Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт
3.1 Общенациональный территориально-политический контроль Региональная политика проводится для того, чтобы поддерживать необходимый уровень единства страны. Для реализации этой цели государство создает институты и механизмы общенационального территориально-политического контроля. С помощью этих институтов и механизмов обеспечивается должный уровень центростремительных тенденций, позволяющий поддерживать целостность государства как территориально-политической системы. Анализ мировой практики позволяет говорить о нескольких основных направлениях территориально-политического контроля на общенациональном уровне: • единство общенационального правового пространства; • территориальная сеть агентов центральной (общенациональной) администрации; • специальные институты централизованного контроля и санкций в отношении региональной власти. 3.1.1 Единство общенационального правового пространства В данном случае речь идет о механизмах, связанных с административно-правовым (государственно-правовым) регулированием. Главной задачей государства в этом контексте является единство общенационального правового пространства. Несмот- ¶ Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт ря на процессы децентрализации, которые предполагают передачу части нормативного регулирования на места в соответствии с местной компетенцией, всегда сохраняется достаточно сильная и, главное, доминирующая по определению общенациональная составляющая правового пространства. Прежде всего, предполагается обязательность общенациональных законов к исполнению на всей территории государства. В ином случае мы имеем дело с конфедерацией или еще более слабой формой объединения государств.
В рамках данного направления в зависимости от государства и степени его децентрализации возможны следующие ситуации. 1. Полное отсутствие регионального нормотворчества. В таком случае единство общенационального правового пространства обеспечивается "автоматически". Данная ситуация характерна прежде всего для государств с авторитарными режимами, где вообще не признается децентрализация. 2. Ограничение регионального нормотворчества сугубо местными вопросами и проведением на местах решений, принятых на общенациональном уровне. Такая ситуация характеризует унитарные государства, обладающие более или менее развитым местным самоуправлением и его выборными органами. В этом случае в государстве формируется определенный перечень местных проблем, решением которых занимается институт местного самоуправления. Этот перечень может быть сформирован общенациональной властью в рамках муниципальной реформы или определяется конвенциональным путем в форме диалога между центральной властью и местным самоуправлением. Одновременно местные органы власти решают задачи по внедрению и исполнению (возможно — местному уточнению, конкретизации) национальных законов и программ. Некоторые из этих программ могут быть специально предназначены для данного региона, и их исполнение становится совместным делом центра и властей данного региона. 3. Наиболее сложная ситуация характерна для федеративных государств, где
В то же время в некоторых случаях возможны исключения, когда на специально определенных территориях закон или его отдельные положения могут не действовать в связи с особой спецификой (например, в Индии часть положений конституции не распространяется на северо-западный штат Джамму и Кашмир с мусульманским населением и развитыми сепаратистскими настроениями). ¶ 3.1 Общенациональный территориально-политический контроль Следует напомнить, что в федеративных государствах существует разграничение компетенции между уровнями власти, а значит, единое правовое пространство в полной мере функционирует только в рамках компетенции федерального центра. В остальных случаях можно говорить о рамочном общенациональном законодательстве, определяющем общие "правила игры" и допускающем значительные различия между регионами (случай совместной компетенции центра и субъектов федерации). Или складывается ситуация совместной компетенции, причем регионы могут сформировать свою нормативную базу по тому или иному предмету до того, как это сделает центр. Федерация использует механизмы общенационального правового контроля для того, чтобы сохранить установленный уровень единства правового пространства. Например, в странах Латинской Америки Верховный суд может объявить недействительным любой правовой акт, принятый в регионе, в случае признания его не соответствующим национальной конституции. Таким образом, используется принцип соответствия регионального законодательства федеральному, и создаются механизмы признания несоответствия и приведешь в соответствие (либо просто отмены) региональных нормативных актов. 3.1.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|