любовь к отечеству. Монархия – это единоличное правление опирающееся на закон, ее принципом служит честь. Носителем монархического принципа являлось дворянство. Деспотия в отличие от монархии – единоличное владение, основанное на беззаконии и произволе. Она держится на страхе и является неправильной формой государства. На базе учений Дж. Локка и Ш. Монтескье сформировалась либеральная теория демократии. Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.) – выдающийся писатель, философ и теоретик, положивший начало новому направлению теоретической мысли – буржуазному радикализму. В своих работах Ж.-Ж.Руссо выдвигает понятие естественного человека – целостного, доброго, биологически здорового, морально честного и справедливого. В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей: «… неравенство едва заметно в естественном состоянии и его влияние там почти ничтожно, … возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого ума». Говоря о свободе и равенстве, Руссо в первую очередь имеет в виду свободу от феодального порабощения и уравнение граждан перед законом. Но в отличие от многих других представителей антифеодального движения он как бы угадывает, что свобода и равенство могут стать реальностью в результате коренных преобразований не только в области правовых отношений, но и в социально-экономической сфере. «Человек рожден быть свободным, а между тем везде он в оковах» – такими словами открывает свой главный трактат Руссо «Об общественном договоре». В противовес феодальному обществу Руссо развивает свою концепцию «подлинного договора между народом и правителем». При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека в гражданина, он видит в такой «ассоциации, которая защищает и ограждает всею общей силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Свой вклад в политическую науку внес и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Он теоретически обосновал выдвинутую античными мыслителями Платоном и Цицероном идею правового государства, в котором верховенствуют юридические законы. Заслуга Канта и в том, что установление правового государства он связывал с нравственностью и формированием гражданского общества. Связь между государством и гражданским обществом обстоятельно рассмотрел классик немецкой философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), трактуя гражданское общество как систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп. Основным принципом гражданского общества, по Гегелю, является индивидуализм. Государство, по его мнению, представляет собой систему всеобщего интереса, гражданское общество – систему частного интереса.
1.5. Европейская политическая мысль ХIХ в. Социально-политическая ситуация в Европе в ХIХ в. характеризовалась укреплением капиталистических отношений после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789- 1794 гг.) Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные политические мыслители отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию «личной свободы», свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства в экономику. Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной движущей силой развития общества, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям. Этот принцип лег в основу нового направления в методологии политического мышления, получившего название утилитаризм. Основоположником утилитаризмаявляется английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748-1832 гг.). Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которые обязано было обеспечить демократическое государство. Первой задачей утилитаристов было совершенствование буржуазного государства. В политической науке ХIХ в. получили отражение и реакционные взгляды на распространение идей либерализма и социализма, на развитие буржуазной демократии. Эти взгляды проявились в «теории завоевания», выдвинутой Людовигом Гумпловичем (1838-1909 гг.). Главной движущей силой истории он считал борьбу рас за существование, в результате которой побеждают наиболее сильные расы. Господство таких рас обязано было обеспечивать государство, которое возникало в процессе борьбы расовых общностей между собой. Однако в понятие «раса» им включались не биологические, а социальные различия. Будучи противником биологического расизма, расами он называл нации и классы. Подобные идеи выдвигались немецким философом Фридрихом Ницше (1844-1900 гг.). Движущей силой общественного развития он считал волю к власти. По Ницше, вся история развития общества - это борьба воли двух рас: «сильной расы» (аристократических господ) и «слабой расы» (подневольных, массы, толпы). Выступая против идей социализма, он стремился доказать, что эксплуатация является «естественным» и «высшим» законом жизни. Для того чтобы она существовала, необходимо бороться против идей «демократии», «равенства», «прав человека». Главную роль в наведении порядка на земле Ницше отводил «сверхчеловекам». Только они имеют право управлять государством. Их деятельность не должна быть связана моральными и правовыми нормами. Одна из функций государства – ведение войн, которые являются жизненной необходимостью.
1.6. Политическая идеология утопического социализма. Марксизм. В развитии утопического социализма выделяется три этапа: Ранний этап (ХVI - ХVIII вв.) – период зарождения капитализма и буржуазных революций в Европе. Представители: Т. Мор, Т. Кампанелла, Г. Мабли, Т. Бабеф и т. д. Значительный вклад в развитие утопического социализма ХVI - ХIХ столетия внес ее родоначальник, английский мыслитель Томас Мор. В своей книге «Утопия» он впервые подвергает критике существующий строй в Англии представляет картину нового общества, где нет эксплуатации человеком человека, где существует всеобщее равенство. Политические идеи Т.Мора получили развитие в трудах итальянского философа Томазо Кампанеллы(1568-1639 гг.), изложившего свои политические идеи в романе «Город солнца». В этом произведении он изобразил идеальный общественный строй в государстве Солнца. По его мнению, все люди рано или поздно придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни, ибо человек по своей природе является общественным существом, в котором коллективное начало сильнее индивидуалистического. Второй этап – совпадает с утверждением капитализма и связан с именами выдающихся мыслителей – Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Р.Оуэна. Воззрения Клода Анри да Рувруе Сен-Симона (1760-1825 гг.), отличались особой оригинальностью. А. Сен-Симон доказывал, что основная задача переустройства общества - переход от феодального режима к промышленному. Он полагал, что установление господства «промышленников» приведет к ликвидации деления общества на управляющих и управляемых, что политическая власть, бывшая до того властью над людьми, превратится во власть, осуществляющую чисто административные функции, распоряжение и управление производством в целях удовлетворения общественных потребностей. Третий этап (конец ХIХ в.) в основном представлен русскими революционерами-демократами – Н.Г. Чернышевским, Добролюбовым, В.Г. Белинским, А.И. Герценом. В отличие от западных мыслителей русские революционные демократы стояли на позициях революционного преобразования общества, призывали к борьбе с царской монархией и установлению демократической республики, утверждению народовластия на базе крестьянской общины. На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818-188 гг.) и Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий. Основным теоретическим положением, на котором строится марксистский анализ политики, является учение о классовой борьбе. Согласно этому учению разделение труда, возникновение обмена и производства для обмена, появление частной собственности привели к социальному неравенству, возникновению классов, различающихся отношением к средствам производства, а точнее, владением или не владением ими. С целью реализации интересов этих классов между ними идет борьба за власть, т.е. политическая борьба. В основе политических отношений, т.е. отношений, вытекающих из борьбы за власть, по их мнению, лежат производство и социально-экономические отношения. Конфликт между развивающимися производительными силами и, сдерж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|