Силовое исследование группы начального звена для положения рабочего хода (10-ое положение коленвала)
5.2.1. Строим расчетную схему группы начального звена. К начальному звену приложены силы: в точке С – R32 = 2280 н. В точке Sк вес Gк = mк * q = 10,5 * 9,8 = 102,9н. Тут же сила инерции кривошипа Fик направленные к точкам С:
Fик = - mк * аsк = -10,5 * 587 = -5870 н.
5.2.2. Уравновешивающий момент Ту – момент сил сопротивления. Направление Ту по часовой стрелке – всасывание. 5.2.3. Уравнение равновесия моментов относительно оси О вращения кривошипного вала всех сил, действующих на начальное звено:
То(R32) + То (Gr) + То(Fuк) + То(R12) + Ту = 0.
Моменты сил инерции Fик и FикVII кривошипов и реакции R12 стойки на кривошип равны нулю, т.к. линии действия этих сил проходят через ось вала О.
- R32h1 – R52he + Tу = 0, Tу = R32h1 + R52h2.
Измеряя длины отрезков на чертеже и учитывая масштаб чертежа: h1 = 0,064 м; h2 = 0,054м.
Ту = 2280 * 0,064 + 3480 * 0,054 = 332 мм.
5.2.4. Если вращательное движение передаётся при помощи зубчатой передачи, то Ту создаётся уравновешивающей силой Fу, величину которой надо определить. После чего можно определить реакцию R12.
Fу = Ту/h3 = 332/ 0,092 = 3608 н.
5.2.5. Векторное уравнение равновесия сил, действующих на начальное звено:
Gк + Fик + R32 + GкVII + FикVII + R52 + R12 + Fу = 0; R12 = mF (la).
5.3 Определение уравновешивающей силы F у способом рычага Жуковского (10-ое положение коленвала)
5.3.1. Строим в масштабе m L = 0,001 м/мм кинематическую схему исследуемого двухцилиндрового двигателя, к звеньям которого приложены силы: в точке В – сила F4 = -1724,5 н. в точке Sk – вес кривошипа Gk = 102,9 н и сила инерции Fик = 5870 н. в точке Sш – вес шатуна Gш = 46,06 н. в точке Тш – сила инерции шатуна Fuш = -7426 н. 5.3.2. В рассматриваемом положении - j = 3000 (такт всасывания) в первом цилиндре, сжатие во 2ом двигатель не отдаёт, а получает энергию. Поэтому линия действия и направление силы Fу – будет линия зацепления N’’N’’, а направление по направлению скорости точки N’’.
5.3.3. Для определения величины силы Fу строим повёрнутый (на 900) план скоростей. План скоростей строим в масштабе m v = 0,1779 м/с/мм.
(рс) = Vc/mv = 12,45/0,1779 = 70,3 мм, (рв) = Vв10/mv = - 11,5/0,1779 = -64,9 мм, (рSк) = (рс) ек/r = 70,3 * (0,025/ 0,07) = 24,9 мм, (сSш) = (св) LcSш/Lcв = еш/l = 36 * (0,075/0,25) = 10,8 мм, (сtш) = (св) Lcтш/Lcв = 36 * (0,096/0,25) = 9,8 мм, (рm1) = w * rв1/m v = 177,9 * 0,064/ 0,1779 = 64 мм.
5.3.4. Переносим внешние силы. Согласно теореме Н.Е. Жуковского о жёстком рычаге: сумма моментов относительно точки р – полюса повёрнутого плана – всех сил, перенесённых параллельно самим себе в одноимённые точки повёрнутого плана, равняться нулю.
Тр (Gк) + Тр (Fuk) + Тр (Gш) + Тр (F4) + Тр (Fuш) + Тр (Fу) = 0; Тр (Fuk) = 0 т.к. линия действия через полюс Р Gш h1 + F4 h2 + Fuш h3 + Gк h4 - Fу h5 = 0.
Замеряем на повёрнутом плане скоростей длины плеч:
h1 = 22 мм; h2 = 22 мм; h3 = 61 мм; h4 = 57 мм;
При силовом исследовании группы начального звена мы получили:
Fу = (Gш h1 + F4 h2 + Fuш h3 + Gк h4)/ h5 = = (46,06 * 22 + 1724 * 22 + 7426 * 61 + 102,9 * 57)/67 = 5164 н.
Расхождение результатов: (5201 – 5164)/5201 = 0,0105 = 1,05 %; расхождение до 5%.
Смещенное зацепление зубчатой пары Выбор коэффициентов смещения исходного контура
6.1.1. Общее передаточное число передачи:
Uо = nд * nм = 1700/347 = 4,8.
Частное передаточное число зубчатой пары
Uп = Uо/Uпл =4,8/3,2 = 1,5.
6.1.2. Число зубьев z1 ведомого колеса:
Z1 = Z2 Uп = 26 . 1,5 = 17.
Принимаем Z1 = 17. 6.1.3. Окончательно:
Uп = Z2/Z1 = 26/17 = 1,5. Uо = Uп * Uпл = 1,5 . 3,2 = 4,8. nм = nн * nд / Uо = 1700/4,8 = 354,16об/мин.
