Политическое лидерство в Казахстане
4.1. Сущность политической власти. Политическая власть охватывает все сферы человеческой деятельности, и это является ключом к пониманию жизни общества. Власть – это возможность приказывать, диктовать свою волю личности, социальным общностям и обществу в целом с помощью авторитета, права, насилия. Она отражает объективную потребность в организации, удовлетворение волевых стремлений, необходимость в саморазвитии и поддержании целостности общества, достижение поставленных целей. Признавая всеобщность политической власти, политологи по разному ее определяют. Но нам необходимо выделить основной аспект, что политическая власть – есть понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными или ненасильственными средствами. Назначение политической власти проявляется, прежде всего, в поддержании общественного порядка, выявлении и разрешении возможных противоречий, достижении консенсуса в обществе, применении насилия и принуждения для мобилизации общества. Политическая власть зародилась в условиях первобытнообщинного строя, на его последнем этапе политическую власть уже осуществляли старейшины рода, князья, стремясь своими методами влиять на общество, регламентировать его жизнь, направлять в нужное русло интересы людей. Характерные признаки политической власти: 1. оно зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма выражения общественных отношений, прежде всего, между большими социальными группами и сообществами;
2. в своей сущности, политическая власть содержит противоречие между субъектом и объектом властвований (речь идет о подчинении воли одних воле других, о навязывании одними своей воли и ценностей другим, что вызывает сопротивление последних); 3. власть – это возможность, осуществляемая в действии, во взаимоотношении субъектов, зависящих от условий (захватив власть, передать право одним навязывать свою волю другим); 4. политическая власть производна от общественной системы, а более конкретно – от общественных экономических отношений; 5. политическая власть, безусловно, связана с принуждением (в обществах, основанных на принципах демократии, имеет место политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и т.д.); 6. политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т.д. Политическая власть имеет существенные черты: суверенитет, верховенство, неделимость (но может быть и двоевластие; как пример: Россия - 1917 г. – результат: гражданская война, в ходе которой умерло 8 млн. человек). Сильную политическую власть характеризуют также такие черты как авторитетность или способность интегрировать общество, уважение граждан, наличиевызывающее доверие общества программы решения экономических и социальных проблем. Если говорить о методах её осуществления, то это господство, убеждение, принуждение и насилие. Что касается режима правления, то различают: - тоталитарную; - диктаторскую; - авторитарную; - демократическую; - либерально-демократическую. Высшую форму политической власти составляет государственная власть. Государственная власть всегда власть политическая, но в отличие от политической власти имеет обособленный аппарат управления профессиональных управленцев, опирающихся на армию, полицию, органы безопасности, суды и т.д. В процессе функционирования государственная власть опирается на закон, общественные традиции, нравственные устои и нормы международного права. Составной частью государственной власти является её авторитет в обществе, реализуемый, как правило, через планомерно осуществляемые программы преобразования жизни страны. Формой реализацииэтих программ являются принимаемые решения. За длительный исторический период своего существования государственная власть выработала адекватную своим целям и задачам административную структуру, широкое многообразие различных институтов, опираясь на которые она приводит в действие все рычаги власти.
Функции государственной власти – господство, руководство, управление, контроль. Господство означает осуществление воли правящей партии, группы по отношению к обществу; руководство – законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей силы общества. Под управлением понимают осуществление стратегической линии на практике. Контроль – это осуществление надзора исполнительной власти над выполнением принятых государственных решений. К методам осуществления государственной власти относятся убеждение, принуждение и поощрение. В ходе своего длительного развития государственная власть модифицировалась в три важнейшие ветви: - законодательную власть; - исполнительную власть; - судебную власть. Несмотря на свою разделенностъ эти ветви государственной власти нередко объединялись в руках одного авторитарного руководителя или авторитарной группы, что приводило к сужению демократии и злоупотреблению ею. Сторонником единства властей был К.Маркс. Для своих теоретических обоснований он взял за образец Парижскую коммуну. Марксистская теория единства 3-х ветвей власти стала основанием командно-административных методов руководства жизнью советского общества. Между тем в целом ряде стран принципы разделения власти получили широкое развитие, показали большую политическую жизнеспособность. За период Независимости в Казахстане нам удалось осуществить реальное разделение власти на три ветви, тем самым, реализовав базовый принцип демократии. Одновременно с формированием ветвей власти были созданы четкие механизмы сдержек и противовесов. В этом направлении ведется большая целенаправленная работа, что отмечается международной общественностью.
