Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованию охраны труда
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Право работника на охрану труда В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 37), Федеральным законом «Об основах...» ст. 8 каждый работник имеет право на безопасные и безвредные условия труда или отказ от выполнения работы, в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. При приеме на работу или смене ее характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам труда, застрахован от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Работник имеет право на предварительный медицинский осмотр, а также на внеочередной в соответствии с медицинскими рекомендациями. При этом место работы и средний заработок сохраняются. При повреждении здоровья в результате несчастного случая работник имеет право лично или через своего представителя участвовать в его расследовании, а также на возмещение вреда, причиненного ему увечьем или профессиональным заболеванием. В случае ликвидации рабочего места, вследствие нарушения требований охраны труда, работник имеет право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя. Гарантии права работника на охрану труда Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе. Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
На время приостановки работ на предприятии, в цехе, на участке, рабочем месте, вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок.
Служба охраны труда в организации, её функции и основные задачи Основные задачи службы охраны труда - организация и координация работы по охране труда, профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний, осуществление контроля за соблюдением законодательных и иных требований охраны труда, а также консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда. В соответствии со ст. 12 «Об основах...» в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. Численность работников службы охраны труда определяется исходя из количества рабочих в организации и опасности производства. Здесь нужно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников служб охраны в организации (утверждено постановлением Минтруда России от 22.01.2001 г. № 10), а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организациях. В данных рекомендациях изложены задачи, функции и права службы охраны труда.
Организация индивидуальной работы специалиста по охране труда
Служба охраны труда организации или специалист по охране труда должны подчиняться непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Учитывая новые формы собственности и специфику работы организации, целесообразно на основании «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» согласовать и утвердить руководителем организации права и обязанности специалиста по охране труда и его индивидуальный план работы. Рекомендации по организации индивидуальной работы специалиста по охране труда.
С чего начинать? Текущие дела и организация работы по охране труда Определение и согласование обязанностей и прав с начальником (главным инженером) Проведение вводного инструктажа Организация аттестации рабочих мест и страхования от несчастных случаев Составление и согласование индивидуального плана работы на квартал (месяц), распорядок дня Составление графика проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях. Оказание методической помощи структурным подразделениям в ведении документации, составлении инструкций. Участие в совещаниях и комиссиях Взаимодействие с комиссией профкома, Государственной инспекцией труда и другими надзорными органами Сбор и обработка предложений от структурных подразделений по комплексному плану улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, программе «Здоровье» Экспертиза проектов модернизации цехов, оборудования на соответствие требованиям охраны труда и окружающей среды. Ведение учета дел и документации, входящей и исходящей корреспонденции Планирование мероприятий: Составление справок, отчетов Формирование законодательной и нормативной базы по охране труда Сбор и обработка данных, в том числе на базе персональной ЭВМ При этом содержание и объём работы и мероприятий по охране труда, также зависят как от численности работников, так и от специфики производства. В организациях, не занимающихся производством, работу по охране труда (совместно с администрацией) можно поручить совместителю или приглашённому по договору специалисту (письмо Минтруда России от 16.10.94 № 2207-КВ «О примерном договоре на проведение работ по охране труда»).
Планирование охраны труда в организации Основные документы: 1. Постановление Минтруда России от 27.02.95 № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда». 2. Письмо Департамента охраны труда Минтруда России от 05.01.96 г. № 3-13 «Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях». Цели и задачи планирования, виды планов
Планирование охраны труда - это определение целей и задач на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Планирование целесообразно классифицировать на перспективное, годовое и оперативное. Перспективный план (на 2 - 3 года) - это традиционный комплексный план улучшения условий и охраны труда, составление которого, как показала практика, вполне оправдано. Годовой план должен включать в себя часть комплексного плана, коллективного договора (соглашения по охране труда). Оперативный план предназначен для реализации вновь возникающих задач по охране труда. В отдельной отрасли, в объединениях и организациях составляются планы социального и экономического развития на определённый период. Ниже приводится краткое содержание планов, в которых прямо или косвенно отражаются мероприятия по охране труда. План социального и экономического развития План социального и экономического развития предусматривает строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Эта - социальная направленность плана. Второе направление - технико-экономическое, включающее в себя реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии, т.е. рационализацию производства с целью повышения производительности труда и экономических показателей, а также улучшение условий и безопасности труда.