6.1.4. Число оборотов ведомого колеса зубчатой пары:
n2 = nд/Un = 1700/1,5 = 1133,3 об/мин.
6.1.5. Для колес закрытой передачи выбираем систему коррекции профессора В. Н. Кудрявцева. для колес Z1 = 17 и Z2 = 26; X1 = 0,898, X2 = 0,517; Расчет основных геометрических параметров
6.2.1. Делительное межосевое расстояние – а = 0,5(Z1 + Z2)mп = 0,5(17 + 26)8 = 172 мм. 6.2.2. Коэффициент суммы смещений – Xe = X1 + X2 = 0,898 + 0,517 = 1,415. 6.2.3. Угол зацепления - an
inv aw = (2Xe * tga)/(Z1 + Z2) + inva = (2 . 1,415 . 0,36397) /(26 + 17) + 0,014904 = 0,38868.
l - угол профиля зуба рейки a = 200 ;cos200 = 0,93969; tg200 = 0,36397; inva = inv200 = 0,014904. По таблице находим aw = 2608’; cosaw = 0,8895; sinaw = 0,3971; tgaw = 0,432. 6.2.4. Межосевое расстояние - аw
aw = (Z1 + Z2) * mп/2 * cosa/cosaw = (17 + 26)8/2 . 0,93969/0,8895 = 181,632 мм.
6.2.5. Расчет диаметров зубчатых колес: а) делительные диаметры:
d1 = Z1 * mп = 17 . 8 = 136 мм. d2= Z2*mп = 26 . 8 = 208 мм.
б) начальные диаметры: dw1 = 2aw/Un+1 = 2 . 181,632/1,5 + 1 = 145,3 мм. dw2= 2aw * Un/Un +1 = 2 . 181,632 . 1,5/1,5 + 1 = 217,9 мм.
в) коэффициент воспринимаемого сечения – Y
Y=(аw – а)/mn = 181,632 – 172/8 = 1,204.
г) коэффициент уравнительного сечения -DY
DY= Хå - Y = 1,415 – 1,204 = 0,211.
д) диаметр вершин зубьев:
da1 = d1 + 2(h*a+ x1 - DY)mп = 162,99 мм. da2 = d2 + 2(h*a + x2 - DY)mп = 224,89 мм.
е) диаметр впадины:
df1 = d1 – 2(h*a + C* - x1)mп = 130,3 мм. df2= d2– 2(h*a + C* - x2)mп = 196,2 мм. ж) основные диаметры: dв1 = d1cosa = 136 . 0,93969 = 127,7 мм. dв2 = d2cosa = 208 . 0,93969 = 195,7 мм.
6.2.6. Шаг зацепления – P
P = pm = 3,14 . 8 = 25,15 мм.
6.2.7. Основной окружной шаг – Pв
Pв = P . cosa = 25,15 . 0,93969 = 23,6 мм.
6.2.8. Глубина захода зубьев – hd
hd = (2h*a - DY)mп = (2 . 1 – 0,211)8 = 14,3 мм.
6.2.9. Высота зуба – h
h = (2h*a + C* - DY)mп = (2 . 1 + 0,25 – 0,211)8 = 16,31 мм.
6.2.10. Высота головок и ножек зубьев: а) высота делительной головки шестерни – ha1:
ha1 = (h*a + x1 - DY)mп = (1 + 0,898 – 0,211)8 = 13,49 мм.
б)высота делительной головки колеса – ha2:
ha2 = (h*a + x2 - DY)mп = (1 + 0,517 – 0,211)8 = 10,44 мм.
в) высота делительной ножки шестерни – hf1:
hf1 = (h*a + C* - x1)mп = (1 + 0,25 – 0,898)8 = 2,81 мм.
г) высота делительной ножки колеса – hf2:
hf2 = (h*a + C* - x2)mп = (1 + 0,25 – 0,517)8 = 5,86 мм. д) высота начальной головки шестерни – haw1:
haw1 = 0,5(da1 – dw1) = 0,5(162,99 – 145,3) = 8,84 мм;
е) высота начальной головки колеса – haw2:
haw2 = 0,5(da2 – dw2) = 0,5(228,8 – 217,9) = 5,49 мм.
ж) высота начальной ножки шестерни – hwf1:
hwf1 = 0,5(dw1 – df1) = 0,5(145,3 – 130,3) = 7,5 мм.
з) высота начальной ножки колеса – hwf2:
hwf2 = 0,5(dw2 – df2) = 0,5(217,9 – 196,2) = 10,8 мм.
6.2.11. Окружная толщина зуба: а) делительная толщина зуба шестерни – S1:
S1 = pmп/2 + 2x1mпtga = (3,14 * 8)/2 + 2 * 0,898 * 8 * 0,36397 = 17,7 мм.
б) делительная толщина зуба колеса – S2:
S2 = pmп/2 + 2x2 mпtga = (3,14 * 8)/2 + 2 * 0,517 * 8 * 0,36397 = 15,57 мм.