4.2. Высшие органы государственной власти. Государство располагает разветвленной системой органов власти, среди которых ключевую роль играют органы исполнительной (глава государства, правительство), законодательной (парламент) и судебной власти. Все три ветви власти должны быть, как известно, разделены, независимы и уравновешиваемы друг с другом. Учитывая, что судебные органы самостоятельной политической властью не обладают, ибо их основная функция контролирующая, рассмотрим вопросы о роли и полномочиях законодательной и исполнительной власти. Глава государства – центральная фигура государственно-политических институтов страны. Как правило, это монарх (король, царь, император, шах и т.п.) или президент, вне зависимости от формы правления олицетворяющий единство нации. Он является символом государства и выполняет представительные функции на международной арене, а во внутриполитической деятельности – высшие государственные органы. Он служит связующим звеном между высшими органами законодательной и исполнительной властей. Отметим, что источник власти, роль, и полномочия главы государства зависят от формы правления. Так, в монархиях главой государства становятся по наследству. Наиболее распространена кастильская система, означающая, что наследниками престола являются прямые, нисходящие потомки мужского и женского пола в порядке первородства (мужчины имеют преимущество перед женщинами). Монарх имеет особый титул, например короля, императора, шаха и т.д., и государственные регалии - трон, корону, скипетр и т.д. Следует отметить, что корона – достаточно реальная власть, например в Великобритании. Там монарх является фактически несменяемым членом правительства и имеет доступ ко всем его документам. Он утверждает премьер-министра и одобряет министерские назначения. Королева Елизавета – верховный главнокомандующий в чине полковника. При невозможности исполнять свои функции (малолетство, болезнь) эти обязанности возлагаются на регентский совет либо на опекуна.
Главное отличие президента республики от монарха заключается в том, что это пост выборный. Президент может быть избран парламентом (парламентская республика), специальной избирательной коллегией (в некоторых государствах она состоит из членов парламента и членов законодательных собраний (субъектов федерации), выборщиками, или, наконец, прямым голосованием избирателей (президентская республика). Всенародно избирают президента во Франции, Австрии, Исландии, Венесуэле, Колумбии, Мексике, Камеруне, Кении, Сенегале и др. Также были избраны и первые президенты суверенных республик бывшего СССР, в том числе и в Казахстане. В США, Аргентине и Финляндии президент избирается без участия парламента, но не прямыми выборами, а коллегией выборщиков. Парламентом президент республики избирается в Греции, Израиле, Ливане, Мальте и Сингапуре. Таким же образом был избран и первый президент СССР. В Италии, Германии, Индии члены парламента составляют часть коллегии, избирающей президента. В конституциях, как правило, провозглашается право граждан баллотироваться на пост главы государства. Ограничения обычно связаны с возрастом, гражданством. Так в США, в ФРГ – 40, а в Италии – 50 лет. Кроме того, в США, например, требуется, чтобы кандидат на пост главы государства был гражданином Америки по рождению, в Казахстане гражданином Республики Казахстан, прожившим здесь не менее 15 лет. Срок полномочий президента в разных странах неодинаков. Так, во Франции, Италии, Ирландии, Габоне, Того, президент избирается на 7 лет, в Аргентине, Бразилии, Мексике, Финляндии - на 6, в Германии, Индии, Венесуэле, Камеруне, Казахстане – на 5, в США, Колумбии, Коста-Рике - на 4 года. Ряд конституций ограничивает срок пребывания на президентской должности одного и того же лица одним (Мексика, Эквадор) либо двумя сроками (США, Австрия, Германия, Казахстан). Во Франции, Италии, Финляндии ограничения не предусмотрены. В случае невозможности выполнения президентом своих функций его место на оставшийся срок полномочий занимает либо вице-президент, либо спикер парламента. Если же пост вице-президента отсутствует, как, например, в западноевропейских странах, то проводятся досрочные президентские выборы. Полномочия президента: В президентских республиках президент формирует (как правило, с ведома и согласия парламента) и возглавляет правительство, и оно ответственно перед ним, а не перед парламентом. Во многих президентских республиках пост премьер-министра отсутствует, а если и предусмотрено, как правило, административный премьер. Мнение президента всегда оказываётся решающим.
