Основные полномочия федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда изложены в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 356).
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34, 5.44 настоящего Кодекса (ст. 23.12). Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27). Кроме того, административные штрафы могут налагаться на работодателя за уклонение от участия в переговорах или отказ о заключении коллективного договора, соглашения; за невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению и др. 2.6.2. Органы государственного надзора и контроля за безопасной эксплуатацией промышленных установок, сооружений, оборудования с повышенной опасностью
2.7. Государственная экспертиза условий труда Положение о государственной экспертизе условий труда утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 г. № 244. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об основах...», ст. 21 задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании, строительстве и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца, посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.
Основные направления государственной политики в области охраны труда Государственная политика в области охраны труда определена Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», трудовым законодательством и другими законодательными актами. Основные направления этой политики следующие: - признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников;
- установление одинаковых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности и ведомственной подчиненности; - принятие и реализация федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; - установление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства и других требований охраны; - обязательное расследование несчастных случаев, установление льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда; - проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, применение экономических санкций за нарушения; - принятие и реализация законодательной базы по обеспечению обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; - защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей; - подготовка специалистов в области охраны труда; - установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; - создание и обеспечение действия единой информационной системы охраны труда и др. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. С целью проведения государственной политики в области охраны труда органы государственной власти наделены определенными полномочиями, вытекающими из названных выше основных направлений этой политики. В первую очередь органы государственной власти разрабатывают и совершенствуют законодательную базу охраны труда, основы и структуру государственного управления охраной труда на всей территории Российской Федерации и обеспечивают взаимодействие с органами местного самоуправления, объединениями работодателей, а также профессиональными союзами и их объединениями и другими уполномоченными работниками представительными органами.
Правительство Российской Федерации выступает гарантом выполнения и соблюдения единой государственной политики в области охраны труда в субъектах Российской Федерации. Исполнение основных направлений государственной политики в территориальных образованиях возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. При этом согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 4 августа 2000 г. № 107-ФЗ) представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|