в) начальная толщина зуба шестерни – Sw1:
Sw1 = dw1(p/2Z1 + 2X1 * tga/Z1 +inva - invaw) = 15,11 мм.
г) начальная толщина зуба колеса – Sw2:
Sw2 = dw2(p/2Z2 + 2X2 * tga/Z2 +inva - invaw) = 11,007 мм.
6.2.12. Проверка величин Sw1 и Sw2:
Sw1 + Sw2 = Pw = pdw1/Z1 = pdw2/Z2 Sw1 + Sw2 = 15,11 + 11,007 = 26,11 мм. pdw1/Z1 = 3,14 * 145,3/17 = 26,8 мм. pdw2/Z2 = 3,14 * 217,9/26 = 26,3 мм.
6.2.13. Проверка величин ha и hf:
h = ha1 + hf1 = 13,49 + 2,81 = 16,3 мм. h = ha2 + hf2 = 10,44 + 5,86 = 16,3 мм. h = hwa1 + hwf1 = 8,84 + 7,5 = 16,3 мм. h = hwa2 + hwf2 = 5,49 + 10,85 = 16,3 мм. 6.2.14.da1 + df2 = da2 + df1; 162,99 + 196,2 = 224,89 + 130,3. 356,19 = 359,19.
7. Построение эвольвентного смещенного зацепления цилиндрических колес Z 1 и Z 2 и его исследование. Вычерчивание профилей (смотреть методические указания часть III “Проектирование и исследование сложной зубчатой передачи”)
О1 М1 = rв1 = 63,85 мм; О2 М2 = rв2 = 97,7 мм;
Длина линии зацепления
7.2.1. Длина линии зацепления – q мм.
q = М1М2 = М1W + WМ2 = rw1 sinan + rw2 sinan; q = аw sinan = 181,6 . 0,456 = 82,83 мм;
При замере длины отрезка на чертеже получаем:
(М1М2) = 83 мм. mL = 1 мм/мм; q = mL (М1М2) = 1 * 83 = 83 мм. М1W = rw1 sinan = 33,13 мм, М2W = rw2 sinan = 49,68 мм,
7.2.2. Длина активной линии зацепления qa.
qa = L1L2 = М1L2 + М2L1 – М1М2. qa = L1L2 = M1L2 + M2L1 + M1M2; qa = Ö rа12 – rв12 + Ö rа22 – rв22 - g; qa = 50,9 + 58 – 8283 = 26,07 мм. При замере длины отрезка на чертеже получаем:
(L1L2) = 26мм; qa =ma(L1 L2) = 1 . 26 = 26 мм.
Длина дополюсной части активной линии зацепления:
qt = L1W = M2L1 – M2W = 58 – 49,68 = 8,32 мм.
Длина заполюсной части активной линии зацепления:
qa = L2W = M1L2 – M1W = 50,9 – 33,13 = 17,77 мм.
Активный профиль зуба
Слагается из профиля головки и части профиля ножки. Остальная часть ножки в зацеплении не участвуют, т.к. с сопряженным профилем она не участвует. Определение активных профилей смотри в методических указаниях, часть III.
7.4 Угол j a торцового перекрытия и дуга зацепления
7.4.1. Ð а1о1а2 = ja1; Ð в1о2в2 = ja2;
ja1 = qa/ rв1 = 26,07/63,85 = 0,408 рад = 240 35’. ja2 = qa/ rв2 = 26,07/97,7 = 0,266 рад = 15037’.
7.4.2. Основные дуги зацепления:
а1а2 = Sв1 = qa; в1в2 = Sв2 = qa; Начальные дуги зацепления: для первого колеса – дуга АL1AL2, для второго колеса - дуга ВL1ВL2.
7.5. Определение коэффициента Е a торцового перекрытия
7.5.1. Еa = ja1/t1 = ja2/t2; Еa = qa/р . cosa = 26,07/25,15 . 0,93969 = 0,133.
7.8. Коэффициент Ã удельного давления
7.8.1. Он характеризует контактную прочность зубьев: Ã = m/rnp, где m – модуль зацепления; rnp – приведённый радиус кривизны в точке касания профиля. 7.8.2. Для наружного зацепления:
à = m(r1 + r2)/r1r2; r1 = М1k; r2 = М2k; r1 + r2 = М1k + М2k = М1М2 = q; à = mq/r1(q - r2); q – длина линии зацепления; q = 83мм; m – модуль зацепления; m = 8 мм. à = 664/r1(83 - r1);
7.8.3. По вычисленным значениям Ã строим график функции Ã = ò3 (x). Построение смотреть в методических указаниях часть III.
Проверка на заклинивание
7.9.1. rа2 <О2М1.
(О2М1)2 = аw2 + rв12 - 2 аw rв1соsan; rа2 = Ö аw2 + rв12 - 2 аw rв1соsan; 7.9.2. Для проектируемой передачи:
rа2 = 114,44 мм; аw = 181,632 мм; rв1 = 63,85 мм; соsan = 0,895; rа < Ö 181,632 + 63,852 – 2 . 181,632 . 0,89 . 63,85; rа < Ö 16421,1; r2 < 128,14; 114,4 < 128,14;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|