Комплексный план улучшения условий и охраны труда Комплексный план улучшения условий и охраны труда состоит из следующих разделов: - приведение состояния условий труда на рабочих местах в соответствие с нормами и требованиями охраны труда; - реконструкция, капитальный ремонт или вывод из эксплуатации зданий и сооружений, находящихся в технически неудовлетворительном состоянии; - мероприятия по сокращению численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда и в ночных сменах; - мероприятия по устранению тяжелого физического труда - строительство и расширение санитарно-бытовых и вспомогательных помещений. Разработке этого плана предшествует анализ состояния условий и охраны труда и аттестация рабочих мест. К работе по составлению планов должны привлекаться все отделы и службы организации. Разработку плана возглавляет руководитель. Проект рассматривается на совместном заседании профкома и администрации, утверждается руководителем и объявляется приказом. При планировании следует воспользоваться Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда и Рекомендациями по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях, включающими в себя организационные, технические, социально-экономические мероприятия и мероприятия по обеспечению санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактического обслуживания.
5. Обучение, инструктирование и проверка знаний по охране труда работников. Пропаганда охраны труда в учреждении.
Виды инструктажей работников по охране труда, порядок их проведения и оформления Все виды инструктажей следует считать элементами учебы. При инструктаже особое внимание надо уделять рабочим со стажем до 1 года, а также опытным рабочим с большим стажем. Эти категории рабочих наиболее подвержены травматизму. В первом случае - из-за неопытности, во втором - из-за чрезмерной самоуверенности. Разбор несчастных случаев, проработка приказов есть также своеобразная форма обучения. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на: 1) вводный; 2) первичный на рабочем месте; 3) повторный; 4) внеплановый; 5) целевой. Вводный инструктаж и первичный на рабочем месте проводятся по утвержденным программам. Вводный инструктаж
Вводный инструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заведениях. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.
Первичный инструктаж
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ: - со всеми работниками, вновь принятыми в организацию, и переводимыми из одного подразделения в другое; - с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; - со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации; - со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках. Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж не проходят. Перечень профессий и должностных работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом и службой охраны труда. Все работники, в том числе выпускники профтехучилищ, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 - 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку по безопасным методам и приемам труда на рабочем месте под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по предприятию (подразделению, цеху, участку и т.п.). Ученики и практиканты прикрепляются к квалифицированным специалистам на время практики. Повторный инструктаж
Повторный инструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, не зависимо от их квалификации, образования и стажа работы не реже чем через 6 месяцев. Его проводят с целью проверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также с целью повышения знаний индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте. По согласованию с соответствующими органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок прохождения повторного инструктажа. Повторный инструктаж проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте. Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводится: • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; • при изменении, технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; • при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; • по требованию органов надзора; • при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Внеплановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения. Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (преподаватель, мастер). Целевой инструктаж
Целевой инструктаж проводится: • при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); • при ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы. Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и необходимых случаях - в наряде-допуске.
1.10. Участие работников в управлении организацией Определено Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а также учредительными документами организаций. Участие работников в управлении организацией осуществляется непосредственно или через свои представительные органы. Основными формами участия работников в управлении организацией могут быть следующие: - учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором; - проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; - получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; - обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; - участие в разработке и принятии коллективных договоров; - иные формы, определенные Трудовым кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальными нормативным актом организации. Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: - реорганизации или ликвидации организации; - введения технологических изменений, влекущих за собой изменения условий труда работников; - профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; - по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Представители сторон, уклоняющихся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом (ст. 54). Здесь следует учитывать основные принципы социального партнерства, такие как равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, взаимную заинтересованность, что вытекает из ст. 24 Трудового кодекса. Работодатель обязан создать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией.