Очень широки полномочия главы государства в международных делах. Президент представляет республику в сношениях с другими государствами, ведет переговоры и подписывает международные договора, назначает и отзывает дипломатических представителей своей страны в других государствах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем иностранных дипломатов. В Казахстане, так же как и в других странах, он – Главнокомандующий Вооруженными силами республики. Таким образом, использование и применение вооруженных сил как внутри страны, так и за ее пределами, выработка военной политики – прерогатива главы государства. Парламент (от фр. рагlе – говорить) – высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент также формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, объявляет амнистию и т.д. Представительные учреждения существовали уже в древней Греции и Риме. Так, в Римской республике (510-27 гг. до н.э.) формально, высшим органом власти считалось Народное собрание, где проходили выборы должностных лиц и принимались или отвергались новые законопроекты. В ХVII-ХVIII вв. парламент приобрел новое значение, когда был положен принцип разделения властей, разработанный Д. Локком и Ш. Монтескьё. С этого врёмени были разделены функции между законодательной, исполнительной и судебной властями и стало возможным говорить о парламентаризме. Высший представительный орган в Казахстане, Великобритании, Франции, Италии и некоторых других странах называется парламентом; в США и странах Латинской Америки – конгрессом; в Швеции – рикстагом, Финляндии – сеймом, в России – Федеральным собранием. Традиционно существуют две разновидности парламентов: двухпалатные ( бикомиральный ) и однопалатные (уникомиральный). Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, в то время как нижняяобеспечивала представительство широких слоев населения, чем и объясняется более демократичный характер ее деятельности. В современных условиях двухпалатная система имеет место в унитарных и федеративных государствах, когда верхняя палата обычно формируется по территориальным единицам (представляют области), либо по политико-административным (представляют отдельные субъекты федерации). Двухпалатные парламенты – в Казахстане, США, Канаде, Германии, Великобритании, Франции, Мексике, Италии, Испании, Австрии, России и др.; однопалатные – в Дании, Финляндии, Венгрии, Швеции. Нижние палаты и однопалатные парламенты всегда формируются путем прямых выборов, верхние образуются по принципу либо наследования (Великобритания), либо назначения главой государства (Канада, Иордания и др.), либо избрания (США, Италия, Индия, Франция, Россия). Парламент Казахстана состоит из Сената и Мажилиса, Конгресс США из палаты представителей и Сената, Франции – из Национального собрания и Сената, Великобритании – формально из монарха и палат, России – из Совета Федерации и Государственной Думы. В большинстве стран мира при формировании парламента существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если 1 млн. электората представляют от 9 до 17 депутатов. Число депутатов народной палаты Индии не может превышать 547, палаты общин Великобритании 650, конгресса США – 535. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению вопросов и процессу законотворчества, что невозможно осуществить в коллегии, насчитывающей тысячи человек. Так Сенат Казахстана насчитывает – 47 человек, а Мажилис – 107. Отметим, что заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. guorum – присутствие достаточно). Кворум казахстанского парламента составляет 2/3 депутатского корпуса. Важную роль в работе парламента играют партийные фракции (от фр. fraktion – разламывание – организованная по политическим интересам группа). В некоторых странах фракции называются парламентскими группами (Франция, Германия) и т.д. Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Руководит работой парламента председатель (спикер). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и кроме функции председательствующего представляет ее в сношениях с другими органами, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой ее административного аппарата. Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентскую неприкосновенность, означающую, что депутат не может быть привлечен к ответственности и вызван в суд в качестве свидетеля; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием. Полномочия парламента и его палат: _.. - ~ Дляуспешной реализации своих функций парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию. Компетенция, в свою очередь, является важнейшим фавором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни общества, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти. По объему компетенции парламенты можно подразделить на три группы. 1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией. Характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств. В таких государствах центральная власть конституционно ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований. К этой группе можно отнести парламенты США, Франции, Испании. Так, например, в США предметы ведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции Конгресса. В их число авторы конституции ввели: регулирование внутренней и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов государственной власти, набор и содержание армии и ВМФ, ведение международных дел, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управление территориальными владениями США. 2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией (т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями). Классический пример - парламент Великобритании. В ХII в. в Англии утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в качестве верховного законодательного органа. Он означает, что парламент не связан каким-либо конституционным актом в законодательной области. Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке обычной законодательной процедуры, и никто (в том числе и суд) не может поставить под сомнение конституционность акта парламента. К этой группе условно можно отнести также парламенты Новой Зеландии, Японии, Италии и Ирландии. 