Институт федеральной интервенции: определение интервентора и формальных поводов для интервенции
Политические системы наиболее крупных латиноамериканских федераций (Аргентина, Бразилия, Мексика) интересны тем, что они предусматривают институт интервенции. Понятие "интервенция" может считаться синонимом федерального вмешательства. Под интервенцией обычно понимается вмешательство федерального центра в дела регионов и в режим функционирования выборной региональной власти. В этих странах используется понятие "интервентор", определяющее орган федеральной власти, который является носителем права интервенции. Как правило, это президент страны (тем более, что латиноамериканские федерации являются ярко выраженными президентскими республиками). В то же время существенными правами интервентора обладает и национальный парламент (обычно предполагается определенная форма согласованного решения, принимаемого президентом и парламентом страны по конкретному вопросу интервенции). Например, в Малайзии парламент вправе принять закон, обеспечивающий соответствие ситуации в определенном штате пунктам национальной конституции или конституции штата, если они систематически нарушаются. Другой важный аспект федерального вмешательства (интервенции) связан с определением особых ситуаций, которые создают для этого повод. Как сказано выше, поводом для назначения временного губернатора в Мексике является "исчезновение" конституционных органов власти, т.е., другими словами, их полная недееспособность. В конституции Бразилии 1988 г. перечислены все ситуации, в которых федеральный центр получает право на интервенцию: • поддержание национального единства (т.е. территориальной целостности); • отражение иностранного вторжения или нападения одной части федерации на другую;
• необходимость положить конец серьезной угрозе общественному порядку; ¶ Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт • необходимость гарантировать свободное исполнение функций структурами, работающими в частях федерации; • реорганизация финансов в той части федерации, которая не выплачивает консолидированный долг на протяжении двух лет и оказывается не в состоянии обеспечить муниципалитетам (т.е. органам местной власти) определенные им по закону налоговые поступления; • обеспечение действия федерального закона и судебного решения; • обеспечение соответствия ситуации конституционным принципам — республиканской форме правления, представительской системе, демократическому режиму, правам личности, муниципальной автономии, оплате счетов прямой и непрямой правительственной администрации. Конституция Германии считает поводом для федерального вмешательства невыполнение землей федеральных обязательств, возложенных на нее конституцией или другими федеральными законами. В данной ситуации федеральное правительство получает конституционное право "принять необходимые меры". При этом в конституции используется понятие "принуждение", а для осуществления принуждения федеральное правительство или его уполномоченный имеют право давать указания землям и их учреждениям. 3.1.5 Непрямые санкции Следует учитывать, что федеральное вмешательство, как и федеральное администрирование, может иметь прямой и непрямой характер. Выше речь идет о случаях прямых федеральных санкций и механизмах прямого централизованного контроля. Но использование таких форм федерального вмешательства носит достаточно редкий характер и предназначено для крайних случаев. Неслучайно системы санкций в отношении регионов и региональных властей наилучшим образом проработаны в федерациях с нестабильной политической ситуацией (Индия, Пакистан, страны Латинской Америки).
Непрямые санкции означают использование центром тех или иных рычагов не-аЬормального давления на региональные власти. Наиболее эффективными являются экономические рычаги, т.е. решения центральной администрации, направленные на ослабление экономических возможностей региональных властей. Центр обычно располагает обширными возможностями для неформализованного влияния на региональную власть, проводя политику фаворитизма в отношении одних регионов в ущерб другим, принимая конкретные кадровые решения, направленные на сдерживание амбиций и сужение поля для маневра региональной власти и т.п. ¶ 3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне В отношении Мексики, например, было справедливо отмечено, что "тенденция к уменьшению случаев вмешательства федерации в дела штатов на основании раздела V ст. 76 (речь идет о практике назначения временных губернаторов. — Авт.) отнюдь не говорит о том, что федеральные власти с большим уважением стали относиться к автономии штатов. Просто федерация использует для этого другие средства: партийный аппарат (речь идет об аппарате Институционально-революционной партии, которая правила Мексикой на протяжении многих десятилетий. — Авт.), финансовую политику и т.д." [Тихонов, 1979, с. 74—75]. Типы непрямых санкций и формы их применения сильно зависят от государства, его правовой системы и политической культуры. Нельзя не отметить, что непрямые санкции часто используются в политической борьбе, если, например, у власти в регионе находится оппозиция. Впрочем, как показал пример Индии 1977 г., использование прямых, юридически оформленных санкций тоже становится частью политической борьбы между конкурирующими группами влияния. 3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне 3.2.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|