1.12. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом или иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
2.11. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет: • средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; • добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов (ст. 19 «Об основах...»). В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
2.13. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда Согласно закону «Об основах...», ст. 16 проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Создание безопасных и безвредных условий труда, выполнение требований охраны труда и окружающей среды должно предусматриваться при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта. Это также закреплено в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 215). В основу проекта должны закладываться требования соответствующих нормативных документов. К этим документам нужно отнести постановление Минстроя России от 24.04.95 г. № 18039 «О порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства» РДС11-201-95 г., «О порядке проведения государственной экспертизы условий труда в проектах строительства» (письмо Минтруда России от 17.05.95 г. № 888-ВК) и др. При этом в проектах должны не только перечисляться требования нормативных документов, касающихся охраны труда, но и приводиться инженерные решения и рекомендации по их осуществлению. При приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов следует руководствоваться СНиП 3.01.04 «Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов», НПБ 05-93 МВД России «Порядок участия органов государственного пожарного надзора РФ в работе комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и др. Согласно закону «Об основах...», ст. 16 запрещаются применение в производстве вредных и опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников. 2.14. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья (ст. 10 «Об основах...», а также ст. 253 Тк РФ). Требования к условиям труда женщин регламентированы Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.0.555-96, где приведены требования к производственной среде, трудовому процессу, рабочим местам. В соответствии с СанПиН 2.2.0.555-96 (п.п. 1.10 - 1.11) перед поступлением на работу женщины должны проходить медицинское обследование, с учетом предстоящей профессии, и иметь медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам осмотра комиссией врачей, включая акушера-гинеколога, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. Все женщины-работницы со дня установления у них беременности должны быть взяты под тщательное диспансерное наблюдение с обязательным трудоустройством в ранние сроки на работу, не связанную с воздействием вредных производственных факторов на весь период беременности и лактации. Организация трудового процесса на рабочем месте должна соответствовать «Гигиеническим рекомендациям по рациональному трудоустройству беременных женщин». Привлечение женщин к работе в ночное время, к сверхурочным работам, к работе в выходные дни, ночное время и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ЭВМ, не допускаются (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утверждено Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.96 г. № 14). В организациях следует руководствоваться «Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 162), а также «Перечнем, тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 163). Кроме того, нельзя привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам. Ежегодные отпуска работникам моложе восемнадцати лет предоставляются в летнее время года с продолжительностью отпуска в 31 календарный день. Увольнение несовершеннолетних производится в исключительных случаях и не допускается без трудоустройства. В случае общего заболевания, трудового увечья, инвалидности с детства лицам в возрасте до шестнадцати лет государственная служба медико-социальной экспертизы может установить категорию «ребенок инвалид», а лицам свыше шестнадцати лет - I, II или III группу инвалидности. 2.15. Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда В соответствии с законом «Об основах...» ст. 8, а также другими законодательными актами, каждый работник имеет право на компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. При этом гарантируется предоставление следующих льготы и компенсаций за тяжелые работы и работах с вредными или опасными условиями труда: • сокращение продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю; • дополнительный оплачиваемый отпуск; • повышенная оплата за вредные условия труда; • бесплатная выдача молока или других равноценных продуктов, лечебно-профилактическое питание; • льготное пенсионное обеспечение по старости (возрасту). Льготные пенсии назначаются, как известно, в соответствии со Списками № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской федерации от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное значение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается: мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет. В названном законе приведены и другие возрастные категории работников по уходу на досрочную пенсию по условиям труда в зависимости от отрасли (железнодорожный транспорт, морской, речной порт, геология, топография, лесозаготовка и др.). В Российской Федерации рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда занимают довольно большой удельный вес, что обуславливает и высокий показатель профессиональных заболеваний. Поэтому очевидно, что все виды компенсаций и льгот не приводят к существенному восстановлению потери здоровья работающих во вредных условиях труда. Поэтому одна из основных обязанностей работодателя заключается в создании безвредных условий труда на производстве. Здесь уместно сослаться на постановление Правительства от 26.08.95 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда», которое обязывает руководителей организаций всех форм собственности обеспечить здоровые и безопасные условия труда на рабочих местах, а также санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание. 3. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда Нарушение законодательства о труде, правил и норм по охране труда может привести к несчастным случаям с людьми на производстве, к временной или постоянной утрате трудоспособности или смерти человека. Нарушение должностным лицом организации, независимо от формы собственности, законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда влечет наложение административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так в соответствии со ст. 5.27. п. 1 нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. п. 2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с Федеральными законами «Об основах...», ст. 24 и Трудовым кодексом, ст. 5.28 - 5.44. Ответственность за нарушение правил охраны труда налагается и Уголовным кодексом Российской Федерации (УК), ст. 143: 1. Нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда
В соответствии с Федеративным законом «Об основах...», ст. 25, в случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанный нарушений. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суде. Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке. Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда (ст. 26 «Об основах...»). Организации, выполняющие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 23 «Об основах...»). 4. Организация работы по охране труда в организации Основные документы: 1. Федеральный закон от 17.07.99 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». 2. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 г. № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации». 4.1. Общие принципы организации работы по охране труда в организации В соответствии с Федеральным законом «Об основах...», ст. 14 и ст. 212 Тк РФ обязанности и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Для организации работы по охране труда работодатель создаёт службу охраны труда, которая осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, в том числе службой охраны труда вышестоящей организации (при её наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти по труду соответствующего субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. Для реализации мероприятий по охране труда осуществляется распределение функциональных обязанностей между работниками службы охраны труда, а также утверждаются должностные обязанности руководителей в части охраны труда. В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создаётся совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
4.6.1. Разработка и утверждение правил по охране труда
Межотраслевые правила по охране труда разрабатываются Минтрудом России в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Отраслевые правила по охране труда разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций. В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать следующие главы. 1. Общие требования. 2. Требования безопасной организации работ к производственным (технологическим) процессам. 3. Требования к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|