3. Парламенты с относительно определенной компетенцией. Это означает, что границы их компетенции являются относительно подвижными. Так, Конституция Швейцарии не содержит ясного критерия для разграничения компетенции парламента и правительства. Ряд перечисленных в Конституции полномочий Федерального собрания повторяются с незначительными изменениями в другом месте Конституции, где речь идет о полномочиях Федерального совета. К тому же Конституция содержит положение о том, что Федеральное собрание решает все вопросы, которые отнесены к компетенции федерации и не входят в круг ведения другой федеральной власти. Основные функции парламента: Первая, главная функция парламента– законотворчество, которое проходит следующие стадии: обсуждение законопроектов, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Вторая, а по времени происхождения, пожалуй, первая, функция парламента – представительская. Это означает, что избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. С представительской тесно связана третья функция – функция обратной связи, без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, круглые столы. Следующая, важная функция парламента – формирование бюджета, которую образно называют «правом кошелька». Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям, как должны быть использованы бюджетные средства. Следует выделить и внешнеполитические функции парламента: право объявления войны и заключения мира, участия в ратификации международных договоров и соглашений. Контроль над деятельностью правительства. Данное полномочие входит в компетенцию практически всех парламентов независимо от форм правления; последнее влияет лишь на объем данного полномочия. Контрольная функция может быть либо прямо закреплена в законодательстве, либо быть одной из процедур парламента. Например, Конституция швейцарского Союза 1874 г. возлагает на Федеральное собрание (парламент) полномочия высшего контроля за федеральной администрацией и федеральной юстицией (ст.85). Объектом парламентского контроля обычно является исполнительная власть, однако этот контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.п. Контроль за исполнительной властью носит политический характер (хотя и осуществляется в юридических формах). Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. В отношении других объектов характер контроля является чисто юридическим. Основными методами осуществления парламентского контроля являются: 1. Постановка вопроса о доверии - применяется в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом (как правило, перед нижней палатой). В современных условиях применяется довольно редко. 2. Интерпелляция – это обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики. Интерпелляция широко используется в парламентской деятельности многих стран (Италия, Финляндия, Япония, Бельгия). Правительство, как правило, может отказаться отвечать на запрос, но с обязательной мотивировкой отказа. 3. Вопросы устные и письменные. Широко используются парламентариями. Например, в парламенте Великобритании это наиболее часто практикуемая процедура. Ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах. Ответами на вопросы открывается заседание. Два раза в неделю (вторник и четверг) на вопросы в течении 15 минут отвечает премьер-министр, в остальные дни - другие министры. 4. Резолюция порицания отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты. Во Франции (ст.49 Конституции) - это наиболее грозное оружие парламента. Для ее принятия необходимо абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание. В случае, представляющем особый общественный интерес, парламент (или его палаты) может проводить парламентское расследование, для чего создается парламентская комиссия аd hos, обладающая практически неограниченными возможностями получения интересующих ее сведений, а, следовательно, и контроля. Все перечисленные функции свидетельствуют, что парламент является достаточно эффективным политическим механизмом, благодаря которому соблюдается и укрепляется демократия. Правительство. Правительство является высшим государственным органом исполнительной власти, осуществляющим основные политические решения, принятые парламентом. В странах с парламентской формой правления (и в монархиях и в республиках) оно занимает центральное место в системе высших государственных органов. Решающую роль на практике играет, как правило, глава правительства (чаще всего его называют премьер-министром, председателем, в ФРГ и Австрии – канцлером). Порядок формирования правительства в странах с различными формами правления имеет свою специфику, но общая черта – партийная основа. В президентских республиках правительство формируется (президентом) из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах. В странах с парламентской формой правления правительство формируется по-разному. Если, в парламенте имеется партия, располагающая большинством мест, то она и формирует правительство (Великобритания, Канада, Индия). В странах с парламентской и смешанной формами правления правительство ответственно перед парламентом. Если отдельному министру вынесли вотум недоверия, то это, как правило, влечет отставку всего правительства, т.е. правительство несет коллективную ответственность за проводимый политический курс. Полномочия правительства определяются действующим законодательством. Фактически оно осуществляет общее руководство и управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства. Используя право законодательной инициативы, правительство определяет направления деятельности парламента. Полномочия членов правительства специализированы по областям: экономике, культуре и образованию, здравоохранению, энергетике, обороне, иностранным делам и т.д., за которые отвечают соответствующие министерства и ведомства. В случае внутренних волнений или угрозы внешней безопасности правительство может, используя военно-полицейские силы, вводить чрезвычайное или военное положение. К числу внешнеполитических полномочий правительства следует отнести право на проведение международных переговоров и принятие решений об их одобрении и представлении на ратификацию парламентом.
4.3. Власть и оппозиция. В отечественной политологии изучение проблематики политической оппозиции и ее взаимоотношений с властью развилось только в последнее десятилетие. В значительной степени это обусловлено, во-первых, фактическим отсутствием традиций в практике подобного рода исследований, поскольку в советский период развития общественных наук отечественные диссидентские, оппозиционные настроения и структуры не могли быть предметом научного рассмотрения. Нельзя также не учитывать и фактор сравнительно, в отличие от стран дальнего зарубежья, небольшого по времени процесса становления и развития политической науки в суверенном Казахстане. Во-вторых, оппозиция еще только формируется в качестве полноправного института политической системы республики. Ее деятельность часто характеризуется неустойчивостью и непоследовательностью. В настоящее время специалистами немало сделано в области изучения теории и практики становления, организационного оформления, функциональной реализации политической оппозиции и ее взаимоотношений с политической властью в современном Казахстане. В процессе эволюции политической практики, политических учений и политической науки должен непременно измениться и взгляд на власть и оппозицию. По мере демократизации, рационализации, юридизации и этизации отношений власть и оппозиция должны занять ниши легально и легитимно властвующей политической элиты и контрэлиты, не менее легальной и легитимной, готовящейся ее сменить у власти на основании процедур выборов и лучшей системы доказательств своей правоты в виде альтернативных политических программ, социальных проектов и т.д. Любая власть заинтересована в минимальном проявлении оппозиционности тех или иных общественно-политических сил по отношению к ней и проводимому ею политическому курсу. Методы же, с помощью которых она пытается это обеспечить, зависят от характера соответствующего политического режима. Для «мягких» авторитарных режимов характерно стремление к созданию «управляемой» оппозиции. Для «жестких» авторитарных режимов – недопущение и подавление практически любой оппозиции. В первом случае политическая модернизация может принять две имитационные формы: имитация процесса и имитация результата. Но если имитация процесса может привести к усвоению и приспособлению под себя новых институтов и их функций, то во втором случае мы имеем дело с симуляцией. Модернизацию, где чрезвычайно сильна роль государства и слаба роль гражданских институтов, в том числе и оппозиции, можно назвать консервативной. В условиях же демократии оппозиция представляет собой полноправный институт политической системы и играет важную роль с точки зрения представления разумной альтернативы стратегии и тактики правящей элиты и обеспечения политической стабильности в соответствующем государстве. Глубина изменений политической системы, продиктованной политической модернизацией здесь значительней, велика роль гражданских институтов, политической оппозиции. Такую модель модернизации можно назвать либеральной. Очевидно, что возможны и смешанные модели. Учитывая, что степень развития любого общества и государства во многом зависит от согласованных действий государственных и гражданских институтов, возникает необходимость обеспечения консенсуса и вытекающего из его результатов конструктивного формата взаимоотношений между властью и оппозицией. Особенно это актуально для постсоветских государств, которые отличаются недостаточной развитостью институтов демократии и гражданского общества и подвержены сильному влиянию авторитарных тенденций. Одной из главных черт современной политической модернизации является появление реально конкурирующих политических организаций, в частности, диады власти и оппозиции, сопровождающееся ростом уровня политического участия граждан, полноценным соревнованием наилучших сценариев и механизмов политического развития страны. В случае ее имитационного характера результатов такой конкуренции, существенного ограничения властью деятельности оппозиции, сужается сфера публичной политики, микшируется творческий потенциал политических элит и их альтернативных идей, в целом остается под вопросом сама идея политической модернизации. В процессе политической модернизации в зависимости от конкретной ситуации, включая и вмешательство интересов внешних политических игроков оппозиция может сыграть как конструктивную, так и деструктивную роль. Главной проблемой модернизации может стать конфликт между новыми отношениями и старыми институтами, между желанием перемен и неподготовленностью масс к управлению, отсутствием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. Неосуществимость их ожиданий может повлечь эффект депривации и способствовать дестабилизации политического режима. В этой ситуации главная задача политической модернизации – способность прежних политических институтов приспособиться к изменяющимся условиям, основанная не на уровне их демократизации, а на прочности и организованности. Тогда только жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, способен аккумулировать необходимые ресурсы для трансформации и обеспечить индустриализацию страны или переход к рынку при сохранении национального единства (модернизация по И.В.Сталину в СССР, модернизации в Китае, Сингапуре и т.д.). В этой ситуации оппозиция может проявить себя в диапазоне от недееспособности до деструктивности (Киргизия). В целях достижения полноценного консенсуса между властью и оппозицией и для того чтобы развязать инициативу оппозиции в целях продвижения политической модернизации Казахстана политологи предлагают принять комплекс мер, прежде всего в русле демократизации процедур выборов, среди которых: 1) обеспечение участия в избирательных комиссиях всех уровней представителей оппозиционных партий; 2) сокращение избирательного барьера для политических партий; 3) обеспечение равных стартовых возможностей для всех без исключения участвующих в выборах политических партий и кандидатов на выборные должности; 4) предоставление оппозиции доступа к общенациональным теле- и радиоканалам и государственным периодическим изданиям; 5) совершенствование законодательства о выборах, мирных собраниях, политических партиях и общественных объединениях на основе их максимального соответствия признанным международной общественностью принципам и стандартам в области демократии и прав человека. Все это расширит возможности политического участия заинтересованных факторов, обеспечит политическое многообразие и дополнительные гарантии оппозиционной деятельности и, как следствие, будет благоприятствовать гармонизации отношений между властью и оппозицией в процессе модернизации Казахстана. 4.4. Историко-политический анализ и современные концепции лидерства. Термин «лидер» (англ. – leader) означает ведущий, руководитель, вождь. Существует разброс мнений в определение понятия «политическое лидерство». Под лидером не редко понимают индивида, за которым данное общество признает право на принятие решений и который несет ответственность за их последствия. Другие считают, что лидер – это тот, кто содействует, помогает, а не тот, кто отдает приказы. Он должен тонко чувствовать убежденность людей в важности если не прямого участия, то своего вклада в процесс принятия решений. Институт лидерства – это нормативный порядок (по Парсонсу), посредством которого некоторая подгруппа или индивид – политический деятель наделяется соответствующим объемом полномочий для осуществления функций лидерства. Политический лидер – это субъект – носитель данных функций. Главное содержание функций лидерства определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или его отдельных частей в сознательной саморегуляции и саморазвитии. Лидерами не рождаются, лидерами становятся. Им может быть только личность, но не любая, а отличающаяся самостоятельностью мышления, способностью мышления и способностью генерировать идеи, выражать настроение масс, ставить интересы общества выше личных. На политическое лидерство могут оказать влияние факторы: 1. основные политические убеждения лидера; 2. политический стиль лидера; 3. мотивы, которыми руководствуется лидер; 4. реакция лидера на давление и стресс; 5. обстоятельства, благодаря которым лидер впервые оказался в положении руководителя; 6. предшествующий политический опыт лидера; 7. политический климат, в котором политический лидер начал свою деятельность. Типология политического лидера.М. Вебер под лидерством понимал способность «отдавать приказы и добиваться повиновения». Он выделял три типа лидерства: 1. традиционное, основанное на вере в святость традиций; 2. рационально-легальное или бюрократическое, базирующееся на вере в законность существующего порядка; 3. харизматическое (божественного происхождения) лидерство, применяется к индивиду, который выделяется из среды «обыкновенных» людей и считается наделённым сверхчеловеческими исключительными способностями. Бернс разделяет лидеров на две категории: лидеры-преобразователи – действуют в соответствии со своей концепцией общественного развития, и лидеры-дельцы – сосредотачивают внимание на деталях без формирования глобального взгляда на то каким должно быть общество в конечном итоге. В современной политологии широкое распространение получила ситуационная концепция политического лидерства. Ее авторы Р.Стогдилл, Т.Хилтон, А.Голднер и другие обосновывали идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. В соответствии с ситуационной концепцией лидер выступает как функция определенной политической ситуации, которая сложилась в том или ином обществе. Важное значение для понимания политического лидерства имеет так называемая теория конституентов. В современной политологии под конституентами лидера принято понимать политических активистов, приверженных лидеру, и потому представляющих собой его последователей, избирателей лидера, а так же всех тех, кто взаимодействует с ним, оказывая на него влияние. Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация, которая востребовала данную личность, сделала ее необходимой? Очень многие исследователи подчерк
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|